Состав и качество информационное обеспечение
Отрасли
В российской экономике четко проявляются четыре тенденции, обусловленные актуальностью информационного обеспечения отрасли это:
- переход от регионального маркетинга к маркетингу страны, а затем и международному маркетингу;
- переход от покупательских нужд к покупательским потребностям;
- переход от конкуренции в ценах к неценовой конкуренции;
- преобразование конкуренции в кооперацию.
Информационное обеспечение процессов управления в отрасли представляет собой совокупность необходимых для принятия и реализации решений сведений о состоянии и результатах деятельности торговли и перспектив ее развития.
Оно включают:
а) собственно информацию, представляющую собой набор данных, необходимых для проведения экономического анализа, прогнозирования и принятия управленческих решений на уровне отрасли, ее подсистем и отдельных предприятий;
б) методы сбора и обработки информации;
в) выбор организационных и методических приемов, необходимых для повышения надежности информационного обеспечения.
Весь процесс информационного обеспечения отрасли можно представить в виде нескольких этапов (рис. ).
Постановка задачи и определение целей | Разработка плана информационного обеспечения | Сбор информации | Анализ информации | Представление результатов субъектам управления |
Рис.
Модели переработки информации, исходят из предпосылки множественности источников получения субъектами управления информации для принятия решения о тактике и стратегии развития отрасли.
В рыночных условиях большинство показателей, содержащих необходимую торговле информацию, рассчитываются непосредственно в фирмах, однако, существенный интерес имеет информация их других источников.
Источники информации, необходимой для управления торговлей подразделяются на три группы.
Первая группа – источники, сосредоточенные внутри торговых предприятий и организаций. К ним относятся:
- специализированные группы сотрудников отрасли;
- периодические отчеты, составленные на различных уровнях управления. В том числе отчеты торговых ассоциаций;
- всевозможные информационные связи.
Вторая группа – публикуемые источники:
- отчеты органиков управления федерального, регионального и местного уровня;
- научные публикации;
- торговые газеты и журналы;
- коммерческие издания производителей потребительской продукции;
- справочники и каталоги;
- общие публикации.
Третья группа источников включает субъекты информационной индустрии:
- информационные региональные и отраслевые центры;
- маркетинговые центры;
- фирмы, занимающиеся исследованиями рынка;
- другие специализированные агентства (службы проверки рекламы, служба кредита и т.п.);
- интернациональные информационные электронные сети.
Информационное обеспечение отрасли напрямую связано с отбором первичной или вторичной информации, поступающей из вышеназванных источников.
При формировании информационной системы торговли большое значение имеет отбор первичной и вторичной информации.
Первичная информация – это сведения, которые впервые собирают для какой-либо конкретной цели.
Вторичная информация – это сведения, которые где-то существуют, будучи ранее собранными для других целей.
Сбор фактических данных является одним из важнейших элементов системы информационного обеспечения отрасли, содержание и их объем определяются целью управления (исследования), при этом данные должны поступать из нескольких источников, так как только в этом случае их можно сравнить и определить степень достоверности.
Приступать к работе по сбору информации следует с поиска именно вторичной информации, т.к. это позволит не только сэкономить время и средства при поиске первичной информации, но и возможно внесет коррективы в поставленные ранее цели текущего исследования.
Вместе с тем, вторичная информация имеет свои достоинства и недостатки, представленные в табл.
Таблица