Промышленный переворот в США

Предпосылки редпосылки промышленного переворота

XIX в. в экономической истории мира — это эпоха формирования индустриальной цивилизации. В этом веке завершается промышленный переворот, который охватывает все страны — и Европу, и Америку.

В историко-экономических условиях США предпосылки промышленного переворота заключались в следующем.

Прежде всего здесь были подготовлены политические предпосылки, когда в результате войны за независимость страна добилась самостоятельности и могла обеспечить у себя свободу предпринимательства и торговли. В стране сложилась специализация районов, углублялось территориальное разделение труда, благодаря чему фермерское хозяйство втягивалось в товарно-денежное обращение и земледелие приобретало торговый характер, что стимулировало промышленное развитие прежде всего Северо-Востока.

Сыграл свою роль недостаток рынка рабочей силы. В колониях не создавалось «избыточного» населения. При первой возможности наемные рабочие, даже из иммигрантов, стремились обзавестись землей и уходили с предприятий. Это обусловливало дороговизну рабочей силы, стимулировало изобретательство и ввоз машин и оборудования из Англии.

Технические предпосылки промышленного переворота в США были подготовлены успехами Англии, где он начался раньше: В США же была введена система поощрения изобретений. С 1790 г. действовал закон о патентах, в соответствии с которым изобретателю предоставлялась на 14 лет монополия на использование своего изобретения. В последующем сроки действия такого права были увеличены. Естественно, что это способствовало развитию технической мысли.

Источниками средств для развития крупного промышленного производства стали: прибыль торговой буржуазии, доходы от внешней торговли, доходы фермерских хозяйств, поступления от спекулятивных сделок с землей.

Способствовала промышленному перевороту экономическая политика государства, что нашло отражение в переориентации в начале XIX в. инвестиций из сферы торговли и мореплавания в промышленность, а также установлении протекционистского тарифа. По таможенному тарифу 1816 г. на импортные ткани были установлены высокие ввозные пошлины, затем повышавшиеся в последующие годы. Это ограждало американское производство от иностранной конкуренции.

Особенности промышленного переворота

Вступив в машинную стадию позже Англии, США использовали английский технический опыт, при этом внеся свой собственный и значительный вклад. Этот синтезный путь позволил США провести промышленный переворот в сравнительно непродолжительный срок 40—50 лет.

Выделим основные особенности промышленного переворота в США.

1. Важная особенность промышленного переворота в США заключалась в активной роли американской инженерной мысли: были изобретены швейная машинка, ротационная типографская машина, фосфорная спичка, электромагнитный телеграф Морзе, буквопечатающий аппарат Д. Юза, револьвер, пневматический тормоз. Все эти новшества, родившиеся в США, предопределили развитие многих новых отраслей промышленности. Швейные фабрики Зингера, Беккера, Уиллера выпускали изделия, которые пользовались спросом во всех уголках мира. Да и сама швейная машина Зингера была известна и популярна даже в Сибири.

Промышленный переворот в США - student2.ru

Телеграфный аппарат Сэмюэла Морзе

2. Существенные особенности промышленного переворота в США предопределялись природными условиями страны. Так, из-за обилия рек страна была богата водной энергией, более дешевой, чем энергия пара. Поэтому здесь позже начала использоваться в массовом масштабе паровая энергия. Переход к паровой энергетической базе (системе) начался, только в 40-е годы XIX в., хотя первая паровая машина появилась еще в конце XVIII в. а в 1803 г. была изобретена паровая машина Оливера Эванса.

«Машина и пар — вот формула технической революции в Англии. Машина и водяное колесо — вот формула для первого этапа машинной стадии американского капитализма», — так определяют специалисты особенности и этапы промышленного переворота в США*. Паровой двигатель занял господствующее положение только в 50-е годы XIX в.

* Цит. по: История мировой экономики. Книга первая. — М., 1997.— С. 164.

3. Еще одна особенность промышленного переворота связана с изобилием в стране лесов, что предопределило длительное использование в качестве основного вида топлива древесного угля. Вплоть до 1860 г. на железнодорожном транспорте США потребляли дрова. Первая домна, работавшая на каменном угле, появилась в этой стране только в 1837 г. Задержка с заменой древесного топлива объяснялась также тем, что чугун, выплавляемый на нем, получался лучшего качества. Массовое применение минерального топлива в металлургии началось в 40-е гг., когда за 1847—1857 гг. здесь построили 100 домен, работающих на каменном угле.

4. Поскольку США позже приступили к промышленному перевороту, то мануфактурный капитализм в полной мере здесь не сформировался. Мануфактуры, возникавшие в колониальный период, не были устойчивы; их развитие сдерживала запретительная политика Англии. Поэтому правомерно говорить о том, что промышленный переворот проходил в условиях недостаточного развития мануфактурного производства.

5. Особенностью промышленного переворота в США была и крайняя территориальная и отраслевая неравномерность. Прежде всего он охватил северо-восточные штаты; в то же время на Юге даже к началу Гражданской войны не было фабрик и заводов, что не могло не оказать влияния на ее исход. Здесь преобладала первичная обработка выращиваемых культур — хлопка, табака, риса, сахарного тростника и т. д. Кроме того, если здесь и применялись машины, то обслуживались они рабами.

Запаздывали по временным рамкам становления промышленного капитализма и западные штаты, хотя и бывшие зоной колонизации, но имевшие даже мелкие мастерские, снабженные паровым двигателем. И использование опыта, привнесенного из северо-восточных штатов и Англии, обусловило отсутствие мануфактурной стадии или сокращение ее сроков. Отраслевая структура складывающейся здесь промышленности отличалась от Северо-Востока. Западные штаты специализировались на переработке пищевых продуктов, лесных материалов, производстве сельскохозяйственной техники.

Направления промышленного переворота

Промышленный переворот начался на Северо-Востоке страны. Первой отраслью, которая стала переходить к машинному производству, была хлопчатобумажная. Изобретенная в 1793 г. Э. Уитни хлопкоочистительная машина позволила преобразовать переработку хлопка и обеспечить сырьем хлопчатобумажное производство. Различные улучшения превратили ее в высокопроизводительную машину, повышающую производительность труда в 100 раз. Но обслуживалась эта машина рабами. Английский иммигрант рабочий-текстильщик С. Слейтер по памяти составил чертеж ватерной машины, используемой в Англии. Впоследствии Слейтер стал крупным предпринимателем и его называют «отцом» американской промышленности. Впервые в мировой практике прядильные и ткацкие машины были установлены на хлопчатобумажной фабрике, построенной Лао-удлом в 1814 г. С этого момента обработка сырья и выпуск готовой продукции были связаны в единый производственный цикл. В 1832 г. в США уже работало 795 хлопчатобумажных фабрик (625 из них в северо-восточных штатах), на них использовалось 1,2 млн. веретен; появились ситценабивные машины и другие технические новшества.

Постепенно машины внедрялись и в более сложное шерстяное производство. Уже в 1840 г. на Северо-Востоке домашнее шерстяное производство уступило место машинному.

Северо-Восток США был центром текстильной промышленности, здесь было сосредоточено 78% фабрик этой отрасли. С 40-х годов началось укрупнение текстильных фабрик. Механизация текстильного производства привела к уменьшению его издержек на единицу продукции, к снижению цен на ткани за 1815—1850 гг. в пять раз, уменьшению их ввоза из Англии.

В легкой промышленности промышленный переворот помимо текстильной охватил пищевую (прежде всего мукомольную), обувную, швейную, кожевенную. Изобретение швейной машины Зингера в 1841 г., а также машины для изготовления обуви в 1846 г. значительно повысило производительность труда и качество изделий, а также стимулировало развитие подотраслей машиностроения.

Другое важное направление промышленного переворота в США — развитие транспорта. Ранее всего преобразования затронули строительство каналов — оно началось в конце XVIII в. В первой четверти XIX в. для соединения района Великих озер с Атлантическим океаном соорудили самый большой по протяженности канал Эри, что значительно удешевило перевозки. За этой стройкой последовало сооружение каналов в других штатах. К середине XIX в. протяженность искусственных водных путей достигла 6 тыс. км. Была создана разветвленная система каналов. Строительство их осуществлялось с помощью государства, доля которого в общей сумме средств составляла 75% (3/4).

Развитию судоходства способствовало изобретение в 1807 г. Р. Фултоном первого в мире колесного парохода «Клермонт», спущенного на воду на р. Гудзон. В 1814 г. Фултон построил первое военное колесное паровое судно «Демалогос». Переход в 40-е годы к винтовым пароходам привел к решающим сдвигам в военно-морском деле. Качество американских судов не уступало английским. Тоннаж судов США и Англии в середине XIX в. почти сравнялся. В 1838 г. американские пароходы «Сириус» и «Грейт уэстерн» пересекли Атлантический океан.

Промышленный переворот в США - student2.ru

Первый в мире колесный пароход «Клермонт»

Первые железнодорожные рельсы соединили города Балтимор и Огайо (1828—1830), за два последующих десятилетия длина железных дорог возросла в 300 раз. Ни одна страна мира не знала таких темпов железнодорожного строительства. Огромная территория государства была связана воедино средствами сообщения, функционирующими круглогодично. Правительство оказывало помощь железнодорожному строительству.

Революция на транспорте повлекла ускоренное развитие металлургии, добывающей и лесной промышленности, машиностроения. Поэтому можно считать, что с 40-х годов в США начался второй этап промышленного пере ворота t Металлургия в США развивалась медленно и только в 40-е годы получили широкое применение пудлинговые печи. Первая домна, использующая каменный уголь, была построена в 1837 г. Добыча каменного угля в разгар промышленного переворота возросла в 20 раз. За 1830—1850 гг. производство чугуна увеличилось в три раза. Рельсопрокатное дело начало развиваться с 1845 г., но металла не хватало, и большая часть рельсов ввозилась из Англии. Центрами металлургии были Питтсбург; новые центры создавались на Западе (Теннеси, Кентукки), в Пенсильвании, Огайо.

В середине XIX в. в США уже имелись крупные машиностроительные заводы, например, в Нью-Йорке по выпуску паровых двигателей, в Пенсильвании и др. Это означало вступление промышленного переворота в завершающую стадию — создание производства машин машинами (машиностроение). В 1818 г. Э. Уитни изобрел фрезерный станок с многорезцовым режущим инструментом (фрезой). Уитни заложил основы техники и организации массового производства в машиностроении.

США стали крупным производителем паровозов, судов, а также сельскохозяйственных машин. Американские паровозы использовались и на европейских железных дорогах. В 1851 г. в США был создан электровоз. В 60-е годы строятся спальные вагоны, цистерны, вагоны-ледники.

Если в первой половине XIX в. для строительства железнодорожных мостов использовались деревянные фермы и железные скрепления (система Гау), то с 40-х годов стали строить мосты с железными сквозными фермами разных систем. Строительство мостов с большими пролетами и большими нагрузками требовало точных и надежных расчетов. На судостроительных верфях США размещались иностранные заказы. С 40-х годов железо начинает применяться для обшивки судов, а потом и постройки судовых корпусов.

Продукция сельскохозяйственного машиностроения США поставлялась и за рубеж. Основным фактором подъема этой отрасли был прогресс свободного фермерского хозяйства. В 40—50-е годы появились сеялки, молотилки, сенокосилки и другие машины. Наиболее важное значение имело изобретение жатвенной машины и комбинированной молотилки с веялкой. Существовали и другие модели сельскохозяйственных машин. К 1851 г. были запатентованы не менее 167 уборочных машин и 62 косилки.

В итоге промышленного переворота США стали индустриальной страной — 67,3% ее промышленного производства обеспечивал Северо-Восток. Вместе с тем США еще не во всем могли удовлетворить свои внутренние потребности и прибегали к ввозу европейской (английской) продукции. Внешняя торговля США бурно развивалась, за первую половину XIX в. она увеличилась примерно в четыре раза, но в экспорте готовые изделия составляли только 13%. В этот период против протекционистской политики боролись плантаторы Юга, нуждающиеся в импортных промышленных товарах. Темпы развития промышленности были очень высокими: с 1827 по 1860 гг. объем промышленной продукции США увеличился в восемь раз.

Банки. Денежные системы

Произошли изменения и в денежной системе США. После Войны за независимость старый британский масштаб цен был заменен и введена десятичная монетная система, встреченная населением недоброжелательно. Переход к новой системе был осуществлен только после Гражданской войны, когда ввели биметаллический стандарт.

Если в эпоху колонизации кредитные операции были функцией частных ассоциаций, выдававших ссуды, как правило, под залог земли и выпускавших бумажные деньги, то в период формирования индустрии уже шло становление капиталистической кредитной системы.

Промышленный переворот в США - student2.ru

Трехдолларовай билль

Для обеспечения армии во время Войны за независимость революционный Конгресс ввел налоги. Из-за недостатка твердой валюты правительство США выпустило долговые обязательства. Особенностью банковской системы стало участие в денежном обращении и кредитовании отдельных штатов. Однако децентрализация выпуска денежных знаков (эмиссионного дела) привела к дезорганизации экономики. Потребовалось решение вопроса на государственном уровне. Банку Соединенных Штатов было предоставлено в 1791 г. право на ведение банковских операций и прежде всего регулирование денежного обращения в целях защиты экономики от инфляции. Так был установлен законодательный контроль за банковской деятельностью. Такое право устанавливалось на 20 лет и, когда срок истек в 1811 г., этот Банк обслуживал территорию всей страны, создав соответствующие отделения во всех крупных портовых городах.

Наши рекомендации