Методические рекомендации по изучению разделов, тем учебной программы

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины,

задания для домашней контрольной работы и рекомендации по ее выполнению

для учащихся 1 курса заочной формы получения образования

специальностей

«Бухгалтерский учет, анализ и контроль»

и «Экономика и организация производства».

Брест, 2014

Автор: Чолык Наталия Васильевна, преподаватель экономических дисциплин Брестского филиала ЧУО «Колледж бизнеса и права»

Рекомендации разработаны на основании типовой учебной программы по дисциплине «Основы менеджмента», утвержденной Министерством образования 05.07.2007 г., в соответствии с образовательными стандартами РД РБ 02100.4.012 – 2003 специальности «Бухгалтерский учет, анализ и контроль» и изм. № 1 от 22.04.09 г., ОС РБ 2-270101-2013 специальности 2-27 01 01 “ Экономика и организация производства ”.

Рассмотрены на заседании цикловой комиссии

учетно-экономических дисциплин

и рекомендованы к утверждению

Протокол № ___ от _____________

Председатель _____________ М.М.Полещук

Методист ________________ Е. А. Бекетова

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………..4

Методические рекомендации по изучению тем программы….………5

Задания для домашней контрольной работы и методические

рекомендации по ее выполнению……………………………………....12

Вопросы к обязательной контрольной работе……………..……….….15

Перечень рекомендуемой литературы…..……...….…………………...16

Пояснительная записка

Менеджмент - новое явление в условиях экономической системы, сложившейся ранее и существующей ныне в Республике Беларусь

Предметом менеджмента является управление людьми, а через них – социально – экономическими процессами в самых разных сферах человеческой деятельности. С развитием рыночных экономических отношений в Республике Беларусь все более актуальным становится преобразование существующей системы в рыночную на основе менеджмента.

Изучение дисциплины «Основы менеджмента» опирается на знания, полученные при изучении дисциплин «Экономика организации», «Психология и этика делового общения», «Основы маркетинга», «Основы предпринимательства».

Цель изучения дисциплины - формирование необходимых базовых знаний, умений и навыков управленческой деятельности на основе теоретического обобщения отечественного и зарубежного опыта, принятия управленческих решений, осуществления процесса управления.

Основная задача дисциплины – дать учащимся систематизированные знаний о сущности принципов, методов и функций менеджмента, содержания и особенностей работы менеджера.

Дисциплина изучается в объеме 50 часов. Основными видами занятий являются лекционные и практические занятия. 38 часов отводится для самостоятельной работы учащихся – заочников. В целях закрепления теоретических знаний учащихся и приобретения ими необходимых навыков и умений предусмотрено выполнение домашней контрольной работы.

В конце изучения дисциплины учащиеся пишут обязательную контрольную работу.

В процессе изучения дисциплины следует использовать законодательные и нормативные акты, программу социально – экономического развития Республики Беларусь и другие документы, регламентирующие коренную перестройку управления экономикой и роль человека в системе рыночных отношений.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать:

ü нормативно – правовые акты Республики Беларусь, регулирующие хозяйственную и предпринимательскую деятельность;

ü значение менеджмента в экономике;

ü порядок взаимодействия структурных подразделений организации;

ü методы управления коллективом;

ü методы планирования экономических и социальных процессов в экономике страны, регионов, субъектов хозяйствования;

ü методы оценки персонала;

ü инструменты принятия управленческих решений.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны уметь:

ü принимать управленческие решения;

ü использовать информационные технологии для решения задач по управлению организацией и структурными подразделениями;

ü применять методы контроля, включая антикризисные элементы опережающего контроля.

Настоящие методические рекомендации позволят учащимся систематизировать изучаемый материал и могут стать основой для подготовки конспекта при самостоятельном изучении дисциплины.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Приступая к изучению данной дисциплины, ознакомьтесь со структурой дисциплины «Основы менеджмента», ее целями, задачами и значением в системе экономической подготовки специалистов. Выявите взаимосвязь курса с другими учебными дисциплинами.

Ознакомьтесь с понятиями «управление», «процесс», «менеджмент», «объект управления», «субъект управления», актуальностью изучения дисциплины, ее местом среди других экономических наук. При изучении данной темы уясните содержание менеджмента в различных аспектах, в том числе как науку и практику управления.

Обратите внимание на законодательные и нормативно – правовые акты в области управления.

Литература [1,2,4,8]

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите значимость дисциплины «Основы менеджмента» и ее связь с другими учебными дисциплинами.

2. Изложите цели и задачи данной дисциплины.

3. Дайте определения понятий «менеджмент», «менеджер», «управление».

4. Опишите виды менеджмента.

Наши рекомендации