Основные формулы для выполнения контрольной работы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт экономики и финансов

И.В. Игнатов

Методические указания

к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения по дисциплине «Налогообложение природопользования» для специальности 080107 «Налоги и налогообложение»

Курс 3

Семестр 6

Учебный год 2007-2008

________________________________________________________

Ханты-Мансийск 2007

ВВК –

УДК –

И-85

Игнатов И.В.Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения по специальности 080107 – “Налоги и налогообложение”- Ханты-Мансийск.: РИЦ ЮГУ, 2007. - 16 с.

Рецензент: ст. преподаватель Данилов А.П.

Обсуждено: на заседании кафедры налоги и налогообложение

протокол № ___ от __________ 2007 г.

Утверждено и рекомен­довано к изданию: научно-методическим советом Института экономики и финансов Югорского государственного университета в качестве учебного пособия для студентов заочной формы обучения по специ­альности 080107 – Налоги и налогообложение.

(протокол № ____ от «__»___________2007 г.)

Основные формулы для выполнения контрольной работы - student2.ru © РИЦ ЮГУ, 2007

Основные формулы для выполнения контрольной работы - student2.ru © Игнатов И.В.

Введение

Курс «Налогообложение природопользования» относится к блоку специальных дисциплин, изучаемых студентами специальности 080107 - «Налоги и налогообложение».

Цель курса «Налогообложение природопользования» - изучение теории и практики налогообложения в сфере природопользования.

Задача курса дать студентам знания в области налогообложения предприятий - природопользователей, нормативно-правовой базы, механизма исчисления платежей и налогов, заполнения необходимых деклараций и расчетов.

Изложение материала по дисциплине строится с учетом знаний, полученных в ходе изучения таких дисциплин как: «Гражданское право», «Налоги и налогообложение», «Федеральные налоги и сборы» и другие.

Методологические основы «Налогообложение природопользования» составляют общенаучные (системный анализ, комплексный подход и программно-целевое планирование) методы, экономико-статистические методы.

Для успешного усвоения материала дисциплины, наряду с изучением теоретических основ по соответствующим темам, необходима подготовка контрольной работы, которая является формой промежуточного контроля и позволяет определить степень усвоения материала слушателями.

Задания контрольных работ для студентов-заочников могут быть использованы для контроля знаний, развития навыков и умения у студентов.

Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы

№ темы Наименование темы, наименование вопросов, изучаемых на лекции и самостоятельно
Природно-ресурсный потенциал России Определение природных ресурсов, полезного ископаемого и минерального сырья. Классификация природных ресурсов. Состояние и перспективы развития природно-ресурсной базы России и непосредственно Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Сущность налогов и платежей при природопользовании. Правовые основы платного природопользования Экономическая сущность платежей при природопользовании. Виды платежей. Отечественный опыт регулирования экономических отношений, возникающих при пользовании природными ресурсами. Законодательная база по платежам за пользование природными ресурсами.
Теория ренты Виды и классификация ренты. Возникновение учения о ренте, земельная рента. Экономическая рента. Природная и гражданская рента. Горная рента в системе видов рентных доходов.
Эволюция системы платного природопользования Состояние системы природно-ресурсных платежей в советское время. Действующая система ресурсных платежей. Особенности налогообложения предприятий-природопользователей в период до 2002 года.
Налогообложение пользования природными ресурсами за рубежом Мировой опыт налогообложения недропользования. Основные виды налогов, взимаемых с компаний, занимающихся добычей углеводородного сырья. (на примере Норвегии, Великобритании, США (ш. Аляска)) Налоговые льготы.
Специальные налоговые режимы при недропользовании Мировая практика применения соглашения о разделе продукции. Действующая система СРП в России. Концессии.
Налог на добычу полезных ископаемых Налогоплательщики, объект налогообложения. Понятие «добытое полезное ископаемое», определение его количества и стоимости. Налоговый период, налоговая база, ставки. Порядок исчисления и уплаты. Особенности уплаты при добычи углеводородного полезного ископаемого.
Платежи за пользование недрами Разовые платежи при пользовании недрами. Плата за предоставление геологической информации. Регулярные платежи. Сбор за участие в конкурсе (аукционе). Плата за лицензию
Платежи за пользование континентальным шельфом Система платежей за пользование континентальным шельфом, ее особенности. Налогоплательщики, объект налогообложения. Порядок исчисления и уплаты.
Водный налог Экономическая сущность водного налога. Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые ставки. Порядок исчисления и сроки уплаты. Порядок заполнения налоговой декларации.
Земельный налог Экономическая сущность земельного налога. Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые ставки. Порядок исчисления и сроки уплаты. Порядок заполнения формы расчета авансовых платежей.
Платежи за пользование лесным фондом Состояние лесного комплекса России Законодательная база по взиманию платежей за пользование лесным фондом. Арендная плата. Лесные подати.  
Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов Налогоплательщики, объект налогообложения. Налоговая база, налоговые ставки. Порядок исчисления и сроки уплаты. Налоговые льготы.
Экологические платежи Экономическая сущность экологических платежей. Нормативно-правовая база экологических платежей. Плательщики, нормативы платы, порядок исчисления и уплаты.
Основные пути совершенствования системы налогообложения природопользования Перспективы развития системы ресурсных платежей. Формы изъятия природной ренты в России. Нефтяная рента – миф или реальность? Совершенствование НДПИ: дифференцированные ставки по НДПИ, вероятные методики расчета. Необходимость введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Адекватность существующим экономическим условиям экологических платежей и платежей за пользование лесным фондом. Возможность использования зарубежного опыта.

Основные формулы для выполнения контрольной работы

2.1. Коэффициент Кц, характеризующий динамику мировых цен на нефть:

Кц = (Ц - 9) x Р / 261 (действует с 1.01.2005 г.),

Кц = (Ц - 8) x Р / 252 (действовала до 1.01.2005 г.),

где Ц - средний за налоговый период уровень цен сорта нефти «Юралс» в долларах США за баррель;

Р - среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации.

2.2. Коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв):

Степень выработанности запасов конкретного участка недр (Св) Коэффициент Кв
0,8 <= Св <= 1 Кв = 3,8 - 3,5 x N/V, где N – сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых за календарный год, предшествующий налоговому периоду, в котором происходит применение коэффициента Кв; V – начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категорий A, B, C1 и C2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года.
Св > 1 0,3
Во всех остальных случаях

2.3. Степень выработанности запасов конкретного участка недр (Св) рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых за календарный год, предшествующий налоговому периоду, в котором происходит применение коэффициента Кв, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) (N) на начальные извлекаемые запасы нефти (V):

Св = N / V

2.4. Налоговая ставка для расчета налога на добычу полезных ископаемых по нефти умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв):

Сумма НДПИ = 419 x Кц x Кв

2.5. Расход (В) бензина (в тоннах) считается по следующей формуле:

В = К х 1000 куб. см х П : 1 000 000 г,

где К – расход бензина (в литрах), П – плотность.

Примеры решения задач

Пример 1. ООО «Атлант» добывает природный газ и песчано-гравийную смесь, используемую для отсыпки дорог к скважинам.

За налоговый период организацией добыто: газа – 280 000 000 м3, песчано-гравийной смеси – 1 000 000 м3.

Часть добытого природного газа реализована по цене 360 руб. за 1000 м3 (без учета НДС и за вычетом расходов по доставке). Песчано-гравийная смесь полностью использована организацией в производственных целях.

Пунктом 2 ст. 342 Налогового кодекса РФ установлена налоговая ставка по НДПИ в размере 147 руб/1000 м3 газа при его добыче из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Сумма прямых расходов организации за налоговый период – 3 200 000 руб., в том числе расходы по добыче полезных ископаемых – 2 900 000 руб. Общая сумма косвенных расходов – 820 000 руб.

НДПИ по природному газу рассчитан исходя из его количества независимо от наличия факта реализации.

Сумма налога составила 41 160 000 руб. (147 руб/1000 м3 x 280 000 000 м3).

По песчано-гравийной смеси сначала была определена расчетная стоимость:

- доля прямых расходов, связанных с добычей всех полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов составит 0,91 (2 900 000 / 3 200 000);

- сумма косвенных расходов, связанных с добычей полезных ископаемых, составляет 746 200 руб. (820 000 руб. x 0,91);

- общая сумма расходов по добыче полезных ископаемых – 3 646 200 руб. (2 900 000 + 746 200);

- доля количества добытой песчано-гравийной смеси в общем количестве добытых полезных ископаемых составляет 0,00356 (1 000 000 м3 : (280 000 000 м3 + 1 000 000 м3)).

Расчетная стоимость песчано-гравийной смеси равна 12 980,47 руб. (3 646 200 руб. x 0,00356).

Стоимость единицы добытого полезного ископаемого - 0,01298 руб. (12 980,47 руб. : 1 000 000 куб. м).

Сумма налога по песчано-гравийной смеси составит 714 руб. (12 980,47 руб. x 5,5%).

Пример 2. ООО «Атлант» добывает подземную минеральную воду на двух участках недр, находящихся в различных субъектах РФ.

В налоговом периоде на участках недр добыто соответственно 270 000 куб. м и 560 000 куб. м воды. Цена реализации 1000 куб. м воды в данном налоговом периоде составила 50 руб. (без НДС).

Таким образом, общее количество полезного ископаемого, добытого ООО «Атлант», составляет 830 000 куб. м (270 000 + 560 000). Доля полезного ископаемого, добытого на территории первого субъекта РФ, в общем количестве составляет 0,325 (270 000 : 830 000), доля второго – 0,675 (560 000 : 830 000).

Исчисление налога:

- общее количество воды составляет 830 000 м3;

- налоговая база равна 41 500 руб. (830 000 м3 x 50 руб/1000 м3);

- НДПИ при налоговой ставке 5,5 процента составит 2283 руб. (41 500 руб. x 5,5%).

Из общей суммы подлежат уплате в первом субъекте РФ 742 руб. (2283 руб. x 0,325), во втором - 1541 руб. (2283 руб. x 0,675).

Пример 3. Организации установлен ежемесячный лимит пользования поверхностными водными объектами (прочие реки и озера, Поволжского экономического района):

- по забору воды для технологических нужд – 55 000 м3;

- по забору воды для водоснабжения населения – 250 000 м3;

- по сбросу сточных вод – 28 000 м3.

Фактический забор воды за I квартал 2007 г. составил 1 005 000 м3, в том числе:

- для технологических нужд – 180 000 м3;

- для водоснабжения населения – 825 000 м3.

Фактический сброс составил 90 000 м3.

Ставка платы за забор воды для технологических нужд, согласно ст. 333.12 Налогового кодекса РФ, составляет 264 руб/1000 м3, для водоснабжения населения – 70 руб/1000 м3.

Расчет водного налога производится следующим образом. Поскольку налог исчисляется за квартал, сначала нужно определить величину квартального лимита.

При заборе воды для технологических нужд он составит 165 000 м3 (55 000 м3/мес. x 3 мес.).

Таким образом, водный налог за забор воды для технологических нужд в пределах лимита составит 43 560 руб. (165 000 м3 x 264 руб. : 1000 м3 ).

За сверхлимитный забор воды для технологических нужд налоговая ставка увеличивается в пять раз, поэтому налог составит 19 800 руб. ((180 000 м3 - 165 000 м3) x 264 руб/1000 м3 x 5).

За забор воды для водоснабжения населения водный налог составит 57 750 руб. (825 000 м3 x 70 руб. : 1000 м3).

За сверхлимитный забор воды для водоснабжения населения налоговая ставка не увеличивается, поэтому квартальный лимит не определяется.

За сброс воды налог не исчисляется.

Итого сумма водного налога, которую должна уплатить организация в I квартале 2007 г., составляет 121 110 руб. (43 560 + 19 800 + 57 750).

Пример 4. Предприятие имеет на балансе мини-гидроэлектростанцию на реке Енисей. За I квартал 2007 г. гидроэлектростанция выработала 9 000 000 кВт/ч электроэнергии.

Ставка налога в соответствии со ст. 333.12 Налогового кодекса РФ при пользовании водными объектами для выработки электроэнергии составляет 13,7 руб. за 1000 кВт/ч электроэнергии.

Сумма водного налога составит 123 300 руб. (9 000 000 кВт/ч x 13,7 руб. : 1000 кВт/ч).

Пример 5. Рыбопромысловая компания получила разрешение на ведение рыбного промысла на 2006 - 2007 гг. на два вида биоресурсов в Дальневосточном бассейне: минтай Японского моря (1000 т) и сельдь (5000 т).

В разрешении, выданном 29 сентября 2006 г., определены сроки промысла указанных объектов водных биологических ресурсов:

для минтая – с 1 октября 2006 г. по 31 октября 2006 г.;

для сельди – с 1 октября 2006 г. по 30 сентября 2007 г.

Согласно ст. 333.3 Налогового кодекса РФ ставка сбора по минтаю за 1 т – 2000 руб., по сельди – 500 руб. Таким образом, сумма сбора за право вылова минтая будет равна 2 000 000 руб. (1000 т x 2000 руб./т), сельди – 2 500 000 руб. (5000 т x 500 руб./т).

Общая сумма сбора будет равна 4 500 000 руб. (2 000 000 + 2 500 000).

В этом случае рыбопромысловая компания производит уплату разового взноса при получении разрешения по сроку 1 октября 2006 г. в размере 10 процентов исчисленной суммы сбора – 450 000 руб. (4 500 000 руб. x 10%). Подлежащая оплате сумма сбора за вылов минтая составит 1 800 000 руб. (2 000 000 - 200 000). Оставшийся сбор за вылов сельди равен 2 250 000 руб. (2 500 000 - 250 000) и будет уплачиваться ежемесячно равными долями в размере 187 500 руб./мес. (2 250 000 руб. : 12 мес.).

Таким образом, рыбопромысловая компания в 2006 - 2007 гг. должна будет произвести следующие платежи:

20 октября 2006 г. – 1 987 500 руб. (1 800 000 + 187 500);

20 ноября 2006 г. – 187 500 руб.;

20 декабря 2006 г. – 187 500 руб.;

20 января 2007 г. – 187 500 руб.;

20 февраля 2007 г. – 187 500 руб.;

20 марта 2007 г. – 187 500 руб.;

20 апреля 2007 г. – 187 500 руб.;

20 мая 2007 г. – 187 500 руб.;

20 июня 2007 г. – 187 500 руб.;

20 июля 2007 г. – 187 500 руб.;

20 августа 2007 г. – 187 500 руб.;

20 сентября 2007 г. – 187 500 руб.

Пример 6.Организацией в I квартале 2006 г. произведен выброс в атмосферный воздух хлора – 20 т, метиламина – 10 т. Выбросы произведены в пределах установленных допустимых нормативов выбросов стационарным источником, находящимся в черте города в Центрально-Черноземном экономическом районе РФ. Рассчитаем сумму платежа, подлежащего уплате в бюджет.

Базовый норматив платы в пределах допустимых нормативов для хлора установлен Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 в размере 68 руб. за тонну, для метиламина – Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 в размере 2050 руб. за тонну.

Для Центрально-Черноземного экономического района РФ Приложением № 2 к Постановлению Правительства № 344 предусмотрен коэффициент 1,5 к базовым нормативам платы, учитывающий экологические факторы. Кроме того, этим же Приложением установлен дополнительный коэффициент 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов.

Следует учесть, что ст. 19 Федерального закона от 26.12.2005 № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» определено, что нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные в 2003 г., применяются в 2006 г. с коэффициентом 1,3, а нормативы, принятые в 2005 г. – с коэффициентом 1,08.

Учитывая вышесказанное, рассчитываем плату за загрязнение окружающей природной среды:

68 руб/т x 1,3 x 1,5 x 1,2 x 20 т + 2050 руб/т x 1,08 x 1,5 x 1,2 x 10 т = 43 034 руб.

Срок уплаты по итогам I квартала 2006 г. - 20 апреля 2006 г. (Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557).

Пример 7.На балансе предприятия числится грузовой автомобиль массой свыше 3,5 т с двумя бензиновыми двигателями (на шасси автомобиля смонтирована компрессорная установка). Он относится ко 2-му экологическому классу.

За время работы автомобиля в I квартале 2006 г. им было израсходовано 3600 л неэтилированного бензина АИ-80. По данным Минэнерго России, средняя плотность бензина этой марки составляет 0,715 г/куб. см.

Норматив платы за 1 т бензина этой марки составляет 1,3 руб.

Приложением 2 к Постановлению Правительства РФ от 12.10.2005 N 609 для данного автомобиля установлены следующие нормативы выброса вредных веществ:

- CO (окись углерода) – 72 г/кВт. ч;

- CH (ацетилен) – 4 г/кВт. ч;

- NO (оксид азота) – 14 г/кВт. ч.

Исчислим сумму платы за загрязнение атмосферного воздуха выхлопами бензина автомобиля.

Произведем пересчет количественного показателя расхода топлива в весовой. Он составит 2,574 т бензина (3600 л х 1000 см3 х 0,715 г/см3 : 1 000 000 г).

Плата за выброс автомобилем загрязняющих веществ равна 10 руб. (2,574 т х 1,3 руб. х 1,9 х 1,2 х 1,3).

Норматив выбросов вредных веществ, установленный для данного автомобиля, в расчете суммы платы не участвует. Предполагается, что фактический объем выбросов вредных веществ у автомобиля, прошедшего технический осмотр, соответствует установленному нормативу.

Поскольку предприятие не осуществляет природоохранные мероприятия и не имеет льгот, исчисленную сумму в полном объеме оно должно перечислить на счет Ростехнадзора в срок не позднее 20 октября 2006 г.

Наши рекомендации