Распределение часов по видам занятий
Республики Казахстан
Университет имени Д.А. Кунаева
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебно-методической работе,
к.ю.н.
_____________Наширбаева Х.А.
«____»_________2009 г.
Рабочая учебная программа дисциплины (силлабус) для студентов.
Наименование дисциплины: Микроэкономика
Специальность ____________________________
Форма обучения ____________________________
Код дисциплины ____________________________
Всего кредита ____________________________
Курс ____________________________
Семестр ____________________________
Лекции ____________________________
Количество РК
СРСП _______ часов
СРС _____ часов
Вид контроля____Экзамен
Трудоемкость ______ часов
АЛМАТЫ
Г
Учебная программа составлена cт.преподаватель Бердигулова А.К. на основании Типовой программы «Микроэкономика» для высших учебных заведений по специальности «Экономика» - 050506.
Обсуждена на заседании кафедры «Экономика и Бизнес»
Протокол № __1__ «__27____»__август___ 2009 г.
Заведующий кафедрой : _______________ доц., Дуйсебекова К.С.
РЕКОМЕНДОВАНО УМС
Протокол № _1__ «__28___»__август____ 2009 г.
Председатель УМС: ____________ к.ю.н., доцент Наширбаева Х.А.
СОДЕРЖАНИЕ
- Рабочая программа (силлабус)
- Курс лекций
Методические разработки для выполнения практических занятий
Методические указания для выполнения самостоятельной работы под руководством преподавателя
Методические указания для выполнения самостоятельной работы
Тестовые задания для подготовки к экзаменам
Предисловие
Настоящий силлабус составлен на основе требований государственного общеобразовательного стандарта образования Республики Казахстан и соответствует содержанию образовательных программ по специальности “Экономика”.
По государственному общеобразовательному стандарту образования Республики Казахстан для специальности “Экономика” по дисциплине “Микроэкономика” выделено 3 кредита.
Цель преподавания дисциплины. Одной из базовых дисциплин является курс «Микроэкономика», изучение которого обязательно при подготовке экономистов всех снециальностей. Особая актуальность этой дисцилины обусловлена тем, что она дает основы знаний в области рыночной экономики и помогает выработать новые правила экономического поведения в изменивпшхся хозяйственных условиях. Микроэкономические знания позволяют найти реальные пути трансформации централизованной плановой экономической системы в рыночную, дать объективную оценку разным экономическим системам, выявить внутренний механизм йх взаимосвязей, истоков, виды влияния на них со стороны государства и рынка, возможные пути приспособления к ним.
Основная цель курса - изучение механизма функциошфования современной экономики, понимание причин принятия решения отдельньши экономическими субъектами, потребителями, производателями, капиталовкладчикамй, владельцами ресурсов и отдельными фирмами, а также форм взаимодействия потребителей и фирм, формирующих рынки и отрасли промышленности,
Задачи изучения дисциплины. «Микроэкономика» ставит перед собой задачу формирования у студентрв прочных знаний и пракгических навыков в областях, определяемых основной целью курса.
Обязательные результаты изучения микроэкономики:
-студенты должны использовать микроэкономические знания в качестве инструмента для принятия решения и принять их в рыночной специализации;
-умение принимать самостоятельные решения на основе анапиза и
оценки экономической ситуации;
-владеие основным понятием микроэкономики, ориентированные на содержание основных экономических гфоблем и различных подходах к их решению;
-выработка своего обоенованного представления о логике экономического развития;
-социально-экономическая грамотность состоятельная оценка социально-зкономических принщпов и следствий различных видов профессиональной деятельности.
Более конкретно, студент должен умегь аргуменгированно отвечать на вопросы:
1. Что производить? Распределеие ресуреов между альтернативными продуктами, необходимыми на каждый год, должно быть взвешенным.
2. Как производить? Насколько выгоды, извлекаемые из новых технологий, превышают издержки, сжязанные с их внедрением.
З. Для кого производить? На характер распределения доходов в обществе влияют решения как индивидуумов, так и государств.
4.Из чего производить? Для финансирования капиталовложений, повышающих производительность экономики и удовлетворяющих будущие желания, нужно принять решение, каждую часть текущего дохода сберечь.
Предварительные обязательные курсы (пререквизиты): «Экономическая теория», «Высшая математика», «Математическое моделирование», «Статистика», «Экономика природопользования»
Содержание программы
4.1. Планы лекций
№ недели | Тема занятия и его содержание | Кол-во часов | ||||
лек | пр | СРСП | ||||
. Основы теории спроса и предложения Проблема ограниченности ресурсов и необходимости выбора. Модель кругооборта. Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Рыночное равновесие. Равновесные цены и объем производства | ||||||
Предложение труда и капитала домохозяйствами Домохозяйства на рынке факторов производства. Предложение труда. Бюджетное ограничение и кривые безразличия в модели «доход-отдых». | ||||||
Максимализация прибыли конкурентной фирмы Кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы. Средний доход и предельный доход в условиях совершенной конкуренции. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. | ||||||
Поведение потребителя Полезность. Виды полезности. 1-ый и 2-ой законы Госсена. Предпочтения потребителя и кривые безразличия. Бюджетные ограничения потребителя. Равновесие потребителя. | ||||||
Сравнительная статика и анализ спроса Кривые «доход-потребление», «цена-потребление», кривая Энгеля. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода. Товары Гиффина. | ||||||
Предложение труда и капитала домохозяйствами Домохозяйства на рынке факторов производства. Предложение труда. Бюджетное ограничение и кривые безразличия в модели «доход-отдых». | ||||||
Производство и издержки производстваПроизводство. Факторы производства. Производственная функция. Изокванта и ее основные свойства. Виды продукта. Закон убывающей отдачи факторов производства. Эффект масштаба. Бухгалтерские и экономические издержки. Внешние и внутренние издержки. Издержки в краткосрочном периоде. Издержки в долгосрочном периоде. Изокоста. Условие равновесия | ||||||
Рынок совершенной конкуренции Четыре модели рынка. Условия совершенной конкуренции. Рыночное равновесие в краткосрочном периоде. Кривая рыночного предложения в долгосрочном периоде. | ||||||
Монополия и монопсония. Рыночная власть. Характеристика монополии. Виды монополии. Определение цены и объема производства в условиях монополии. Ценовая дискриминация. Регулируемая монополия. Монополия и эффективность. | ||||||
Монополистическая конкуренция и олигополия. Характеристика монополии. Виды монополии. Определение цены и объема производства в условиях монополии. Ценовая дискриминация. Регулируемая монополия. Монополия и эффективность | ||||||
Рынки факторов производства. Спрос на ресурсы. Правило использования ресурсов. Спрос и предложение на рынке земли. Равновесие на рынке земли. Спрос и предложение на рынке труда. Формы заработной платы. Спрос и предложение на рынке ссудного капитала. Виды ссудного процента. | ||||||
Общее равновесие. Неопределенность качества. Значение ассиметричной информации. Роль гарантий и поручительств. Ассиметричная информация на рынке труда. Страхование. | ||||||
Общественные блага Частичное и общее равновесие. Эффекты обратной связи. Общее равновесие и эффективность. Диаграмма Эджворта. Производственные возможности экономики | ||||||
Внешние эффекты (экстерналии) Теория внешних эффектов. Положительные и отрицательные внешние эффекты. Рынки с ассиметричной информацией Роль государства: корректирующие налоги и субсидии. Неопределенность качества. Значение ассиметричной информации. Роль гарантий и поручительств. Ассиметричная информация на рынке труда. Страхование |
График выполнения и сдачи заданий СРС:
№ | Тема задания | Содержание задания | Литература | Форма контроля | Срок сдачи (неделя) | Максимальный оценочный балл |
Основы теории спроса и предложения | и т.д. | опрос | 1 нед | |||
Предложение труда и капитала домохозяйствами | ||||||
Максимализация прибыли конкурентной фирмы | ||||||
Рынок совершенной конкуренции |
Содержание дисциплины
Распределение часов по видам занятий
№ | Название темы (по модулям) | Часы | Всего часов | |||
Лекции | Практ. | СРС-всего | в т. ч. СРСП | |||
Модуль 1. Основы теории спроса и предложения | ||||||
Модуль 2. Предложение труда и капитала домохозяйствами | ||||||
Модуль 3. Максимализация прибыли конкурентной фирмы | ||||||
Всего | Лекции | Практ. | СРС | СРСП | ||
План СРСП
(самостоятельная работа под руководством преподавателя)
№ недели | Темы занятий СРСП | Форма проведения СРСП | номер и раздел источника информации |
Тема 1 Основы теории спроса и предложения. | Опрос | {1,2,3} | |
Тема 2: Эластичность спроса и предложения, влияние налогов | Опрос, проблемные задачи, работа в группах. | [1, 2, 3, 5, 8, 7] | |
Тема 3: Поведение потребителя. | Опрос, проблемные задачи, работа в группах. | [1, 2, 5, 8, 3, 7] | |
Тема 4: Сравнительная статика и анализ спроса. | Опрос, проблемные задачи, работа в группах | [1, 2, 3, 5, 8, 7] | |
Тема 5: Предложение труда и капитала домохозяйствами. | [1, 2, 3, 5, 8, 7] | ||
Тема 6: Производство и издержки производства. | Опрос, проблемные задачи, работа в группах. | [1, 2, 5, 8] | |
Тема 7: Максимизация прибыли конкурентной фирмы | Опрос, проблемные задачи, работа в группах. | [1, 2, 5, 8, 11, 12, 7] | |
Тема 8. Рынок совершенной конкуренции. . | Опрос, проблемные задачи, работа в группах. | [1, 2, 5, 8, 11, 12, 7] | |
Тема 9. Рыночная власть. Монополия и монопсония. | Опрос, проблемные задачи, работа в группах. | [1, 2, 5, 8, 11, 12, 7] | |
Тема 10. Монополистическая конкуренция и олигополия | Опрос, проблемные задачи, работа в группах. | [1,2, 5,8,11, 12] | |
Тема 11. Рынки факторов производства | Опрос, проблемные задачи, работа в группах. | [1,2, 5,8,11, 12] | |
Тема 12. Общее равновесие | Опрос, проблемные задачи, работа в группах. | [1, 2, 8, 6, 7] | |
Тема 13. Общественные блага. | Опрос, проблемные задачи, работа в группах. | [1, 2, 8, 6, 7] | |
Тема 14: Внешние эффекты (экстерналии). | Опрос, проблемные задачи, работа в группах. | [1, 2, 8, 6, 7] | |
Тема 15: Рынки с ассиметричной информацией.. | Опрос, проблемные задачи, работа в группах. | [1, 2, 8, 6, 7] |