Блок i. теоретический вопрос
В каждом модуле Вам необходимо выбрать вопрос под своим вариантом и ответить на него (всего 4 вопроса). Варианты:
Вариант 1: фамилии А-В
Вариант 2: фамилии Г-Ё
Вариант 3: фамилии Ж-Й
Вариант 4: фамилии К-Л
Вариант 5: фамилии М-Н
Вариант 6: фамилии О-П
Вариант 7: фамилии Р-Т
Вариант 8: фамилии У-Х
Вариант 9: фамилии Ц-Щ
Вариант 10: фамилии Э-Я
Модуль 1. «Введение в микроэкономику»
1. Микроэкономика: предмет, методы и их применение. Базовые экономические понятия
2. История экономической теории как самостоятельной науки. Экономические школы.
3. Экономические ограничения: граница производственных возможностей. Сравнительное преимущество. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей).
4. Функции экономической науки. Экономические категории и законы. Экономические интересы, цели и средства. Рациональное поведение. Экономическая стратегия и политика.
5. Экономическое и юридическое содержание собственности. Собственность и хозяйствование. Структура и передача прав собственности. Согласование обязанностей. Разгосударствление и приватизация.
6. Экономическая система. Типы экономических систем: традиционная, командная, рыночная, смешанная экономики.
7. Переходная экономика: источники, закономерности, место в экономической науке.
8. Конкуренция: понятие и виды.
9. Рыночный механизм и его характеристика: спрос, предложение. Эластичность спроса и предложения. Факторы изменения спроса и величины спроса. Факторы изменения предложения и величины предложения.
10. Равновесие спроса и предложения: равновесная цена, виды, влияние государства (налоги и дотации)
Модуль 2. «Теоретические проблемы микроэкономики»
1. Основные предпосылки анализа поведения потребителя. Концепция рациональности потребителя. Общая и предельная полезность. Функция полезности.
2. Теория поведения потребителя: кривые безразличия и бюджетное ограничение. Закон убывающей предельной полезности. Принцип максимизации полезности. Предельная норма замещения.
3. Оптимум потребителя. Особенности потребительского спроса. Реакция потребителя на изменение цен. Кривая «цена-потребление». Реакция потребителя на изменение дохода. Кривая «доход-потребление». Кривые Энгеля.
4. Понятие и классификация предприятий. Внутренняя и внешняя среда. Открытие и закрытие предприятий. Санация и банкротство.
5. Затраты и результаты: общие, средние и предельные величины. Диверсификация, концентрация и централизация производства.
6. Производственная функция и ее свойства. Общий, средний и предельный продукт. Закон убывающей отдачи переменного ресурса.
7. Отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная).
8. Выручка: общие (валовые), средние и предельные показатели. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Нормальная прибыль.
9. Теория поведения производителя (предприятия): изокванта и изокоста. Оптимум производителя
10. Издержки фирмы: определение и виды. Общий, средний и предельный доходы.
Модуль 3. «Типы рыночных структур»
1. Типы рыночных структур: определение и классификация.
2. Совершенная конкуренция и максимизация прибыли. Абсолютно эластичный спрос на продукцию фирмы. Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы и отрасли.
3. Чистая монополия и максимизация прибыли. Естественная монополия и ее характеристика.
4. Предпосылки входа в отрасль и выхода из нее. Барьеры входы и выхода (в отрасли).
5. Ценовая дискриминация: экономический смысл и основные виды. Совершенная ценовая дискриминация.
6. Экономические последствия монополии. Х – неэффективность. Антимонопольная политика.
7. Неценовая конкуренция. Дифференциация продукции и ее виды. Факторы, определяющие степень эластичности кривой спроса на товар фирмы.
8. Избыточные производственные мощности: понятие, причины существования.
9. Олигополия и максимизация прибыли.
10. Реклама и ее виды. PR.
Модуль 4. «Рынки факторов производства и общее равновесие»
1. Рынки факторов производства. Цена на факторы производства. Спрос на ресурсы как производный спрос
2. Рынок труда и заработная плата. Факторы, определяющие величину заработной платы. Реальная и номинальная заработная плата.
3. Компромисс индивида между потреблением и досугом. Влияние профсоюзов на уровень занятости и заработную плату. Двусторонняя монополия.
4. Рынки капитала и земли: максимизация прибыли. Физический капитал. Износ. Амортизация. Факторы, определяющие ставку процента. Номинальная и реальная ставка процента.
5. Землевладение и землепользование. Совершенно неэластичное предложение земли. Спрос на землю: сельскохозяйственный и несельскохозяйственный. Экономическая рента. Земельная рента и ее виды.
6. Преимущества и недостатки рыночного механизма. Теория «провалов» рынка
7. Внешние эффекты (экстерналии). Отрицательные и положительные внешние эффекты (экстерналии). Интернализация внешнего эффекта. Корректирующие налоги (налоги Пигу) и субсидии.
8. Асимметрия информации и негативный отбор. Модель «рынка лимонов». Экономические риски и неопределенность (технологическая, внутренней и внешней среды).
9. Экономическая безопасность: определение и виды.
10. Страхование и его особенности.
БЛОК II. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Варианты:
Вариант 1: фамилии на А-Ё
Вариант 2: фамилии на Ж-Л
Вариант 3: фамилии на М-С
Вариант 4: фамилии на Т-Ц
Вариант 5: фамилии на Ч-Я
Вариант 1
Выберите правильный ответ и, по возможности, дайте графическую иллюстрацию:
1. Основными элементами системы экономических наук являются (выбрать правильные ответы):
а) общественные науки;
б) конкретно-экономические науки;
в) функциональные экономические науки;
г) межотраслевые экономические науки;
д) историко-экономические науки.
2. Методология экономической теории это учение:
а) о динамике развития экономики;
б) о научных методах и принципах познания общества;
в) о принципах и методах экономического познания;
г) ничего из вышеперечисленного не является методологией экономической теории.
3. Линия производственных возможностей показывает:
а) точные количества двух товаров, которые хозяйство намерено производить;
б) лучшую из возможных комбинаций двух товаров;
в) альтернативную комбинация товаров при наличии данного количества ресурсов;
г) время, когда вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства.
4. Товарным производством называется организация национального хозяйства, в условиях которой продукты производятся:
а) кооперированными производителями;
б) ассоциированными производителями;
в) производителями, привлеченными в принудительном порядке к производству данного товара;
г) обособленными производителями
5. В условиях товарного производства капиталистического типа деньги авансируются с целью получения приращения, которое называется:
а) потребительной стоимостью;
б) вновь созданной стоимостью;
в) прибавочной стоимостью;
г) индивидуальной стоимостью;
д) общественно – необходимой стоимостью.
6. Последовательная смена капиталом денежной, производительной и товарной формы называется ___________________________________ капитала (указать одним словом).
7. Какие из данных примеров (от а до е) являются:
1. Потребительским благом (конечным продуктом); а какие
2. Производственным благом (промежуточным продуктом)?
а) бытовая швейная машинка;
б) промышленная швейная машинка;
в) транспортировка газа по трубопроводам;
г) транспортные услуги населению;
д) подшипники для легковых автомобилей;
е) демисезонное женское пальто.
8. Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике:
а) конкуренция;
б) частная собственность;
в) централизованное планирование;
г) свобода предпринимательского выбора.
9. При наличии множества недостатков у рыночного механизма есть неоспоримое преимущество. Оно выражается:
а) в уравнительном распределении дохода;
б) в стабильном развитии экономики;
в) в сохранности природных богатств;
г) в эффективном распределении ресурсов.
10. В рыночной экономике интересы общества в целом будут соблюдены даже в том случае, если каждый стремится к достижению своих собственных целей. Это достигается в результате:
а) того, что рыночная экономика построена на принципах конкуренции;
б) социальной ответственности лидеров деловых кругов;
в) тщательного планирования и координации деятельности рынка;
г) понимания каждым гражданином, в чем состоят общественные интересы.
11. Рыночная экономика ориентирована на:
а) удовлетворение общественной потребности в конкретном благе;
б) удовлетворение социальных потребностей;
в) удовлетворение стратегических политических потребностей развития нации;
г) удовлетворение платежеспособного спроса;
д) выполнение указаний властных структур