Методика расчета амортизационных начислений
Линейный (пропорциональный) метод.
Линейный метод предполагает ежегодные равномерные отчисления определенной доли стоимости основных средств в фонд амортизации. Он очень прост в использовании, хотя далеко не всегда отвечает реальным условиям производства.
При линейном методе сумма накопленной амортизации равномерно нарастает со временем, а балансовая стоимость средств производства соответственно уменьшается. Другими словами, происходит перенесение стоимости средств производства на продукцию равными долями в течение всего срока службы. Норма амортизации формируется при этом следующим образом:
,
где На – норма амортизации, руб. на единицу произведенной продукции, оказанной услуги или выполненной работы;
Сп – первоначальная или балансовая стоимость машины (стоимость, по которой машина ставится на баланс предприятия), руб.;
Л – стоимость лома (стоимость деталей, узлов и агрегатов машины на момент ее списания), руб.;
Та – амортизационный срок службы машины в единицах выполненной работы, произведенных услуг или единицах пробега, лет.
Метод уменьшаемого остатка.
Метод уменьшаемого остатка предполагает, что амортизационные отчисления производятся не от первоначальной (балансовой), а от остаточной стоимости основных средств. Норма амортизации при использовании этого метода определяется так:
,
где На – норма амортизации для i-го года в процентах;
Состi – остаточная стоимость средств производства, руб.;
i – номер года, на конец которого определяется остаточная стоимость и соответственно амортизация;
а – ежегодная норма амортизации, определенная по линейному методу и выраженная в процентах;
r – коэффициент регрессии;
Cп – первоначальная (балансовая) стоимость объекта, руб.
Теоретически коэффициент регрессии r может изменяться от нуля до бесконечности. Величина r = 2,5-2,7 в наибольшей степени отражает характер износа современных тракторов. Поэтому для тракторного парка было бы целесообразным рекомендовать метод уменьшаемого остатка с коэффициентом регрессии 2,5-2,7. При этом к моменту списания техники часть ее первоначальной стоимости остается недоамортизированной. Это нормально, так как любая машина на момент ее списания содержит целый ряд деталей, узлов и агрегатов, не выработавших до конца своего ресурса и вполне пригодных для дальнейшего использования на других машинах, немедленно или после восстановительных работ. Стоимость деталей, отправляемых на утилизацию, обычно составляет 15-25 % первоначальной стоимости машины; остальные могут быть использованы после восстановления.
Остаточную стоимость определяют вычитанием начисленного по нормам амортизации износа из первоначальной стоимости или из остаточной стоимости за предыдущий год. Так, остаточную стоимость средств производства к началу второго года эксплуатации с учетом стоимости вновь поступивших средств можно определить как:
,
где Сост – остаточная стоимость группы машин в начале второго года использования, руб.;
Сп – первоначальная стоимость группы машин, руб.;
Си – износ, начисленный по группе машин методом уменьшаемого остатка, руб.;
Сп2 – первоначальная стоимость машин, вступивших в эксплуатацию во втором году использования группы машин, руб.