Основные требования к оформлению работы
5.1. На титульном листе, оформленном по прилагаемому образцу, ставится подпись зам. директора по учебной работе и производственному обучению о допуске работы к защите и подпись руководителя, подтверждающего готовность дипломной работы.
Объем ВКР - 40 - 60 страниц текста без списка литературы и приложений, объем ПЭР для обучающихся с получением среднего (полного) общего образования – 25 страниц, объем ПЭР для обучающихся без получения среднего (полного) общего образования -12 страниц без списка литературы и приложений. Работа должна быть выполнена на стандартных листах белой бумаги формата А4. Выпускная квалификационная работа представляется в папке-скоросшивателе из плотного черного пластика с пружинным зажимом для надежной фиксации листов и карманом формата А4. Письменная экзаменационная работа представляется в папке-скоросшивателе с прозрачной первой и черной второй страницей обложки формата А4 с перфорацией.
5.2. Текст работы должен быть набран на компьютере с использованием современного текстового редактора. По всем четырем сторонам листа должны оставаться поля. Размер левого поля — 30 мм, правого — 10 мм, размер верхнего и нижнего полей - 20 мм. При использовании текстового редактора Microsoft Word рекомендуется использовать следующие параметры: тип шрифта: "Times New Roman", размер шрифта: 12, междустрочный интервал: полуторный. Весь текст работы выравнивается по ширине страницы.
5.3. Нумерация страниц – сквозная. Все страницы работы должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, второй — содержание и т. д. На страницах первой и второй номера не ставят. На всех последующих страницах номера проставляются арабскими цифрами в правом верхнем углу.
5.4. Выпускная квалификационная/письменная экзаменационная работа должна быть написана грамматически правильным, хорошим литературным языком. Как в текстовом изложении, так и в таблицах, графиках или диаграммах нельзя допускать произвольного сокращения слов. Изложение материала должно вестись логически последовательно.
5.5. Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Все заголовки иерархически нумеруются арабскими цифрами. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. Номер помещается перед названием. Такие разделы, как «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список использованной литературы», «Приложения» не нумеруются. Заголовки должны быть сформулированы кратко. Заголовки разделов оформляют по центру страницы, печатаются строчными буквами полужирным шрифтом (первая заглавная), заголовки подразделов оформляют с абзаца, печатаются также строчными буквами (первая заглавная). Заголовки и подзаголовки не подчеркиваются, в конце их точки не ставятся. Каждый раздел (заголовок 1-го уровня) следует начинать с новой страницы. Переносы в заголовках не допускаются. Размер абзацного отступа составляет 1,25 см. После любого заголовка должен следовать текст, а не рисунок, формула, таблица или новая страница. Необходимо указывать слово «Глава».
В оглавлении наименование заголовка должно быть соединено отточием с соответствующим ему номером страницы.
5.6. Не допускается простой пересказ литературных источников без ссылок на их авторов. При включении в текст работы цитат, использовании заимствованных из литературных источников цифр и фактов, изложении точек зрения различных ученых, применении описанных в литературе методов и т. д. необходимо делать ссылки на источники, из которых взяты эти материалы. Как правило, эти ссылки оформляются в виде сносок[1], помещаемых под соответствующим порядковым номером внизу страницы, содержащих фамилии и инициалы авторов, название книги или статьи, место издания, наименование издательства и год издания, номера страниц. Если цитируются журнальные или газетные статьи, то после их названия указываются наименование журнала или газеты, год издания, номер страницы. В отдельных случаях ссылки (при большом их числе) могут быть даны прямо в тексте в виде цифр, заключенных в квадратные скобки и разделенных между собой запятой, первая из которых соответствует порядковому номеру данного источника в списке использованной литературы, а вторая — номеру страницы цитируемого источника, например [2, 20].
В конце работы после списка использованной литературы обучающийся ставит свою подпись и указывает дату окончания работы.
5.7. Необходимым элементом работы, способствующим более полному раскрытию ее содержания, придающим изложению ясность и наглядность, является иллюстративный материал — фотографии, графики, схемы, диаграммы, чертежи. Их количество и состав определяются особенностями работы, но во всех случаях они должны быть органически увязаны с текстом, грамотно выполнены и правильно оформлены.
Все иллюстрации именуются рисунками и нумеруются последовательно арабскими цифрами. Каждый рисунок должен сопровождаться содержательной подписью, которая располагается под рисунком в одну строку с номером. Рисунки должны размещаться сразу после ссылки на них в тексте работы. При ссылке на рисунок указывается его порядковый номер, а слово "рисунок" пишется в сокращенном виде, например: (Рис.1). Повторные ссылки на рисунки следует давать с сокращенным словом "смотри", например: (см. рис. 1).
Все таблицы и рисунки должны иметь нумерационный и тематический заголовки. Нумерация рисунков, таблиц и формул может быть либо сквозной по всему тексту, например, «Таблица 7», «Рис. 2», либо по разделам, например, «Таблица 1.7», «Рис. 2.5», (т.е. рисунок 5 в главе 2).
Каждый рисунок должен иметь название, состоящее из слова «Рис.», номера рисунка с точкой и текстовой части. Название таблицы состоит из слова «Таблица» (правый верхний угол стр.), номера таблицы без точки и ниже текстовой части, т.е. названия таблицы. Точки после текстовой части не ставятся.
Название рисунка располагается под рисунком по центру страницы. Название таблицы располагается над таблицей по центру страницы. Все названия должны располагаться без отрыва от соответствующего объекта.
Если рисунок или таблица продолжаются на нескольких страницах, каждая, начиная со второй, часть снабжается названием вида «Таблица 1.2. Продолжение». На последней части вместо слова «Продолжение» рекомендуется записывать «Окончание». Заголовочная часть таблицы должны повторяться на каждой странице полностью либо с применением нумерации колонок. В последнем случае колонки нумеруются и на первой странице таблицы.
На каждый рисунок, таблицу и приложение в тексте должна быть ссылка в скобках, например (рис. 3.4).
Пример оформления таблицы и рисунка представлен в Приложении 8.
5.8. Формулы должны быть расположены посередине строки и пронумерованы арабскими цифрами в скобках по правому краю листа. В случае необходимости буквенные обозначения в формуле должны быть расшифрованы.
5.9. В работе должен быть приведен список использованной (изученной) автором литературы. В начале списка приводятся законодательные акты Российской Федерации. Далее в алфавитном порядке фамилий авторов располагаются все остальные источники. Если авторы работы не указаны, то сведения о ней в списке литературы располагаются в алфавитном порядке, соответствующем ее заглавию.
Сведения о книгах (монографиях, учебниках, справочниках и т. д.) должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие книги, издательство и год издания. Фамилию автора следует указать в именительном падеже. Если книга написана двумя или более авторами, то их фамилии с инициалами указывают в той последовательности, в какой они напечатаны в книге; перед фамилией последующего автора ставят запятую. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них, а затем ставить слова "и др.". Сведения о статье из периодического издания (журнала, сборника, газеты) должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие статьи, наименование издания (журнала), наименование серии (если танковая имеется), год выпуска, том (при необходимости, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья. Наименование издания пишут без кавычек.
Рецензирование работ
6.1. Отзыв руководителя.После получения окончательного варианта работы руководитель составляет письменный отзыв, в котором всесторонне характеризует качество работы, отмечает положительные стороны, актуальность и значимость данной работы, особое внимание обращает на недостатки, не устраненные обучающимся выпускником, мотивирует возможность или нецелесообразность представления работы в ГАК.
В отзыве руководитель отмечает добросовестность, качество проделанной работы, соответствие предъявляемым требованиям к оформлению работы, рекомендует оценку, ставит подпись.
6.2. Рецензирование работы. В целях получения сторонней объективной оценки о работе осуществляется внешнее рецензирование работы. Рецензентами могут выступать специалисты соответствующей квалификации на предприятиях, других ОУ и т.д.
В рецензии должны быть отражены степень актуальности проблемы, качество проделанного обучающимся анализа, раскрытие теоретических и практических вопросов. После этого дается характеристика каждого раздела работы с указанием основных положительных и отрицательных сторон, указываются степень практической значимости работы и возможность внедрения на производстве. В завершение рецензент высказывает собственную точку зрения относительно уровня работы и предлагает оценку, после чего ставит свою подпись на титульном листе работы.
Рецензия должна быть получена не позднее, чем за неделю до защиты, и заверена печатью организации, являющегося местом работы рецензента.
Защита работ
7.1. При получении отзыва руководителя, положительной рецензии обучающийся должен подготовить доклад защиты продолжительностью 7-10 мин. В докладе необходимо в сжатой, информативной форме отразить основные положения работы, полученные результаты (по практической части), выводы и рекомендации. Необходимо кратко изложить цель работы, какую именно работу проделал обучающийся выпускник, чем он руководствовался в процессе исследования данной проблемы, что является предметом и объектом исследования. Необходимо также отметить, какие методы исследования были использованы в процессе работы, какие результаты были получены студентом в ходе исследования и каковы основные выводы.
7.2. Для наглядности необходимо подготовить презентацию по основным положениям работы, состоящую из 6-10 слайдов, которые предварительно должны быть согласованы с руководителем. Эти данные в докладе необходимы для доказательства или иллюстрации того или иного вывода. Первый слайд отражает название работы, фамилию, имя обучающегося, фамилию, инициалы руководителя, занимаемую должность. На последнем слайде выражается благодарность членам ГАК. В основной части слайдов даются наиболее значимые табличные, иллюстративные материалы, подтверждающие полученные выводы. Защита работы осуществляется на заседании государственной аттестационной комиссии (ГАК), в состав которой входят высококвалифицированные преподаватели и специалисты производственной сферы.
7.3. Процесс защиты представляет собой открытую процедуру, на которой могут присутствовать все заинтересованные лица.
7.4. До начала защиты работы обучающийся представляет в комиссию отзыв руководителя, заключение на титульном листе и рецензию на работу.
7.5. Обучающиеся, выполнившие работу, но получившие при защите оценку "неудовлетворительно", имеют право на повторную защиту. В этом случае государственная аттестационная комиссия может признать целесообразным повторную защиту обучающимся той же работы либо вынести решение о закреплении за ним нового задания на работу и определить срок повторной защиты, но не ранее чем через год.
7.6. Обучающемуся, получившему оценку "неудовлетворительно" при защите работы, выдается академическая справка установленного образца. Академическая справка обменивается на диплом в соответствии с решением государственной аттестационной комиссии после успешной защиты обучающимся выпускной квалификационной/письменной экзаменационной работы.Порядок защиты работы
8.1. Дата защиты выпускной квалификационной/письменной экзаменационной работы устанавливается управлением учебной работы.
8.2. Защита работы проходит на открытом заседании ГАК с целью установления готовности обучающегося к самостоятельной профессиональной деятельности по приведенной ниже схеме:
1. Секретарь комиссии объявляет фамилию обучающегося, тему выпускной квалификационной/письменной экзаменационной работы и фамилию руководителя.
2. Выступление дипломника - не более 7-10 минут. Доклад начинается с приветствия к председателю и членам ГАК.
3. Секретарь комиссии зачитывает отзыв руководителя и рецензии на выполненную работу. Если руководитель или рецензент присутствуют на защите, им предлагается лично зачитать свой отзыв.
4. Председатель комиссии предлагает обучающемуся ответить на замечания руководителя или рецензента.
5. Председатель комиссии предлагает членам комиссии и присутствующим задавать вопросы выступающему обучающемуся. Ответ дается сразу. Защита проходит в режиме диалога.
6. После окончания публичной защиты проводится закрытое заседание аттестационной комиссии. В процессе открытого голосования большинством голосов устанавливается оценка работы. При одинаковом числе голосов голос председателя является решающим. Оценка работы осуществляется по 5-балльной шкале (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
7. Председатель комиссии подводит итоги и объявляет о завершении защиты.
8.3. Задачей комиссии является выявление соответствия полученных знаний обучающегося принятию решения о возможности присвоения соответствующей квалификации. Поэтому в процессе защиты обучающийся выпускник должен продемонстрировать знание изучаемой проблемы, полученные лично им результаты.
Заданные в процессе защиты вопросы могут затрагивать не только непосредственно аспекты проблемы, рассматриваемые в работе, но также и общие вопросы.
В процессе ответов на вопросы могут возникнуть другие вопросы, на которые обучающийся выпускник также должен дать ответы. Во время подготовки к ответам студент не должен пользоваться работой.
8.4. В процессе работы комиссии ведется протокол ее заседания, в котором фиксируются все заданные вопросы, ответы, особые мнения, а также решение комиссии о выдаче диплома. Протокол должен быть подписан членами комиссии и ее председателем.
8.5. После окончания закрытого заседания комиссии обучающимся объявляются результаты защиты работ.
Хранение работ
9.1 Выполненные обучающимися выпускные квалификационные/письменные экзаменационные работы хранятся после их защиты в образовательном учреждении не менее 5 лет. По истечении указанного срока вопрос о дальнейшем хранении решается организуемой по приказу руководителя образовательного учреждения комиссией, которая представляет предложения о списании работ.
9.2 Списание работ оформляется соответствующим актом.
9.3 Лучшие работы, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий в кабинетах образовательного учреждения.
9.4 По запросу предприятия, учреждения, организации руководитель образовательного учреждения имеет право разрешить снимать копии работ обучающихся. При наличии в работе изобретения или рационализаторского предложения разрешение на копию выдается только после оформления (в установленном порядке) заявки на авторские права обучающегося.
9.5. Изделия и продукты творческой деятельности по решению государственной аттестационной комиссии могут не подлежать хранению в течение 5 лет. Они могут быть использованы в качестве учебных пособий, реализованы через выставки-продажи и т.п.
Приложение 1