Методические указания по выполнению СРС

по дисциплине

«Экономика ресурсосбережения»

Выполнение самостоятельной работы является способом углубления знаний, умений и навыков студентов, полученных в ходе аудиторных занятий, лабораторных, практических и семинарских занятий. Вследствие этого выполняемая самостоятельная работа должна дополнять собой полученные знания.

Предмет «Экономика ресурсосбережения» представляет собой межотраслевую дисциплину, в рамках которой необходима глубокая проработка методических аспектов оценки эффективности использования ресурсов предприятия, направлений поиска резервов совершенствования поиска резервов совершенствования системы управления ресурсами, поиск и оценка влияния методов финансирования программ ресурсосбережения.

Для достижения указанной цели студентам рекомендуются следующие виды самостоятельной работы:

1. Детальное исследование отдельных вопросов, рассматриваемых в ходе проведения лекционных занятий. Целью данной работы является изучение, систематизация, обобщение и структуризация исходных проблем и факторов влияния. На основе этого происходит качественная и количественная оценка факторов, критериев, методов принятия решений в сфере ресурсосбережения. К проведению работ данного типа предъявляются следующие требования:

- глубина и полнота раскрытия выбранной для исследования темы;

- степень систематизации, структуризации и обобщения исходных параметров проблематики исследования;

- качество и степень проработки нормативно-правовых актов, регламентирующих область исследования, степень их увязки с темой исследования;

- степень проработанности количественной оценки параметров исходного состояния проблемы, целесообразность и уровень использования программных средств.

Оценка степени выполнения данных требований проводится преподавателем.

2. Следующий вид работы предполагает проверку умения студентов проводить постановку проблемы и выявлять пути их решения. С этой целью студентам предлагается разработать тесты по отдельным темам дисциплины, состоящие из 20-25 вопросов. К разработанным тестам предъявляются следующие требования:

- вопросы тестов должны охватывать всю совокупность подлежащих в рамках данной темы вопросов;

- для ответа на вопросы рекомендуется, чтобы отвечающий тщательно проработал лекционный материал и рекомендуемую литературу по теме. Ответ не должен лежать на поверхности вопроса;

- тест должен иметь обоснованную шкалу оценок.

Оценка степени выполнения данных требований проводится на основе проверки тестов преподавателем, а также тестирования студентов.

3. В качестве вида самостоятельной работы студента может считаться также участие студента в научно-практических, научно-методических конференциях с докладом по теме исследования. Преимуществом данного вида самостоятельной работы является повышение объективности оценки работы студента. Так как доклад проходит всестороннее обсуждение и критическую оценку большого числа слушателей.

Для проведения самостоятельной работы студентов рекомендуется использование следующей информационной базы:

- нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Татарстан в сфере ресурсосбережения ,тарифной политики, инвестиционной политики;

- исследования отечественны и зарубежных авторов в сфере ресурсосбережения, экономического анализа использования ресурсов, тарифной политики, оценки эффективности инвестиционных проектов, эколого-экономических аспектов ресурсосбережения;

- данные статистической отчетности, данные подразделений предприятий, данные, полученные на основе анализа рынка предложения ресурсосберегающего оборудования.

В качестве тем для самостоятельной разработки предлагается следующий перечень направлений:

1. Ресурсный потенциал. Составные части ресурсного потенциала.

2. Основные этапы программно-целевого планирования.

3. Отличительные признаки программно-целевого подхода к формированию программ по энергосбережению.

4. Факторы, влияющие на достижение генеральной цели программы энергосбережения.

5. Коммерческий и народнохозяйственный эффект от энергосбережения.

6. Подходы к оценке природных ресурсов.

7. Понятие ренты. Рентный подход к оценке природных ресурсов.

8. Финансовый механизм реализации мероприятий по энергосбережению.

9. Организационные схемы реализации программы энергосбережения в РТ.

10. Структура управления программой энергосбережения в РТ.

11. Метод чистой текущей стоимости при оценке проектов по энергосбережению.

12. Влияние энергосбережения на показатели хозяйственной деятельности предприятия.

13. Операционный рычаг. Возможность его применения для оценки инвестиционных проектов.

14. Лицензирование природопользования.

15. Концепция освоения потенциала энергосбережения.

Наши рекомендации