Спрос и величина спроса. Закон спроса
Спрос — это представленная на рынке потребность в тех или иных товарах, которые потребители могут приобрести при сложившихся ценах и доходах. Спрос выражаетотношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести. Количество товара, на которое предъявлен спрос, называется объемом спроса.
Между рыночной ценой и объемом спроса существует обратная зависимость: чем выше цена, тем меньше число покупателей при данном уровне доходов, и наоборот, чем ниже цена, тем выше количество приобретаемого товара. Эта очевидная зависимость получила название закона спроса.
Зависимость объема спроса от факторов, определяющих его величину, выражает функция спроса:
30. Эффективность общественного производства. Показатели эффективности. Пути повышения эффективности общественного производства.
Эффективность производства характеризует его результативность, которая находит своё выражение в росте благосостояния населения страны. Следовательно эффективность производства можно определить как оптимальное использование ресурсов в сопоставлении с общественными потребностями.
Эффективность = Результаты производства / затраты на получение данного результата.
На практике различают "общую" (абсолютную) и "сравнительную" экономическую эффективность.
Общая (абсолютная) эффективность затрат и ресурсов рассчитывается как отношение общей величины экономического эффекта к отдельным видам затрат основных ресурсов.
Сравнительная экономическая эффективность определяется при выборе одного из двух и более вариантов решения определенной хозяйственной задачи. Она характеризует преимущества одного варианта по сравнению с другими.
Сравнительная экономическая эффективность основывается на анализе предельных показателей и дает возможность определить эффективность принимаемых решений в будущем, в перспективе, выявлять оптимальный вариант использования ресурсов.
Факторы и пути, влияющие на эффективность производства, разнообразны:
1) научно-технические - НТП, механизация и автоматизация производства; внедрение ресурсосберегающих, безотходных технологий; использование новых материалов и вторичных ресурсов и т.п.;
2) организационно-экономические — снижение трудоемкости, устранение простоев, совершенствование управления и организации производства и труда; сокращение сроков ввода оборудования; сокращение транспортных расходов; и т.п.;
3) социально-психологические - материальная и моральная заинтересованность; профессионально-квалификационный уровень работников; и т.п.;
4) внешнеэкономические - развитие внешней торговли; политика открытых дверей; свободные экономические зоны; организация сов- предприятий и т.п.