Следует ли изменять убеждение

Выявив убеждение, терапевт определяет, является оно центральным или пери­ферическим. Чтобы терапия оказалась успешной, в большинстве случаев сле­дует сосредоточиться на работе с самыми важными промежуточными убеж­дениями (Safran, Vallis, Segal & Shaw, 1986). Па работу же с убеждениями, не имеющими прямого отношения к актуальным трудностям пациента, или таки­ми, которым он не доверяет полностью, не следует тратить много времени.

Выявление и изменение промежуточных изменений 181

Т: Похоже, вы верите, что окружающие отвергают вас, когда вам что-то удается.

П: Думаю, да.

Т: Насколько вы доверяете данному суждению?

П: Не очень сильно, может быть, на 20%.

Т: В таком случае, нам, наверное, не стоит углубляться в эту тему. Давайте вернемся к обсуждению предыдущей.

Выявив важное промежуточное убеждение, терапевт выбирает, сообщу ли пациенту напрямую о его наличии, и если да, го представить ли это убеждение как требующее немедленной работы или как такое, работу над которым можно начать позднее. Чтобы принять решение, терапевт задает себе следующие вопросы.

• В чем заключается данное убеждение? • Насколько твердо пациент доверяет ему? • Если твердо, то как велико влияние этого убеждения на жизнь пациента? • Если влияние ярко выражено, необходимо ли начинать работу над этим убеждением немедленно? • Готов ли пациент к работе над этим убеждением? Способен ли пациент оценить это убеждение с достаточной объективностью • Достаточно ли осталось времени на сегодняшней сессии, чтобы начать работу над этим убеждением? Можно ли совместить работу над данным убеждением с рассмотрением оставшихся пунктов повестки дня, или пациент согласится изменить график работы, чтобы выделить достаточно времени на работу с этим убеждением?

Прежде чем начинать процесс изменения убеждений пациента, необходимо убедиться в том, что его состояние несколько улучшилось и он научился выявлять и изменять собственные автоматические мысли. Убеждения некоторых пациентов довольно податливы к изменениям, а в других случаях требуются значительные усилия как со стороны терапевта, так и самого пациента. Изменение промежуточных убеждений предшествует работе с глубинными убеждениями (см. главу 11), поскольку последние могут оказаться стойкими и неподатливыми к изменениям.

182 Глава 10

РАЗЪЯСНЕНИЕ ПАЦИЕНТАМ ПРИРОДЫ ИХ УБЕЖДЕНИЙ

Выявив важное убеждение, в достоверности которого пациент твердо уверен, терапевт может на этом примере разъяснить пациенту природу убеждений в целом. Он обращает внимание пациента на то, что убеждения усваиваются в процессе приобретения жизненного опыта, а не присущи человеку от природы, следовательно, их можно пересмотреть и изменить.

Т: Итак, мы выявили некоторые из ваших убеждений: "Ужасно быть по­средственностью", "Я должна все делать на "отлично", "Если я не сделаю все, на что способна, я потерплю неудачу". Как вы думаете, как и когда вы усвоили эти идеи?

П: Наверное, в детстве.

Т: Каждый ли человек имеет подобные убеждения?

П: Нет, некоторым все равно...

Т: У кого из ваших знакомых другие убеждения?

П: Например, у моей кузины Эмили. Мне кажется, она согласна быть по­средственностью. Она думает только о развлечениях.

Т: Значит, она усвоила другое убеждение?

П: Думаю, да.

Т: Плохо то, что теперешний ваш набор убеждений создает для вас пробле­мы. Но есть и хорошие новости: поскольку вы усвоили эти идеи, в ваших силах отказаться от них и сформировать другие - возможно, не столь экстремаль­ные, как у Эмили, а нечто близкое к золотой середине. Что вы на это скажете?

П: Я согласна попробовать.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРАВИЛ И ОТНОШЕНИЙ

В ФОРМУ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ

Чтобы помочь пациенту увидеть в промежуточном убеждении искажение и проанализировать его, терапевт стремится преобразовать убеждения, пред­ставленные в виде правил и отношений, в форму предположений. Для этого, вы­явив правило или отношение, терапевт определяет его значение для пациента, применяя технику падающей стрелы.

Т: Значит, вы твердо уверены в том, что должны все делать самостоятельно (правило), а обращаться за помощью - ужасно (отношение). Но если вы все-таки обращаетесь за помощью, например, по поводу домашнего задания, кото­рое не можете выполнить самостоятельно, что это означает для вас?


Выявление и изменение промежуточных изменений 183

П: Что я ни на что не способна.

Т: Насколько сильно вы доверяете сейчас этой идее: "Если я обращусь за помощью, значит, я ни на что не способна"?

Работа над этим условным предположением (включающая логическое оценивание) обычно приводит к более выраженному когнитивному диссонанс чем оценивание правила или отношения. Большинству пациентов (и Салли том числе) искажение и/или дисфункциональность легче выявить в предложении ("Если я обращусь за помощью, значит, я ни на что не способна" чем в правиле ("Я не должна обращаться за помощью").

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ И НЕДОСТАТКОВ,

ПРИСУЩИХ УБЕЖДЕНИЯМ

Во многих случаях с пациентом полезно обсудить преимущества и недостатки проблемного убеждения. Затем терапевт может преуменьшить ценность "достоинств", но при этом подчеркнуть и усилить ограничения данной идеи (подобный процесс описан в разделе "Вопросы для оценивания автоматически мыслей", глава 8).

Т: Какие преимущества дает уверенность в том, что если вы не сделаете всё зависящее от вас, то вас постигнет неудача?

П: Это заставляет меня быть более настойчивой.

Т: Неужели для того, чтобы поддерживать свою работоспособность, вам необходимо столь экстремальное убеждение? Мы обязательно поговорим о этом, но немного позже. Есть ли другие преимущества?

П: ...Нет, ничего не приходит на ум.

Т: Каковы недостатки вашей уверенности в том, что если вы не сделаете все от вас зависящее, то потерпите неудачу?

П: Я отвратительно себя чувствую, если не сдаю экзамен на "отлично» Я очень нервничаю, когда мне нужно отвечать или выступать на занятиях… У меня совершенно нет свободного времени, потому что я только и дел; занимаюсь учебой, дни и ночи напролет...

Т: Салли, это убеждение мешает вам получать удовольствие от подготовки к занятиям и экзаменам?

П: Конечно.

Т: Итак, нам неизвестно, является ли это убеждение [в том, что если сделаете все от вас зависящее, то вас постигнет неудача] единственным тором, побуждающим вас к упорной учебе. С другой стороны, из-за него

184 Глава 10

огорчаетесь, когда не выполняете что-либо на отлично, слишком беспокоитесь перед тем, как выступить на занятиях, и в целом не получаете удовольст­вия от учебы. Правильно?

П: Да.

Т: Тогда не стоит ли его изменить?

Наши рекомендации