Основные направления трансформации внешнеэкономической деятельности региона в условиях рыночных реформ
Помимо создания собственно региональных экономических комплексов и тех перспектив, которые будут связаны с их эффективным функционированием, составной частью социально-экономической политики, как Украины, так и её регионов является внешнеэкономическая составляющая этой политики.
Эффективность внешнеэкономической политики, проводимой администрацией региона, во многом зависит от того, как она соотносится с действием объективных законов рынка, государственной внешнеэкономической политикой, а также с возможностями данного региона.
Однако, учитывая активное включение Украины в международное разделение труда, необходимо выделить следующие проблемы [7]:
§ возможности экспортировать простейшие товары и услуги ограничены. Мировой рынок такими товарами и услугами насыщен или близок к насыщению;
§ возможный резерв связан с разработкой новых оригинальных технологий и производством оригинальных видов товаров и услуг для дополнительных ниш на мировом рынке;
§ возможно включение в торговлю «промежуточных» промышленных товаров и услуг, что в настоящее время недооценивается украинскими производителями. Проблема для последних заключается в жесткости договорных обязательств и качестве продукции.
Поэтому в период перехода к рыночным отношениям большое значение имеют преобразование и модернизация производства, позволяющие сократить выпуск нерентабельной и не отвечающей требованиям рынка продукции, и создание благоприятных условий для развития в регионе производств, которые, при сокращении издержек производства, могут обеспечить высокое качество товаров, способных конкурировать как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Особенно выгодно развивать производство такой продукции, которая требует относительно низких капиталовложений.
Модернизация существующих производственных мощностей требует меньших затрат, чем создание нового производственного потенциала, которое связано с международным обменом, с закупками машин и оборудования. Однако, модернизация, призванная уменьшить расход материалов, улучшить качество и технический дизайн производимой продукции, также требует замены устаревшего оборудования и, прежде всего, на гибкие производственные системы, которые легко приспосабливать к изменению профиля производства.
Поэтому стимулирование импорта и экспорта высокотехнологической продукции, машин и оборудования должно включать:
- освобождение от уплаты таможенных платежей или установление низких ставок импортных пошлин на ввозимое оборудование, если аналогичное оборудование в стране не производится, либо выпускается в ограниченных объемах;
- более низкие таможенные пошлины на экспорт готовой продукции, чем на экспорт топливно-сырьевой продукции и полуфабрикатов;
- предоставление льготных кредитов экспортерам машинотехнических изделий;
- государственную поддержку выставочной деятельности машиностроительных предприятий в зарубежных странах.
Целью данной политики является повышение эффективности и международной конкурентоспособности экономики региона, изменение структуры экспорта в сторону снижения сырьевой компоненты и повышения удельного веса продуктов обрабатывающей промышленности и услуг, развитие интеллектуального потенциала, улучшение финансового положения предприятий машиностроения и связанных с ним отраслей, и в конечном итоге создание основ постиндустриальной экономики.
Составной частью структурной трансформации экономики регионов является конверсия производства на оборонных предприятиях. Для электротехнической, машиностроительной, химической промышленностей и военных отраслей характерна относительно высокая многофункциональность. Наипростейший маневр состоит в изменении назначения готового продукта: он должен быть направлен в отрасль, развитие которой позволит увеличить выпуск товаров широкого потребления. Если удастся это реализовать, то существенного прироста продукции, ориентированной на внутренний и внешний рынки, можно добиться с меньшими капиталовложениями.
Немаловажным является разработка эффективной региональной маркетинговой политики, которая обеспечит эффективность развития товарного производства, формирование ресурсов для решения социальных задач. Основным результатом маркетинговой стратегии является определение товарной специализации региона, которая достигается на основе изучения сравнительной эффективности товаропотоков и предложений по:
ü максимизации эффективного вывоза продукции товаропроизводителей в другие регионы, стимулирование участия в конкурсах на выполнение государственного заказа;
ü максимизации экспорта товаров;
ü воздействию на сокращение ввоза промышленной продукции из других регионов, разработке экономически целесообразных путей удовлетворения потребностей в ней;
ü развитию импортозамещающих производств конкурентоспособной продукции, максимизации внутреннего потребления продукции региональных товаропроизводителей, в т.ч. созданию замкнутых технологических цепочек.
Основные экономические результаты региональной маркетинговой политики состоят в выработке такой структуры производства, которая оптимально учитывала бы удовлетворение внутренних потребностей, вывоз (экспорт) и сокращение ввоза (импорта) и ориентировалась бы на будущий спрос.
При условии развития импортозамещения ускоренное развитие получит машиностроение, агропромышленный комплекс, отрасли, производящие товары народного потребления, что сможет послужить основой экономической интеграции регионов страны.
Однако капиталовложения в импортозамещающую промышленность создают лишь четвертую часть рабочих мест, которые при тех же объемах инвестиций может дать ориентированная на экспорт промышленность [2, С.256]. Следовательно, ориентация экономики на экспорт дает больший вклад в экономический рост, чем стратегия импортозамещения.
Приоритетные направления экспортной и импортной деятельности показаны в таблице 6.14.
При стимулировании экспортно-импортной деятельности, учитывая социально-экономические условия, характерные для отдельно взятого региона, имеет смысл провести дифференциацию промышленных предприятий по следующим группам:
Таблица 6.14