Экономическое развитие Франции
Экономика в послевоенный период
За годы войны и во Франции ярко проявились черты складывающейся системы государственного регулирования экономики. Ее значительные материальные потери были частично компенсированы проигравшими странами (главным образом Германией). На основе положений Версальского договора к Франции отошли развитые в хозяйственном отношении области —Эльзас и Лотарингия, на срок до 15 лет — угольная Саарская область (с 1920 г. Саар находилась под управлением Лиги Наций). Вместе с другими территориальными приобретениями, а также крупной контрибуцией это составило основу для достаточно успешного развития народного хозяйства страны в послевоенный, докризисный период (1919—1930). Темпы экономического роста Франции в сравнении с другими странами-лидерами (кроме США) были самыми высокими. В целом успешное развитие было основано на форсированном росте показателей в промышленном секторе и прежде всего в новых и старых отраслях, тесно связанных с государственными военными заказами, в то время как отрасли легкой промышленности, сельское хозяйство переживали застой и периодические кризисы. Достаточно активное вмешательство государства обусловливалось не только весьма неустойчивым политическим балансом сил в Европе, но и стремлением монополий Франции добиться лидерства на внешних рынках, необходимостью освоения вновь приобретенных территорий, неустойчивым внутриполитическим равновесием под воздействием роста популярности социалистических и коммунистических движений, рядом других факторов. Тем не менее можно с уверенностью утверждать, что процесс этатизации после Первой мировой войны и во Франции повернул вспять.
Внутриполитические отношения
Мировой кризис распространился на Францию несколько позднее — в 1930 г. зато был более затяжным и весьма глубоким. В кризисный период произошла крайняя радикализация внутриполитических отношений, что было обусловлено отличной от других стран социальной структурой французского общества, а также политическими традициями страны. Так, наряду с усилением демократических и леворадикальных течений проявилась нехарактерная для республиканско-демократических традиций Франции отчетливая тенденция к фашизации страны по примеру Италии и Германии. Упорная борьба между различными политическими силами в свою очередь определила особенности антикризисной политики и во многом повлияла на длительность кризиса.
Подавление коммунистами и социалистами в феврале 1934 г. попытки фашистского путча, за которым стояли не только фашистские организации, но и часть крупных монополий, представители церкви, вызвало заметный рост влияния двух левых партий: социалистической (СФИО) и коммунистической (ФКП), объединившихся в Народный фронт, и соответственно падение авторитета правительства. Такие изменения в политических настроениях граждан свидетельствовали и о неприятии антикризисных мер буржуазных кабинетов, использовавших традиционные методы сокращения бюджетного дефицита и восстановления нарушенного равновесия за счет дефляции, снижения заработной платы, сокращения социальных расходов, повышения уровня налогообложения и т. п.
Известная близость идеологических установок социалистов и коммунистов позволила найти компромисс между руководством СФИО и ФКП по вопросам антикризисной программы в рамках единой организации левых антифашистских сил — Народного фронта, который к началу 1936 г. объединил не только эти партии, но и организацию радикал-социалистов, движение интеллигенции «Амстердам-Плейель» и др.
Программа Народного фронта
Программа Народного фронта была ориентирована в основном на удовлетворение ближайших нужд широких слоев граждан. Среди основных требований ее следует отметить: создание национального фонда безработицы; сокращение рабочей недели без уменьшения содержания; увеличение числа рабочих мест, в частности, за счет снижения возрастного пенсионного барьера; организация масштабных общественных работ; регулирование закупочных цен на сельскохозяйственные товары с учетом интересов производителей; поддержка крестьянских кооперативов; пересмотр закона о плате за торговые помещения; защита интересов мелких рантье (мелких владельцев ценных бумаг); реформирование системы налогообложения в пользу малоимущих граждан и ряд других.
4 июня 1936 г. было создано первое правительство Народного фронта во главе с премьер-министром Л. Блюмом, а 7 июня было подписано соглашение между Всеобщей конфедерацией труда (ВКТ) и предпринимателями об увеличении заработной платы, признании профсоюзов и института цеховых старост. Соглашение предусматривало введение 40-часовой рабочей недели, предоставление оплачиваемых отпусков, признание системы коллективных договоров. Несколько дней спустя этот документ и большая часть положении экономической платформы Народного фронта были законодательно закреплены решением парламента страны. Это было триумфом Народного фронта и одновременно кульминацией рабочего движения в его поддержку.
Столь резкое изменение антикризисного курса, что выразилось прежде всего в увеличении расходов по социальным статьям, уже спустя два месяца поставило правительство Блюма перед острейшей проблемой непомерно разбухшего дефицита государственного бюджета. Это заставило правительство пойти на первую девальвацию франка, что не замедлило отрицательно сказаться на уровне жизни самых широких слоев граждан. Левая направленность политики правительства социалистов, кроме того, способствовала усилению бегства капиталов из страны, углублению процесса сокращения производства, появлению иных форм противодействия правительственному курсу со стороны прежде всего крупного капитала. В этих условиях правительство Блюма не решилось поставить под государственный контроль деятельность Французского банка и начать налоговую реформу. Пауза в действиях правительства вызвала политический кризис и как результат — смену кабинета министров.
Меры правительства К. Шотана
Правительство социалиста-радикала Камиля Шотана попыталось найти компромисс между интересами широких слоев населения и представителей крупного капитала за счет некоторого ограничения требований программы Народного фронта. Однако, несмотря на существенное сворачивание бюджетных расходов, состояние финансовой системы еще более ухудшилось, что вынудило правительство вторично провести девальвацию национальной валюты. Непоследовательность антикризисных действий способствовала обострению социальных противоречий внутри страны, привела к расколу внутри самого Народного фронта, в результате чего существенно трансформировалась и его программа. Так, например, в феврале 1939 г. поправевший парламент отклоняет большинством голосов проект нового трудового устава (или хартии труда).
В результате нового правительственного кризиса весной 1938 г. формируется второй кабинет Л. Блюма, который проводит курс на дальнейшее свертывание политики Народного фронта. Следует отметить, что этому способствовали не только раскол внутри Народного фронта, неудачи антикризисных мероприятий, рост социальной напряженности, но и в значительной мере крайнее обострение внутриевропейской ситуации в связи с аншлюссом Австрии. Так, за счет сокращения социальных ассигнований Блюм надеялся ускорить прежде всего военно-оборонное строительство в стране.
Одновременно в качестве источников средств для выполнения оборонной программы правительством были названы: увеличение размеров налога на капитал, превышающий 150 тыс. франков, на так называемые привилегированные предприятия (концессия, лицензия и пр.), на сверхприбыли оборонных предприятий, а также установление жесткого государственного контроля за валютными операциями, импортом и некоторые другие мероприятия. Попытка пересмотра доходной и расходной статей бюджета вызвала недовольство представителей крупных финансовых и промышленных кругов, с одной стороны, и не получила широкой поддержки граждан, с другой, что определило скорое падение кабинета.
Правительство Э. Ааладье
Сформированное в апреле 1938 г. правительство Эдуарда Даладье окончательно отказалось от программы Народного фронта на основе полученных им от парламента чрезвычайных полномочий. Имя Даладье связано с подписанием Мюнхенского соглашения четырех европейских держав (Великобритании, Германии, Италии, Франции) о разделе Чехословакии, с так называемой политикой «умиротворения» Германии, непосредственно предшествовавшей началу Второй мировой войны.
Состояние экономической нестабильности было характерно для Франции вплоть до конца 30-х годов, что во многом объяснялось непоследовательностью антикризисных мероприятий, а по сути отсутствием согласованной общенациональной программы выхода из кризиса. В результате этого Франция существенно уступила свои позиции на мировых рынках. Некоторое оживление в экономике страны накануне войны было вызвано усилением государственных ассигнований на военное строительство.
Тем не менее опыт Народного фронта показал возможность и эффективность совместных усилий государства и здоровой части общества противостоять тоталитаризму, фашизму; заложил основы политики реформирования экономических отношений на основе развития системы государственного регулирования в интересах широких слоев общества без применения крайних форм социальной борьбы. Опыт этатизации во Франции оказался весьма полезным в условиях реформирования хозяйственных отношений в стране, а также и в ряде европейских государств (особенно скандинавских) после Второй мировой войны.
Экономика Германии
Послевоенная экономика
Наиболее этатизированным за годы Первой мировой войны среди ведущих стран Европы оказалось народное хозяйство Германии. Это объяснялось не только своеобразной политической формой немецкого капитализма, развивавшегося на основе концепции «воспитательного протекционизма» немецкой исторической школы, но и крайним напряжением всех ресурсов, которое потребовала длительная агрессивная со стороны Германии война. Крушение политической системы в результате проигрыша в войне, огромные людские и материальные потери, тяжелейшие условия Версальского мирного договора для Германии явились главными факторами затяжного послевоенного кризиса и последующей стагнации экономики страны. Лишь с середины 20-х годов стала заметна тенденция к оздоровлению, наметились позитивные сдвиги в развитии отдельных, преимущественно новых, монополизированных отраслей промышленности, относительно быстрый рост внешнеторгового оборота.
Планы Дауэса и Юнга
В значительной мере этому способствовало стремление США и ведущих европейских стран восстановить баланс сил, нарушенный в результате поражения Германии в войне, их желание погасить высокую социальную напряженность внутри страны, не допустить ее сближения с СССР, а также возможности проникновения социализма в Западную Европу.
С этими же целями был принят новый репарационный план, названный по имени руководителя международного экспертного совета, американского банкира Ч. Дауэса — планом Дауэса (1924—1929). План предусматривал значительное облегчение репарационных выплат, что было закреплено позднее Локарнскими соглашениями 1925 г., при установлении жесткого иностранного контроля за четко определенными источниками репарационных платежей. Наряду с этим план предусматривал выделение американскими кредиторами крупных займов для укрепления бюджета Германии и комплекс прямых инвестиций в ее экономику. Всего за время осуществления этого плана Германии удалось получить, в основном от США и в меньшей степени от Великобритании, кредитов на сумму около 21 млрд. марок.
Учитывая неблагоприятную экономическую ситуацию в Германии, финансовые эксперты стран-кредиторов приняли решение об изменении системы германских репарационных выплат. План Дауэса в 1929 г. был заменен планом Юнга, носящим имя нового председателя Международного совета экспертов, президента электротехнического треста Моргана финансиста О. Юнга. Новый план помощи ограничивал общий объем репараций, сужая число источников их поступлений бюджетом и прибылью от железных дорог и упраздняя отчисления в репарационный фонд от прибылей промышленности, что высвобождало дополнительные внутренние средства для ее дальнейшего развития. Одновременно упразднялся финансовый контроль за экономикой Германии. Однако в годы кризиса план Юнга был фактически отменен.
Кризис 1929—1933 гг. Экономическая политика фашизма
Зависимое положение в достаточной мере неокрепшей экономики Германии определшю глубину кризиса 1929—1933 г. в стране. Своей нижней точки он достиг в 1932 г., поразив прежде всего промышленный сектор (обанкротилось 68 тыс. предприятий), банковскую сферу, вызвал огромную безработицу (около 8 млн. человек); Прекращение помощи со стороны ведущих стран, испытывавших также тяжелый кризис, усугубляло положение Германии.
Неспособность режима Веймарской республики эффективно противодействовать экономическому кризису, обострению социальных противоречий, стремление монополий к восстановлению утраченных позиций на мировых рынках, растущая ностальгия достаточно широких общественных кругов граждан по былому величию Германской империи в условиях резкого падения жизненного уровня, безразличие к внутренним проблемам Германии со стороны правительств других стран явились главными факторами установления фашистского режима в стране в 1933 г.
Экономическая политика фашизма носила ярко выраженный этатистский характер. Несмотря на то, что Гитлер пришел к власти на этапе закончившегося падения экономики, антикризисные мероприятия носили чрезвычайный характер, так как преследовали не только тактические цели вывода хозяйства в режим роста, но главным образом стратегические, военно-политические цели — возвращение утерянных территорий и рынков, дальнейшее расширение границ государства, наконец, завоевание мирового господства.
Эта стратегия собственно и определила формы и методы вывода страны из кризиса, главным содержанием которых становится тотальная милитаризация народного хозяйства. С этой целью нацистским руководством был сделан упор на восстановлении важных в военном отношении отраслей тяжелой и топливной промышленности, на создании предприятий, выпускающих военную технику, что потребовало концентрации огромных средств в руках государства. Поэтому нацисты создают мощный аппарат государственного регулирования хозяйства, явившийся основным рычагом сосредоточения финансовых, сырьевых, производственных, продовольственных, людских и прочих ресурсов. Ряд принятых законов о принудительном картелировании экономики, о подготовке к органическому построению германского хозяйства, об обороне империи и другие позволили установить жесткий контроль государства над 2/3 промышленного потенциала. Закон об организации национального труда создал нормативную базу для становления системы принудительного труда. Руководство экономикой Германии осуществлялось из единого центра — Главного хозяйственного совета, перераспределявшего финансовые средства, людские и сырьевые ресурсы прежде всего в военный комплекс, за счет гражданских отраслей.
Серийное производство полевых орудий
Таким образом, в условиях фашистской диктатуры при отсутствии необходимых средств на широкомасштабные военные инвестиции, прекратившейся помощи со стороны других стран, наконец, самоизоляции страны (автаркии) методы государственного регулирования изначально приобрели ярко выраженные прямые, административные формы. Быстрыми темпами шло расширение государственного сектора в экономике, что, в частности, было связано с политикой «ариизации» предприятий, а точнее, их конфискацией у владельцев-евреев, и национализацией собственности нелояльных к режиму предпринимателей. Одновременно росла доля участия государства в акционерных компаниях.
Такой вариант интервенции государства в хозяйственную жизнь оказался весьма эффективным и позволил фашистскому режиму в течение 1934 г. покончить с кризисом, прежде всего в тяжелой промышленности, и на этой основе обеспечить быстрые темпы роста. Однако следует отметить, что успехи Германии в преодолении кризиса были весьма призрачными, так как вовсе не устраняли народнохозяйственные диспропорции, явившиеся его причиной, а напротив углубляли их. Возросшие в 25 раз за 1932—1936 гг. ассигнования на военное строительство намного опередили темпы роста государственных инвестиций в транспорт (выросли за тот же период в четыре раза), общественное управление (в полтора раза), жилищное строительство (в 1,7 раза). Продолжение политики милитаризации экономики, таким образом, не решало задачи восстановления оптимальных хозяйственных пропорций, расширения внутреннего и внешних рынков, оздоровления финансовой системы и многих других. Впрочем, нацистское правительство, как уже отмечалось, и не стремилось к решению данных проблем.
Только развязывание внешней агрессии могло временно отодвинуть неотвратимую хозяйственную катастрофу. Поэтому уже с 1935 г. Германия все более втягивается в военные конфликты и в конечном счете развязывает Вторую мировую войну, покончившую с самим фашизмом.
Фашистская модель создания системы государственного регулирования с учетом национальной специфики была использована достаточно большой группой стран, уровень экономического развития которых достигал, как правило, средней отметки, а зачастую находился ниже. Эти страны хорошо известны как сателлиты Германии во Второй мировой войне. Исключение составляли высокоразвитые страны — союзницы Германии — Италия и Япония.