Организационные проблемы конверсии

В проводимых в России экономических реформах и перестройке системы управления важную роль играет реорганизация деятельнос­ти предприятий военно-промышленного комплекса. Это беспреце­дентная по масштабам задача. Частичная или полная переориентация предприятий (производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов) с военных на гражданские нужды представляет собой конверсию. Практически конверсия означает со­кращение производства вооружения и военной техники и увеличение выпуска товаров и услуг для удовлетворения нужд населения и обще­ства в целом. С целью производства конкурентоспособной граждан­ской продукции для внутреннего и внешнего рынка используются высокие технологии оборонного комплекса.

Конверсия не может рассматриваться как процесс, связанный только с экономией финансовых, материальных, трудовых и других ресурсов. Она требует значительных затрат на строительство и рекон­струкцию цехов, участков, модернизацию и замену оборудования, расширение и техническое перевооружение производства, а также на переподготовку кадров, выплату выходных пособий и т. д. Решение этой задачи предполагает использование методов государственного уп­равления в сочетании с рыночными методами.

Организационная структура отечественной военной промышлен­ности, объем производства которой доходил до2/, общего объема про­мышленного производства, довольно близка к корпоративной. Мно­гие предприятия создавались и функционировали в составе конкрет­ных технологических цепочек. Это создает реальные предпосылки для межотраслевой интеграции и образования многоотраслевых объеди­нений типа корпораций. Для многих предприятий военно-промыш­ленного комплекса образование корпораций является условием вы­живания — сохранения кадров, научных подразделений, социальной инфраструктуры, получения заказов, материально-технического обес­печения и сбыта готовой продукции.

Приватизация предприятий военно-промышленного комплекса требует особого государственного регулирования, в первую очередь в решении вопросов управления собственностью тех предприятий, которые должны находиться в прямом государственном управлении. Кроме того, принципиальное значение имеет представление государ­ственных интересов в акционерных обществах путем закрепления за государством пакетов акций или владения «золотой акцией». Это со­ответствует мировой практике сочетания государственных и частных интересов при реализации оборонных программ.

К настоящему времени в основном уже сформирована организа­ционная структура гражданского сектора оборонного комплекса, на­чата реализация новых приоритетов в его развитии. Такими приори­тетами в организационной сфере являются:

· формирование национальных научных центров по важнейшим (прорывным) технологиям;

· создание финансово-промышленных групп, технопарков и технополисов, основанных на использовании технологий двойного на­значения;

· образование транснациональных компаний, новых производств на основе прорывных и конкурентоспособных технологий (в том чис­ле и в других странах) как форм участия в мировом разделении труда;

· переход в полном объеме к государственной контрактной сис­теме размещения заказов для нужд государства;

· нормативно-правовое обеспечение экономического механизма, соответствующего особенностям организации и экономики военно-промышленного комплекса.

Реконструкция и структурная перестройка предприятий военно-промышленного комплекса, перевод их на выпуск гражданской про­дукции, оптимальное использование их научно-технического потен­циала—ключевой вопрос развития корпоративного управления в Рос­сии, определяющий его судьбу в будущем.

Глава 19. ОРГАНИЗАЦИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В последние годы в России были созданы условия для широкого развития такой динамичной и достаточно эффективной формы пред­принимательской деятельности, как малые предприятия. В соответ­ствии с принятой экономической статистикой для определения раз­мерности российских предприятий (крупные, средние, малые) ис­пользуются следующие основные признаки: численность производ­ственного персонала, объем валовой продукции и стоимость основ­ных производственных фондов. Согласно российскому законода­тельству, выделение, в частности, малых предприятий, производит­ся по предельным уровням численности персонала по отраслям:

в промышленности, строительстве и на транспорте - это 100 чел., в науке и научном обслуживании — 60 чел., в сельском хозяйстве — 60 чел., в оптовой торговле — 50 чел., в розничной торговле и быто­вом обслуживании населения — 30 чел., в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 чел.

В мировой практике нет унифицированного определения малого предприятия. В 75 странах используется более 50 различных статис­тических показателей, характеризующих малые и средние предприя­тия. Широко применяются качественные критерии, такие, как лич­ное руководство предприятием, прямой личный контакт руководства с производственным персоналом, клиентурой, поставщиками, само­стоятельность, жесткая зависимость от местных рынков и источни­ков сырья и др. Преобладают, однако, количественные критерии: чис­ленность работающих, годовой объем хозяйственного оборота, масса прибыли и т. д.

В Великобритании, например, к малым относятся предприятия и фирмы с числом занятых до 200 чел. в промышленности и до 25 чел. — в строительстве. Во Франции к малым относятся предприятия с количеством занятых от 10 до 50 чел., к ремесленным—с числом работающих до 10 чел. В Болгарии к малым относятся предприятия с числом занятых до 50 чел., к средним —до 200 чел.

В Японии к средним и малым предприятиям в добывающей и обрабаты­вающей промышленности, на транспорте и в строительстве относятся пред­приятия с уставным капиталом до 0,1 млрд. иен и числом работающих до 300 чел. В оптовой торговле соответствующие показатели —до 0,03 млрд. иен и до 100 работающих, в розничной торговле и сфере услуг-до 0,01 млрд. иен и до 50 работающих. В ФРГ к мелкому и среднему предпринимательству от­носятся фирмы с числом занятых менее 300 чел. и годовым оборотом до 100 млн. марок.

О структуре занятости на предприятиях различного размера в це­лом ряде развитых стран свидетельствуют данные табл. 19.1.

Таблица 19.1

Наши рекомендации