Тема 5. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
5.1 Характеристика внешней среды хозяйствования предприятий
5.2 Оценка влияния факторов внешней среды на деятельность предприятия
Основные термины и определения
Внешняя среда предприятияпредставляет собой совокупность активных субъектов исил, действующих за его пределами и влияющих на его возможности достигать поставленные цели.
Микросредапредставлена силами,имеющими непосредственное отношение к самомупредприятию и его возможностям по обслуживанию потребителей.
Потребители–это те лица,которые заинтересованы или могут быть заинтересованыпроизводимыми предприятием товарами или услугами.
Поставщики–это субъекты предпринимательской деятельности(отдельные юридиче-ские и физические лица), обеспечивающие предприятие и его конкурентов материально-техническими, топливно-энергетическими и другими ресурсами, необходимыми для производ-ства конкретных товаров и предоставления услуг.
Посредники–субъекты предпринимательской деятельности,являющиеся связующимзвеном между поставщиками, производителями и потребителями, которые организуют снабже-ние предприятия различными видами ресурсов, а также продвижение, сбыт и распространение на рынке его продукции.
Конкуренты–это те,с кем предприятию приходится бороться за покупателя и за ресур-сы, которые оно стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свою деятельность.
Государствооказывает воздействие на предприятия преимущественно через законода-тельное регулирование и защиту их деятельности.
Макросредапредставлена силами(факторами),которые влияют на микросреду,т.е.опо-средованно влияют на деятельность предприятия.
Экономические факторыотражают состояние экономики страны в целом,которое влия-ет на многие аспекты деятельности предприятия, в том числе на уровень экономической эффек-тивности и возможности развития предприятия.
Политические факторыопределяют политическую обстановку и степень стабильности вобществе.
Демографические факторыопределяют,с одной стороны,реальные возможности обес-печения предприятия трудовыми ресурсами, а с другой – формируют уровень и масштабы ры-ночных потребностей.
Социокультурные факторывключают организационную и потребительскую культурунаселения, нравственные нормы его поведения, национальные традиции и личностные установ-ки.
Научно-технические факторы,определяемые темпами и направлениями научно-технического прогресса, объемами ассигнований на науку и научные разработки, развитием информационных технологий, обусловливают появление новых общественных потребностей и соответственно новых возможностей для их удовлетворения.
Природные факторыотражают природно-климатические условия,в которых осуществ-ляется деятельность предприятия и которые должны обязательно учитываться в процессе при-нятия любого хозяйственного решения.
Экологические факторы,определяющие состояние природной среды хозяйствования,оказывают существенное воздействие на перспективы развития и эффективность деятельности предприятия.
«Пять сил Портера»–модель оценки позиций предприятия в конкурентной среде.SWOT-анализ,включающий анализ сильных и слабых сторон предприятия,возможностей
и угроз для него во внешней среде, позволяющий выявить ключевые факторы успеха предприя-тия.
Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой внешняя среда предприятия, и каковы ее основные характери-
стики?
2. Назовите и охарактеризуйте факторы микросреды внешнего окружения предприятия.
3. Проанализируйте влияние конкретных факторов микросреды на деятельность какого-либо реального или гипотетического предприятия.
4. Назовите и охарактеризуйте факторы макросреды внешнего окружения предприятия.
5. Проанализируйте влияние конкретных факторов макросреды на деятельность какого-либо реального или гипотетического предприятия.
6. Для чего нужна оценка влияния факторов внешней среды на деятельность предприятия?
7. Охарактеризуйте «пять сил Портера» и укажите какие факторы определяют «силу» их влияния на деятельность предприятия.
8. Какие стратегические курсы может выбрать предприятие на основе анализа «поля сил Портера» и в чем состоят их особенности?
9. В чем состоит сущность SWOT-анализа?
10. Какова цель и содержание мониторинга внешней среды предприятия?
Рекомендуемая литература: [16-21]
Тема 6. РЫНОК И ПРОДУКЦИЯ
6.1 Рынок как сфера товарообмена
6.2 Общая характеристика продукции предприятия: понятие и классификация, измерители и система показателей
6.3 Товарная политика предприятия