Перечень вопросов к зачету по дисциплине 14 страница

Цель истинного федерализма — обеспечить осознанное стрем­ление каждого региона быть частью единого государства. Одной из основных задач государственной региональной политики должна стать поддержка местных преобразований, создание общероссийских условий для того, чтобы каждый субъект РФ максимально ис­пользовал свой внутренний потенциал.­

Почти 40% российских земель непригодны для жизни. В районах вечной мерзлоты проживают 26,7 млн. человек. Российские се­верные регионы на 80% обеспечивают всю страну рыбой и море­продуктами, на 2/3 — лесом. Здесь содержатся основные природ­ные запасы углеводорода, фосфора, алюминия, газа, кобальта, меди, никеля. Здесь добываются 100% российских алмазов и 75% ценной на мировом рынке нефти.

Но ремонт теплотрасс, строительство, прокладка дорог и под­держание их в рабочем состоянии и т.п. обходятся казне в 6 раз дороже, чем на остальной территории России. Для того чтобы со­держать одного человека в северных регионах, государству нужно тратить от 16 до 23 тыс. руб. в месяц (в среднем по России — 5 тыс. руб.), устанавливать надбавки к зарплате за трудные усло­вия и пенсии, а также обеспечивать северный завоз продуктов и материалов.

В СССР была разработана программа освоения экономики Се­вера, однако в рыночных условиях необходима новая программа при непосредственном участии государства. Без государственного участия и при высоких издержках на северную продукцию эконо­мика этих областей может быть разрушена.

1 Более подробно см.: Кормишкин Е.Д. Экономическая безопасность региона: теория, методология, практика. Саранск: Изд-во Мордовского гос. ун-та, 2002.

Местные бюджеты ряда государств наделены очень высокой финансовой автономией, т.е. практически не зависят или слабо за­висят от бюджета государства. Это Исландия, США, Люксембург, Испания, Австрия, Швейцария, Швеция. В указанных странах фи­нансовая автономия местных бюджетов лежит в интервале от 99,2 до 72,8%.

В ФРГ, Японии, Франции, Финляндии, Бельгии, Австра­лии и Дании финансовая автономия местных бюджетов колеблется от 68 до 56%.

В ряде стран местные бюджеты при формировании своих те­кущих доходов в решающей степени зависят от трансфертов из бюджета центральной администрации. Это Нидерланды, Италия, Ирландия, Канада, Португалия.

Здесь трансферты составляют от 80 до 62% текущих доходов. Трансфертное финансирование местных бюджетов со стороны центральной администрации свидетельствует об интенсивном перераспределении национального дохода через бюджетные каналы в целях устранения диспропорций в развитии регионов.

Вторым важным показателем централизации/децентрализации бюджетной системы является доля трансфертов бюджета централь­ного правительства в бюджеты местных органов власти.

По их удельному весу в текущих доходах названных бюджетов судят о сте­пени их зависимости от центральной администрации.

Обратным показателем служит степень финансовой автономии местных бюд­жетов от бюджета центральной администрации. Она рассчитывает­ся делением собственных (закрепленных) доходов местного бюд­жета на его текущие доходы и выражается в процентах.

Собствен­ные доходы местных бюджетов в этих странах не входят в состав доходов вышестоящих бюджетов и, таким образом, не регулируют­ся сверху.

В реальной ситуации, сложившейся с местными автономиями в России, может помочь опыт финансового регулирования отноше­ний «центра» и «периферии» таких федеративных государств с раз­витой рыночной экономикой, как США, ФРГ, Швейцария и Авст­рия.

В немногих высокоурбанизированных зонах и крупнейших горо­дах России, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, наблюдается чрезмерная территориальная концентрация производственных сил в результате преимущественного размещения торгово-промышленного и банковского капитала. Так, в 1997 г. Москва и Санкт-Петербург, Московская, Самарская, Свердловская, Нижегородская, Пермская области, республики Татарстан и Башкортостан, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа обеспечили 66% доходов в федеральный бюджет1.

Экономическая безопасность / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Финстатинформ, 1998.

Рейтинговые различия регионов. Начало XXI в. характеризуется некоторым ростом российской экономики, однако диспропорции в развитии регионов сохраняются (табл. 7.1). В табл. 7.2 приводятся данные по первым 20 регионам с наи­большей концентрацией доходов населения.

Из таблиц видно, что на долю первых 20 регионов с наибольшей концентрацией доходов приходится 65% всех доходов, причем 25% — на Москву. Этот дисбаланс вызывает социально-экономическую на­пряженность населения. Данные по безработице приводятся в табл. 7.3. Москва является наиболее привлекательным инвестицион­ным регионом, предоставляющим максимальные возможности при минимальном риске. Ее потенциал составляет 17% всего инвестици­онного потенциала России.

Таблица 7.1. Рейтинг регионов по инвестициям в основной капитал в 2007 г.

Рейтинг инвести-ционного потенциал. Регион Инвестиции, млн руб
Тюменская область
Москва
Ханты-Мансийский автономный округ- Югра
Московская область
Санкт-Петербург
Ямало-Ненецкий автономный округ
Краснодарский край
Республика Татарстан
Свердловская область
Республика Башкортостан
Ленинградская область
Самарская область
Ростовская область
Сахалинская область
Республика Саха (Якутия)
Челябинская область
Иркутская область
Архангельская область
Нижегородская область
Красноярский край

Таблица 7.2. Рейтинг ежемесячных среднедушевых денежных доходов в 2007 г.

Рейтинг доходов Регион Среднедушевой денежный доход, руб.
Москва 34539,0
Ямало-Ненецкий автономный округ 32046,5
Ханты-Мансийский автономный округ- Югра 27289,6
Чукотский автономный округ 27112,3
Тюменская область 22688,2
Сахалинская область 20270,3
Санкт-Петербург 16965,9
Магаданская область 15927,9
Республика Саха (Якутия) 15759,9
Камчатский край 15553,4
Мурманская область 15159,3
Хабаровский край 14675,3
Московская область 14390,2
Свердловская область 14342,4
Самарская область 14034,1
Пермский край 13346,2
Красноярский край 12436,7
Томская область 11815,3
Кемеровская область 11633,0
Республика Татарстан 11623,1

Таблица 7.3. Рейтинг безработицы, 2006 г.

Рейтинг безрабо-тицы Регион Численность экономичес. активного населения, тыс. чел. В том числе безработ-ных, тыс.чел Уровень безработицы, %
Чеченская Республика 459,8 307,5 66,9
Республика Ингушетия 132,5 77,6 58,5
Республика Дагестан 1206,2 269,1 22,3
Кабардино-Балкарская Республика 442,8 91,6 20,7
Республика Тыва 128,1 26,3 20,5
Карачаево-Черкесская Республика 198,4 38,5 19,4
Республика Калмыкия 142,9 23,8 16,7
Республика Адыгея 201,9 27,6 13,7
Республика Бурятия 451,0 60,7 13,4
Курганская область 477,8 59,4 12,4
Республика Коми 547,3 67,6 12,4
Республика Алтай 95,2 11,0 11,6
Владимирская область 792,0 86,1 10,9
Республика Марий Эл 361,9 36,9 10,2
Красноярский край 1551,3 153,3 9,9

Источник: Социальное положение и уровень жизни населения России. 2007. С. 100.

7.2. Экономическое и социальное положение регионов России

Индикаторы экономической безопасности. Учитывая важность и специфические особенности региональных проблем, некоторые экономисты предлагают специальную разработку показателей для регионов1.

В методологическом аспекте это неверная постановка вопроса. По сути, внешние и внутренние угрозы и индикаторы экономиче­ской безопасности такие же, как на федеральном уровне. Однако индикаторы и оценка состояния ситуаций в экономической и соци­альной сферах регионов — это не одно и то же.

Индикатор — это количественный показатель, на основе кото­рого оценивается ситуация в регионе. Далее с учетом индикаторов разрабатываются и обосновываются программно-целевые мероприя­тия по обеспечению экономической безопасности региона.

Методологически правильным представляется рассмотрение и сравнение предельных разработанных индикаторов экономической безопасности и фактического положения в России в целом и в ре­гионах.

1 См.: Экономическая безопасность / Под ред. В.К. Сенчагова. С. 378.

Однако в каждом регионе есть свои особенности:

• неотрегулированность имущественных и межбюджетных от­ношений создает возможность для разного рода правовых нарушений и становится предметом конфликтов между Фе­дерацией и ее субъектами, а это создает непосредственную угрозу экономической безопасности региона;

• федеральные власти используют перераспределительные функ­ции в системе финансового обеспечения регионов (изъятие у сильных регионов и передача слабым). Это, во-первых, усилива­ет противоречия регионов и центра, во-вторых, недовольны оказываются и регионы-доноры, и регионы-реципиенты;

• во многих регионах экологическая ситуация неблагоприятная. Это приводит к увеличению техногенных нагрузок.

Особенность системы индикаторов экономической безопасности на региональном уровне — это использование показателей «объем валового регионального продукта (ВРП) в текущих ценах на душу населения», или «темпы роста ВРП в процентах к тому же периоду прошлого года», или «доля новых видов продукции в общем объеме выпуска в процентах» и др.

Исходя из такой системы индикаторов Е.В. Коротковский провел анализ ситуации в Саратовской области, который показал, что дан­ный регион по уровню экономической безопасности занимает 6—8-е место среди областей и республик Приволжского федерального окру­га. Это свидетельствует о том, что необходима выработка стратегии обеспечения экономической безопасности области1. Более того, по этим показателям можно судить об эффективности управления ре­гионом.

Каждый из основных индикаторов экономической безопасности связан с оценкой угроз и кризисной ситуации в определенной сфе­ре экономики.

Критические значения экономических показателей безопасно­сти не всегда свидетельствуют о полном крахе экономики в целом или отдельных ее областей. Они прежде всего свидетельствует о не­обходимости оперативного вмешательства органов управления в це­лях изменения опасных тенденций.

Представленные в табл. 7.4 пороговые значения показателей по­зволяют сделать вывод о чрезвычайности ситуации в экономике России и Дагестана. Видно, что в Республике Дагестан соотноше­ние пороговых и фактических значений показателей находится на пределе, за которым уже не кризис ситуации, а распад экономики и деградация.

Приведенные в табл. 7.4 данные являются серьезным сигналом для принятия чрезвычайных мер в области развития экономики республики, и прежде всего это касается создания общефедераль­ных условий для преодоления кризиса, условий, обеспечивающих не просто выживание, а возобновление экономического роста и со­циального подъема.

1 Экономический рост и вектор развития современной России / Под ред. К.А. Ху-биева. М.: ТЕИС, 2004. С. 324-333.

Таблица 7.4. Сопоставление уровней пороговых значений показателей экономической безопасности по Российской Федерации и Республике Дагестан

Показатель Пороговое значение (аналитиче­ская оценка) Фактическое значение Соотношение порогового и фактического значений
Российская Федерация Даге­стан   Российская Федерация Даге­стан  
Объем ВВП (на душу населения), % от среднемирового         0,25   0,12  
Объем инвестиций, % к ВВП         0,60   0,30  
Доля людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, %     20-25   30-35   0,30   0,20  
Разрыв между доходами 10% самых высокод. групп и 10% самых низкодох. групп, раз         0,50   0,35  
Уровень безработицы, %     9-11   15-20   0,80   0,60  
Расходы на образование, % к ВВП     1,0   0,5   0,1   0,05  
Уровень спада производства, раз         0,60   0,50  

Источник: Данные результатов аналитической оценки (на основе зарубеж­ного опыта) ученых, а также специалистов Совета Безопасности РФ; Мирзабеков A.M. Регионы — экономика — стратегия — безопасность. М.: Центрполиграф, 1998.

Принципиальная трудность заключается в том, что в России никогда не измеряли пределы экономической выживаемости.

По­этому совершенно не ясно, например, что означает превышение от­дельных предельно допустимых уровней — либо уже созданы усло­вия экономического краха, но пока не ощущаются его последствия, либо нет информации о реальном положении дел в стране (по­скольку отсутствует объективный экономический мониторинг) и поэтому нельзя сказать ничего определенного о количественных показателях кризисных явлений в экономике страны в целом и ре­гионов в частности.

Региональная безработица. В связи с изменением отраслевой структуры занятости — уменьшением числа работающих в отраслях обрабатывающей промышленности (особенно в машиностроении и легкой промышленности) — обост­рились региональные проблемы занятости.

В 47 субъектах РФ без­работица превышает средний уровень по стране, а в отдельных го­родах наблюдается массовая безработица.

Интересна также дифференциация регионов страны по составу безработных. Первоначально основную массу безработных в Рос­сии составляли женщины, лица с высшим и средним специаль­ным образованием, лица предпенсионного возраста. Но затем в тех регионах, где уровень безработицы был выше среднего, стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования, доля молодежи.

В тех регионах, где среди безработных преобладают высокооб­разованные женщины предпенсионного возраста, можно говорить лишь о начальной стадии безработицы. Уровень безработицы и на­пряженность на рынке труда в таких регионах, как правило, неве­лики (например, в Москве), хотя расти они могут высокими темпа­ми (например, в Татарии). В тех регионах, где безработица очень остра, численность безработных зачастую растет медленнее, чем в среднем по стране.

По остроте зарегистрированной безработицы в России отмеча­ются Ингушетия, Северная Осетия, Карачаево-Черкессия, Хабаров­ский край, Амурская область, Камчатская область. В эту же группу, по всей видимости, входит и Чеченская Республика, данные по кото­рой Федеральная служба занятости не собирает.

Для этих регионов ха­рактерны высокий уровень безработицы, высокие темпы его роста (в 2 раза выше среднероссийских), большая напряженность на рынке труда. При этом самая высокая безработица отмечается в Ингушетии и

Северной Осетии, и связана она в первую очередь с очень большой концентрацией беженцев и вынужденных мигрантов.

Есть регионы с наименее острой безработицей. В них уровень безработицы и темпы ее роста ниже среднероссийских, да и напря­женность на рынке труда невысока. В данной группе много северных регионов с добывающей промышленностью: Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Якутия, Магаданская область, Чукотский АО.

Интересно, что в эту группу попадают Москва и Санкт-Петербург, а также Калининградская область. Связано это с массовым созданием здесь новых рабочих мест в рыночных отраслях (торговля, банковская деятельность, посредническая деятельность).

В итоге для покрытия дефицита работников в непрестижных отраслях (транспорт, строитель­ство, коммунальное хозяйство) в Москве, отличающейся наибольшим дефицитом работающих, пришлось использовать временных работ­ников с Украины, из Белоруссии, Закавказья.

В России острая безработица наблюдается в регионах двух типов.

Во-первых, это регионы с высоким естественным приростом насе­ления (Дагестан, Калмыкия, Тыва, Карачаево-Черкессия и т.п.). Здесь на рынке труда постоянно представлена большая численность мо­лодежи, тогда как число рабочих мест в условиях экономического кризиса не только не увеличивается, но и сокращается.

В особый подтип выделяются регионы, где высокий естественный прирост сочетается с массовым притоком беженцев (Ингушетия и Северная Осетия). Здесь безработица существовала и в прошлом в виде аг­рарного перенаселения.

Во-вторых, это депрессивные регионы, где преобладают наиболее кризисные отрасли: легкая промышленность и военно-промышленный комплекс, отличающиеся наибольшим сокращением объемов про­изводства по сравнению с концом 1980-х годов.

К этому типу отно­сятся Ивановская, Владимирская, Костромская, Ярославская, Ки­ровская и другие области, а также республики Удмуртия, Мордо­вия, Марий Эл.

Сельская местность считалась крайне трудодефицитной, спо­собной отвлечь большую массу безработных из городских поселе­ний. Современная ситуация показывает, что эти прогнозы не оп­равдались.

Начиная с 1994 г. уровень безработицы среди сельского населения превышает аналогичный показатель для городского на­селения. Очень высока также напряженность на сельском рынке труда, так как свободных рабочих мест здесь практически нет.

Сельская безработица наблюдается в основном в регионах с высо­ким естественным приростом и в северных несельскохозяйственных регионах. Повышенной сельской безработицей отличаются также де­прессивные сельские регионы со значительным развитием в про­шлом маятниковых миграций из села в городские поселения (Ива­новская, Владимирская и другие области).

Резюме

1. Отход государства в 1991 г. от централизованно-плановой эконо­мики привел к росту регионального монополизма. Государство не­сет потери от продажи стратегического сырья по демпинговым ценам в результате обострения конкуренции среди отечествен­ных экспортеров. Наметилась устойчивая и неблагоприятная тенденция усиления дифференциации в уровнях доходов по ре­гионам России.

2. Необходимо решить две проблемы: достичь равномерности в полу­чении средств всеми субъектами РФ для решения текущих задач; выровнять финансово-экономические потенциалы регионов.

3. На региональном уровне внешние и внутренние экономические угрозы и индикаторы экономической безопасности те же, что на федеральном уровне. Методологически правильным представля­ется рассмотрение и сравнение предельных индикаторов в разре­зе регионов и Российской Федерации в целом.

Ключевые понятия

Региональная политика

Межрегиональные связи

Экономическая безопасность региона

Региональный монополизм

Внутренняя миграция

Региональные кризисы

Регионы-реципиенты

Регионы-доноры

Ранжирование регионов

Межрегиональные связи

Региональная безработица

Вопросы для самопроверки

1. Для чего необходима региональная политика?

2. Что собой представляют межрегиональные связи?

3. Каковы особенности экономической безопасности регионов?

4. В чем состоят особенности регионального монополизма?

5. При каких обстоятельствах возникает внутренняя миграция?

6.В чем состоят особенности региональных кризисов?

7.Что такое регионы-реципиенты и регионы-доноры?

8. Почему необходимо ранжировать регионы?

9. Зачем нужны межрегиональные и межотраслевые связи?

10. В чем состоят особенности северных регионов?

11. При каких обстоятельствах возникает региональная безработица?

Глава 8

ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

8.1. Финансовое равновесие как фактор экономической безопасности государства

Финансовый рынок и экономика.

Финансовая система — это совокупность финансовых отношении, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств1.

Финансовый рынок считается элементом преимущественно ры­ночной экономики, так как в жестко централизованной экономике вопросы финансирования были монополией государства и финансо­вый рынок практически отсутствовал.

Поэтому при переходе к ры­ночной экономике одной из главных задач реформ в России было построение эффективного финансового сектора, который бы обес­печивал аккумуляцию, распределение и перераспределение денег в масштабе национальной экономики2.

Изначально финансовые рынки обслуживали прежде всего ре­альный сектор экономики, но со временем стали приобретать само­стоятельное значение. Финансовые рынки оказывают влияние на со­стояние остальной экономики, а не наоборот.

Когда только 10% еже­дневных валютных операций обслуживают внешнюю торговлю, то основное влияние на валютный курс оказывают уже не товарные рынки, а текущая конъюнктура финансовых рынков3.

Таким обра­зом, состояние финансовой подсистемы во многом становится опре­деляющим и для национальных производителей, и для всего нацио­нального хозяйства4.

Как отмечает А.А. Пороховский, виртуальный мир финансовых ресурсов в значительной мере стал функционировать обособленно от развития воспроизводственных процессов в остальной экономи­ке.

Динамика финансового рынка нередко стала предпочитать соб­ственное направление развития5.

1 Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Л.А. Дробозинской. М.: ЮНИТИ, 2000. С. 62.

2 Курс экономической теории / Под ред. А.В. Сидоровича. М.: Дело и сервис, 2001. С. 606.

3 Теоретические проблемы переходной экономики / Под ред. В.В. Радаева. М.: ТЕИС, 2003. С. 269.

4 Более подробно см.: К оценке ситуации с банковским кредитованием реального сектора экономики // Российский экономический журнал. 2005. № 2. С. 30—38.

5 Пороховский А.А. Вектор экономического развития. М.: ТЕИС, 2002. С. 36.

Воспроизводство финансово-кредитных ресурсов и активов ото­рвалось от кругооборота производственного капитала, произошло замыкание финансовых институтов на торгово-посреднической или финансово-посреднической деятельности1. Это угроза устойчивости финансового рынка. В условиях разбалансированности кругооборо­та в производственном секторе и масштабных финансовых дефици­тов в товарном производстве исправить такую ситуацию можно че­рез подключение организационных и финансовых ресурсов госу­дарства.

В российской финансовой системе ключевым фактором формиро­вания банковских доходов стало не создание ВВП, а масштабное перераспределение добавленной стоимости из реального сектора эко­номики и сектора домашних хозяйств в пользу банковского сектора2.

Структура финансового рынка .

Функционирование финансового рынка осуществляется с помощью различных финансовых инструментов (табл. 8.1).

Денежный рынок — это рынок находящихся в обращении на­личных денег и выполняющих аналогичные функции краткосроч­ных платежных средств (векселя, чеки и т.д.).

Таблица 8.1. Структура денежной массы (на начало года), млрд. руб.

Показатель
  Денежная масса М2 (националь. определен.)   2134,5   3212,6   4363,3   6044,7   8995,8   13272,1
в том числе:            
наличные деньги М0   763,2 1147,0 1534,8 2009,2 2785,2 3702,2
безналичные средства   1371,2 2065,6 2828,5 4035,4 6210,6 9569,9

Источник: Россия в цифрах. 2008. М., 2008. С. 368.

Денежный рынок подразделяется на учетный, межбанковский и валютный.

На учетном рынке основными объектами купли-продажи являются казначейские и коммерческие векселя и другие краткосрочные бумаги, межбанковский рынок функционирует за

счет предоставления кредитов банками друг другу (использование временно свободных денежных средств) сроками от одного дня до пяти лет, валютный рынок обслуживает международный платеж­ный оборот.

1 Геращенко В. В. Актуальные проблемы банковской системы // Деньги и кредит. 1999. № 1. С. 4.

2 Экономический рост и вектор развития современной России / Под ред. К.А. Ху-биева. М.: ТЕИС, 2004. С. 492.

Рынок ссудного капитала, или рынок долгосрочных и кратко­срочных банковских кредитов, охватывает отношения, возникаю­щие по поводу предоставления кредитными учреждениями платных и возвратных ссуд, не связанные с оформлением таких документов, которые могли бы самостоятельно обращаться на рынке: покупать­ся или продаваться, погашаться.

Продавцы здесь — коммерческие и инвестиционные банки, страховые компании и др., а покупатели — государственные орга­низации, промышленные и торговые фирмы, частные лица. Рынок ссудных капиталов включает внебиржевой (первичный), биржевой оборот, а также рынок «через прилавок» — «уличный». Первичный внебиржевой оборот охватывает в основном облигации новых эмис­сий. На фондовой бирже обращаются исключительно акции, а так­же некоторое количество ранее выпущенных облигаций, как част­ных, так и государственных.

Постоянные взаимные предложение и спрос на ссудный капи­тал создают рынок ссудных капиталов. Под механизмом его функ­ционирования следует понимать накопление, движение, распреде­ление и перераспределение денежного капитала под воздействием спроса и предложения, а также существующих процентных ставок.

Наши рекомендации