Тема 5. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

5.1 Характеристика внешней среды хозяйствования предприятий

5.2 Оценка влияния факторов внешней среды на деятельность предприятия

Основные термины и определения

Внешняя среда предприятияпредставляет собой совокупность активных субъектов исил, действующих за его пределами и влияющих на его возможности достигать поставленные цели.

Микросредапредставлена силами,имеющими непосредственное отношение к самомупредприятию и его возможностям по обслуживанию потребителей.

Потребители–это те лица,которые заинтересованы или могут быть заинтересованыпроизводимыми предприятием товарами или услугами.

Поставщики–это субъекты предпринимательской деятельности(отдельные юридиче-ские и физические лица), обеспечивающие предприятие и его конкурентов материально-техническими, топливно-энергетическими и другими ресурсами, необходимыми для производ-ства конкретных товаров и предоставления услуг.

Посредники–субъекты предпринимательской деятельности,являющиеся связующимзвеном между поставщиками, производителями и потребителями, которые организуют снабже-ние предприятия различными видами ресурсов, а также продвижение, сбыт и распространение на рынке его продукции.

Конкуренты–это те,с кем предприятию приходится бороться за покупателя и за ресур-сы, которые оно стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свою деятельность.

Государствооказывает воздействие на предприятия преимущественно через законода-тельное регулирование и защиту их деятельности.

Макросредапредставлена силами(факторами),которые влияют на микросреду,т.е.опо-средованно влияют на деятельность предприятия.

Экономические факторыотражают состояние экономики страны в целом,которое влия-ет на многие аспекты деятельности предприятия, в том числе на уровень экономической эффек-тивности и возможности развития предприятия.

Политические факторыопределяют политическую обстановку и степень стабильности вобществе.

Демографические факторыопределяют,с одной стороны,реальные возможности обес-печения предприятия трудовыми ресурсами, а с другой – формируют уровень и масштабы ры-ночных потребностей.

Социокультурные факторывключают организационную и потребительскую культурунаселения, нравственные нормы его поведения, национальные традиции и личностные установ-ки.

Научно-технические факторы,определяемые темпами и направлениями научно-технического прогресса, объемами ассигнований на науку и научные разработки, развитием информационных технологий, обусловливают появление новых общественных потребностей и соответственно новых возможностей для их удовлетворения.

Природные факторыотражают природно-климатические условия,в которых осуществ-ляется деятельность предприятия и которые должны обязательно учитываться в процессе при-нятия любого хозяйственного решения.

Экологические факторы,определяющие состояние природной среды хозяйствования,оказывают существенное воздействие на перспективы развития и эффективность деятельности предприятия.

«Пять сил Портера»–модель оценки позиций предприятия в конкурентной среде.SWOT-анализ,включающий анализ сильных и слабых сторон предприятия,возможностей

и угроз для него во внешней среде, позволяющий выявить ключевые факторы успеха предприя-тия.

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой внешняя среда предприятия, и каковы ее основные характери-

стики?

2. Назовите и охарактеризуйте факторы микросреды внешнего окружения предприятия.

3. Проанализируйте влияние конкретных факторов микросреды на деятельность какого-либо реального или гипотетического предприятия.

4. Назовите и охарактеризуйте факторы макросреды внешнего окружения предприятия.

5. Проанализируйте влияние конкретных факторов макросреды на деятельность какого-либо реального или гипотетического предприятия.

6. Для чего нужна оценка влияния факторов внешней среды на деятельность предприятия?

7. Охарактеризуйте «пять сил Портера» и укажите какие факторы определяют «силу» их влияния на деятельность предприятия.

8. Какие стратегические курсы может выбрать предприятие на основе анализа «поля сил Портера» и в чем состоят их особенности?

9. В чем состоит сущность SWOT-анализа?

10. Какова цель и содержание мониторинга внешней среды предприятия?

Рекомендуемая литература: [16-21]

Тема 6. РЫНОК И ПРОДУКЦИЯ

6.1 Рынок как сфера товарообмена

6.2 Общая характеристика продукции предприятия: понятие и классификация, измерители и система показателей

6.3 Товарная политика предприятия

Наши рекомендации