Основные тенденции развития социального страхования в европейских странах

Развитое социальное страхование и обеспечение – характерная черта большинства европейских стран. Состояние социального страхования во многом зависит от таких факторов: удельный вес наемных работников, занятых в обрабатывающих отраслях экономики, развитость национальных систем заработной платы, традиций институтов обязательного социального страхования.

В большинстве стран Европы удельный вес наемных работников - 50–85% численности занятости. Так, в Скандинавских странах имели работу около 3/4 работоспособного населения, в Италии – 59%; в Венгрии и Польше – 55%. В Республике Македония работа только у 34% трудоспособного населения.

Фактор занятости и оформления ее в рамках регламентированных условий найма – один из ключевых моментов в вопросе организации цивилизованных институтов обязательного социального страхования. Если большинство западноевропейских стран достигли высоких уровней охвата населения программами социального страхования (75–85% всех работающих по найму), то в других частях Европы иная ситуация. Почти во всех странах транзитной экономики – Центральной и Восточной Европы и бывшей Югославии – значительные сегменты неформального сектора экономики и безработицы приводят к тому, что до половины трудоспособного населения вне рамок систем обязательного социального страхования.

В европейских странах есть значительная дифференциация заработной платы. В ЕС ее величина варьирует от 47 тыс. евро в год в Люксембурге до всего 2 тыс. евро в Болгарии.

Значительные различия базового источника доходов населения свидетельствуют о разнице, о потенциалах национальных программ социального обеспечения и страхования. Это проявляется и в доле затрат ВВП на социальное обеспечение в Европе. Так, в ФРГ, Франции, Швеции и Бельгии данные расходы превышают 30% ВВП. В странах Балтии и Румынии они чуть ниже 15% ВВП. В России, Украине, Белоруссии в среднем составляют 13% ВВП, а в Армении, Азербайджане, Грузии – не достигают и 10% ВВП.

За последние 20 лет национальные системы социального страхования столкнулись с серьезными проблемами, связанными с последствиями изменений структуры социально-трудовых отношений, занятости, глобализации, со старением населения.

1-я по значимости крупная тенденция, влияющая на состояние и трансформацию национальных систем социального страхования - изменение социально-трудовых отношений. Во многих индустриально развитых странах технологические достижения резко повышают производительность труда, сокращают долю работающих в отраслях промышленности и с/х (с 60 до 25–30% общей численности). Существенно уменьшается доля запятых на условиях постоянного найма, шире применяются гибкие и неполные формы занятости (временной и частичной). Так, в странах Европы численность таких категорий работников от 1/4 до 1/3 общей численности работающих, а с безработными и «серыми» формами занятости – около 40%. Это вызывает сокращение поля социального страхования, рост доли работников с ориентацией на индивидуальные формы личного страхования и накопления финансовых ресурсов.

2-я тенденция в области социального страхования на протяжении последних 30 лет - глобализация, затронувшая рынки труда, товаров и капитала. Она влияет и на изменение матрицы социально-трудовых отношений, вызывая эффект «энтропии» в данной сфере путем выравнивания занятости в планетарном масштабе – увеличивая ее в Китае, Индии, странах Юго-Восточной Азии и уменьшая в странах Европы и США.

Капитал теперь более свободно, чем это было еще 30 лет назад, перемещается в те места планеты, где стоимость труда и производства ниже. Поэтому многие правительства корректируют трудовое законодательство, понижая уровень социальной защиты работников с тем, чтобы компании не закрывали свои производства и не увольняли работников. В конечном итоге данные меры привели к росту доли временной (на 25%) и частичной занятости. Так, на условиях частичной занятости в настоящее время работает каждый пятый работник в странах Западной и Центральной Европы и примерно каждый четвертый работник в странах Восточной Европы.

В конечном итоге глобализация вызывает сокращение финансовых возможностей для национальных систем социального страхования и приводит к необходимости сокращения объемов и снижения размеров пособий. Также правительства стремятся создать благоприятные условия для бизнеса, снижая размеры страховых взносов для работодателей и понижая тем самым для них финансовую нагрузку.

3-я тенденциямирового масштаба - смена приоритетов в размещении финансовых активов. В 1990-е гг. в США, странах Западной Европы и Японии инвестиции в финансовые активы (финансы, страхование и недвижимость) превысили инвестиции в основной капитал. В результате произошло знаковое снижение объемов средств, направляемых на расширение реального сектора экономики, что крайне отрицательно влияет на объемы реального сектора производства, уменьшая ресурсы, направляемые на заработную плату и все виды социального страхования.

Усиление интереса международных финансовых групп к «свободным деньгам» и соперничество за мобильный капитал привели к вовлечению в орбиту их деятельности ресурсы пенсионных систем, активной пропаганде Всемирным банком в связи с этим института накопительной пенсии и «опыта чилийской пенсионной системы».

Но 25-летний опыт функционирования такой системы в Чили, Уругвае и других странах поставил перед администраторами пенсионных систем накопительного типа ряд вопросов:

– как обеспечить застрахованным работникам необходимый уровень пенсий в случае неэффективного управления финансовыми ресурсами со стороны частных управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов?

– как побудить работодателей к выплате приемлемой по размеру заработной платы, достаточной для активного участия и работодателей, и работников в финансировании накопительной части пенсий?

– как организовать работу администраторов пенсионного страхования по обеспечению информацией и навыков обращения с ней, которые позволят застрахованным работникам принимать грамотные решения по размещению пенсионных накоплений?

Несмотря на все признаки явного провала чилийского эксперимента, привлечение ресурсов на финансовые рынки с помощью финансовых ресурсов накопительных пенсионных систем продолжается во многих странах, включая Россию и Казахстан.

4-я тенденция, усугубляющая ситуацию в социальном страховании - долгосрочный процесс старения населения. В 1960-е гг. доля старших возрастных групп в большинстве индустриально развитых стран составляла около 8%, а сейчас 20%, а к 2030 г. приблизится к 26%. В период с 1960 по 2000 г. средняя продолжительность жизни в странах ЕС увеличилась на 4 года.

Увеличение доли населения старших возрастных групп повышает расходы на пенсионное обеспечение, здравоохранение, социальное обслуживание. По расчетам Еврокомиссии, в странах ЕС увеличение ожидаемой продолжительности жизни и снижение рождаемости в совокупности приведут к изменению соотношения экономически активного и неактивного населения, которое в 2009 г. составляло 2,7:1, а к 2060 г. снизится примерно до 1,4:1. К 2060 г. в странах ЕС потребуется увеличить расходы на социальные нужды пожилых на 4,7% ВПП, и в среднем они составят около 30% ВПП.

Рост финансовой нагрузки потребует серьезных изменений политики в сфере социальных расходов. Ее возможные направления - повышение пенсионного возраста, уменьшение размеров пенсий и пособий, повышение уровня страховых взносов. Отдельные страны ЕС приступили к принятию соответствующих мер, включая принятие законов.

Факторы перечисленных тенденций влияют друг на друга, усугубляя кумулятивное отрицательное влияние на состояние национальных систем социального страхования. Это приводит к понижению достигнутых ранее высоких стандартов социального страхования. Происходит коррозия их финансовых механизмов и снижение уровня выплачиваемых пенсий и пособий, уменьшается круг застрахованных и повышается финансовая нагрузка на страхователей.

Процесс глобализации будет усиливать конкуренцию на мировом рынке труда. Это повлечет более широкое применение частичной занятости и в итоге – уменьшение доли застрахованных работников (с 75–85 до 50%). Будут уменьшаться периоды полноценной занятости и сократятся возможности внесения средств, достаточных по объему, на пенсионное и медицинское страхование.

Старение населения также будет продолжать ухудшать ситуации с доходами населения. Увеличение доли пожилых граждан потребует либо увеличения финансовых ресурсов на пенсионные цели с 12–15 до 20–25% ВВП, либо снижения размеров пенсий и уровня медицинской помощи, по крайней мере, на 1/3 существующей сегодня величины.

При этом достижение критических параметров системы социального страхования в большинстве индустриально развитых стран и России следует ожидать не к середине XXI в., а через 12–15 лет, так как тенденции социально-экономических изменений зачастую имеют не постепенный, а взрывной характер, отвечающий закономерностям скорости процессов так называемого эффекта зарастающего труда.

Наши рекомендации