Миграция трудового населения.
Четыре основных направления:
1. Традиционный поток внутренних миграций – в настоящее время с Севера, Сибири и Дальнего Востока – в неевропейскую часть страны и центр. Причины – свертывание производства и строительства жилья, рост безработицы, снижение стимулов и льгот. Например, в Томской области, двухкомнатные квартиры стояли около 1млн. руб.
2. Беженцы и вынужденные переселенцы из республик бывшего СССР – в основном из Средней Азии, Закавказья, Украины, Казахстана. Около 4 млн. человек. Оседают в Поволжье, на Урале, в Центре – создают напряжение на рабочие места, жилье, инфраструктуру.
3 – 4. Из дальнего зарубежья в Россию. В среднем до 100 тыс. чел. в год. Из Восточной Европы и Китая, Вьетнама, КНДР. Есть опасности возрастания миграционного потока и экспансии в незаселенные районы. Нелегальных иммигрантов – до 3 млн. чел. (предположительно). Усугубляется криминогенная ситуация, происходит столкновение культур.
Отсутствие или нехватку трудовых ресурсов в районах возможно восполнить не только доставкой извне, но и заменой другими ресурсами – в частности, более производительной техникой и т.д.
За годы реформ производительность труда заметно снизилась. Наблюдается снижение производительности труда в европейских регионах РФ и рост в Восточной Зоне, а также на Юге. На производительность влияет образовательный уровень, квалификация. Более 1/3 населения РФ имеет высшее и среднее специальное образование. Показатель довольно высок. По мере развития необходимо, чтобы повышался удельный вес инженерного и управленческого персонала, прежде всего в передовых отраслях – электротехнике, электронике, приборостроении, химической промышленности. Подготовка квалифицированных рабочих: к 1991 г. 78 % рабочих имели среднюю квалификацию, 5 % - высокую. 1/3 рабочих выполняла работы вручную. Труд рабочего относительно дешев, что позволяет выпускать конкурентноспособную продукцию на внутреннем и внешнем рынках.
Основные районы высококвалифицированного труда – европейская и уральско- сибирская зоны, самого дешевого труда – экономически отсталые северо- кавказские и дальневосточные районы.
Россия имеет очень высокий образовательный потенциал: на каждые 10 тыс. человек населения приходится 180 студентов на бесплатной основе, и 280 студентов всех типов и форм обучения. Это очень высокий показатель!
В финансировании образования решающую роль играет государство: Однако доля государственных расходов на образование составляет порядка3,5-4% от ВВП, в развитых странах не менее 5% ВВП. В 2015г. планируется - 11,8 %. В мировой экономике признано положение – заработная плата ниже 3 долларов в час не обеспечивает простого воспроизводства рабочей силы и ведет к деградации трудового потенциала общества. В России этот показатель составляет 1,7 долларов в час.
Доля зарплаты в 1998г. в ВВП страны составляла 30 %, в 2009- примерно 50%, в странах ЕС – 69 %, в Японии – 75%, в США – 72%.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ (2007)
Число дошкольных образовательных учреждений, тыс. | 65,0 | 74,5 | 87,9 | 68,6 | 51,3 | 48,9 | 47,8 | 47,2 | 46,5 | 46,2 | 45,7 |
в процентах от численности детей соответствующего возраста | ... | 64,9 | 66,3 | 54,3 | 55,0 | 57,4 | 57,6 | 57,7 | 57,3 | 58,3 | 59,2 |
Численность воспитанников, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях, человек | |||||||||||
Численность учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях, тыс. человек | 20074 | ||||||||||
Охват детей программами начального и основного общего образования (удельный вес численности учащихся 1-9 классов в численности детей в возрасте 7-15 лет), процентов | ... | 89,8 | 92,0 | 90,1 | 90,8 | 91,8 | 92,3 | 92,7 | 93,3 | 95,0 | 96,7 |
Численность учащихся учреждений начального профессионального образования1) на 10 000 человек населения | |||||||||||
Численность студентов в средних специальных учебных заведениях, на 10 000 человек населения | |||||||||||
Число высших учебных заведений | |||||||||||
в том числе: | |||||||||||
государственных и муниципальных | |||||||||||
негосударственных | - | - | - | ||||||||
Численность студентов в высших учебных заведениях, тыс. человек | 4742 | 5948 | |||||||||
в том числе: | |||||||||||
в государственных и муниципальных | |||||||||||
всего, тыс. человек | |||||||||||
на 10 000 человек населения | |||||||||||
в негосударственных | - | - | - | ||||||||
Выпущено специалистов из высших учебных заведений, тыс. человек | 635 | 840 | |||||||||
в том числе: | |||||||||||
из государственных и муниципальных | |||||||||||
всего, тыс. человек | |||||||||||
на 10 000 человек населения | |||||||||||
из негосударственных | - | - | - | ||||||||
Охват молодежи программами начального, среднего и высшего профессионального образования (удельный вес численности студентов (учащихся) учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в численности населения в возрасте 15-34 года), процентов | ... | 16,4 | 17,0 | 16,1 | 20,5 | 23,0 | 24,0 | 24,6 | 24,8 | 25,1 | 25,1 |
КОНКУРС НА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНАХ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
(на 100 мест подано заявлений о приеме)