Роль государства в рыночной экономике
Решение вышеперечисленных недостатков в рыночной экономике берет на себя государство.
Под государством понимают все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления контроля над хозяйственными объектами и над рынком для достижения общественных целей. Это, как правило, бесприбыльные бюджетные организации, реализующие функции государственного управления страной и регулирования экономики на различных уровнях.
Выделяют следующие экономические функции государства:
Первая функция - создание правовой основы для принятия экономических решений
Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленную на выпуск доброкачественных продуктов. На основе законодательства, государство получает возможность выполнять функцию арбитра в области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики хозяйственных субъектов и принимать власть для наложения соответствующих наказаний.
Например, к основным законам РФ относят: Конституция РФ, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс, закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, закон об охране окружающей среды, налоговый кодекс, закон о банках и банковской деятельности, закон о биржах и биржевой деятельности, закон о защите прав потребителей ит.д.
Вторая функция - поддержание конкурентных начал и ограничение анти конкурентных сил.
Конкуренция служит регулирующим механизмом в рыночной экономике. Конкуренция заставляет производителей выпускать общественно-необходимые товары, соответственно направляя ресурсы на выпуск этих товаров, что означает более эффективное использование ресурсов. Так е в условиях конкуренции, только решений большего числа продавцов и покупателей, ведет к формированию рыночного спроса и предложения, что в совокупности определяет уровень рыночных цен.
Монополия же порождает нерациональное распределение ресурсов, т. к. когда монополия заменяет конкуренцию, то продавцы могут воздействовать на рынок, исходя из собственной выгоды и в ущерб обществу в целом.
Монополия – это ситуация, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а потому и на цену продаваемого продукта. В результате ресурсы распределяются в соответствии с интересами монополистических продавцов, игнорируя цели удовлетворения потребностей общества.
Выделяют следующие способы антимонопольного регулирования:
а) административный контроль над монополизированными рынками.
б) последовательная либерализация рынков.
В данном случае государство разрабатывает и принимает специальные мероприятия, чтобы сделать не выгодным монополистическое поведение. (снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот, поддержка малого бизнеса, оптимизация производства, продукция которого может конкурировать с товарами монополий).
в) разработка антимонопольного законодательства, целью которого является регулирование структуры отраслей через запрещения предполагаемых слияний, если они ведут к ослаблению конкуренции или установлению монополий.
Третья функция - перераспределение доходов.
Рыночная система приносит крупные доходы тем, чей труд высоко оплачивается в силу природных способностей, образования, мастерства, кто владеет значительным капиталом или крупным наследством.
При этом существуют другие категории людей, имеющие низкий доход. Например, люди, обладающие меньшими способностями или получившие скромное образование, престарелые лица, лица с физическими или умственными недостатками, безработные, матери – одиночки с детьми на иждивении. Таким образом, рыночная система ведет к неравенству в распределении денежного дохода, поэтому правительство берет на себя задачу уменьшить неравенство доходов в обществе следующими путями:
а) трансфертные платежи – это пособия, выплачиваемые государством, нуждающимся лицам (пособие по безработице, детские пособия, по утери кормильца, по инвалидности).
б) государственное гарантирование цен на продукты первой необходимости (хлеб, молоко, соль).
в) государственное гарантирование минимальной заработной платы, т. е. предприятие любой формы собственности обязано выплачивать своим работникам зарплату не ниже минимального уровня.
Четвертая функция – перераспределение ресурсов.
В рыночной экономике характерна ситуация переливов ресурсов или возникновения внешних эффектов. Внешние эффекты могут быть положительными или отрицательными.
Отрицательные внешние эффекты возникает тогда, когда производство или потребление товара порождает не контролируемые издержки у третьей стороны.
Характерным примером является загрязнение окружающей природной среды, когда предприятие, выпуская продукцию, практически не занимается природоохранной деятельностью, перекладывая издержки по снижению выбросов и сбросов на потребителей. В результате население, вынужденное жить в загрязненном районе, будет тратить значительные средства на улучшение своего здоровья, поскольку одним из негативных моментов окружающей природной среды является ухудшение здоровья населения.
D – кривая спроса на продукцию
St – издержки производства предприятия по выпуску продукции с учётом природоохранных затрат.
S – фактические затраты предприятия без средозащитных расходов
|} – издержки перелива, то есть, отрицательный внешний эффект
Государство для уменьшения проявления отрицательного внешнего эффекта может разработать следующие мероприятия:
а) Разработка специальных законов, в которых оговаривается обязательное проведение природоохранных мероприятий.
б) Введение специальных налогов (Т,) (налог Пигу) примерно равных издержкам перелива, тем самым государство возлагает на предприятия отрицательные внешние эффекты, например, эти налоги, могут быть представлены в виде платежей за выбросы, сбросы вредных веществ и размещение отходов.
Положительные внешние эффектыозначают, что от производства или потребления товаров или услуг, третья сторона получают выгоду.
Характерным примером является получение людьми образовательных и медицинских услуг. Третьей стороной выступает государство, выигрывающее от наличия здоровой и образованной нации. В этом случае государство принимает меры для усиления выгод от перелива ресурсов:
а) это увеличениея спроса путём обеспечения потребителей покупательной способностью, то есть, наряду с платными, должны существовать и бесплатные образовательные медицинские услуги.
б) увеличения предложения путём увеличения числа образовательных и медицинских учреждений.
в) правительство выступает в роли производителя, то есть, правительство финансирует отдельные виды отраслей, или преобразовывает в собственность государства.
Анализируя внешние эффекты, характерные для внешний системы, Р. Коуз сформулировал известную теорему Коуза, которая посвящена проблеме внешних эффектов и доказательства того, как их можно трансформировать с помощью распределения прав собственности во внутренние издержки, участники рыночного процесса.
Разновидностью четвёртой функции государство является производство общественных благ. К общественным благам относят обеспечение национальной обороны, охрана общественного порядка, продукция единой энергосистемы, сеть коммуникаций, водопровод, общественный транспорт, аэропорты, национальные парки, вокзалы, санитарный контроль и т. д.
Производство этих благ осуществляется государством за счёт сборов налогов, то есть, взимая налоги, государство перераспределяет ресурсы на производство общественных благ.
Пятая функция - стабилизация экономики, т.е., контроль за уровнем занятости, за уровнем инфляции и стимулирование экономического роста.
Для рыночной экономике при структурных изменениях и спадах характерно высвобождение рабочей силы и образование безработицы, поэтому обязанностью государства является снижение уровня безработицы, материальное обеспечение людей оставшихся без работы и защита работающих.
Когда общество расходует больше, чем позволяют производственные мощности, то избыточные расходы вызывают повышение общего уровня цен, или инфляции. В этом случае государство должно ликвидировать чрезмерные расходы, либо путём сокращение государственных расходов, либо путём повышения налогов с целью сокращения доходов частного сектора.
Основой экономического роста является внедрение достижении научно-технического прогресса. Как правило, рыночный механизм способствует использованию в коммерческих целях достижений научно-технического прогресса. Однако, если будущая норма прибыли не известна или высока степень риска или необходимое внедрение крупных инвестиционных проектов с длительным сроком окупаемости, то внедрение данных проектов в рыночной экономике затруднительно. Поэтому государство стремиться поддерживать развитие науки в стране, с целью получения преимуществ перед другими странами, финансируя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы или полностью финансируя вновь создаваемые отрасли.
К числу наиболее общих положений новой институциональной теории относится «теорема Коуза», основные выводы которой Рональд Коуз изложил в статье «Проблема социальных издержек». Сам Коуз на ставил перед собой задачи сформулировать какую-то общую теорему. Выражение «теорема Коуза» равно как и первая формулировка, были введены в оборот Джорджем Стиглером. Теорема посвящена проблеме внешних эффектов (экстерналий). Так называют результаты любой деятельности, которые касаются не непосредственных ее участников, а третьих лиц.
Примеры отрицательных экстерналий: дым из фабричной трубы, загрязнение рек сточными водами.
Примеры положительных экстерналий: частный цветник и лужайка, которыми могут любоваться прохожие, мощение улиц частными лицами и т.д.
Существование экстерналий приводит к расхождению между частными и социальными издержками. (Социальные издержки равны сумме частных и экстернальных издержек). В случае отрицательных внешних эффектов частные издержки будут ниже социальных, а в случае положительных внешних эффектов – социальные издержки ниже частных.
Такого рода расхождения впервые исследовал Артур Пигу в книге «Теория благосостояния». Он охарактеризовал их как «провалы рынка», т.к. ориентация лишь на частные выгоды и издержки приводит либо к перепроизводству благ с отрицательными экстерналиями, либо к недопроизводству благ с положительными экстерналиями. Указания на «провалы рынка» служили для Пигу теоретическим обоснованием государственного вмешательства в экономику: он предлагал налагать на деятельность, являющуюся источником отрицательных внешних эффектов, штрафы, равные по величине экстернальным издержкам и возмещать в форме субсидий эквивалент экстернальных выгод производителям благ с положительными внешними эффектами.
Против позиции Пигу о необходимости государственного вмешательства и была направлена статья Коуза. Смысловым ядром, вокруг которого она строилась, являлось понятие трансакционных издержек.
Под трансакционными издержками он понимал затраты и потери, неизбежно возникающие при заключении и совершении любых сделок (трансакций). Это издержки, связанные со сбором, переработкой информации, поиском партнеров, проведением переговоров и принятием решений, оформлением и юридической защитой контрактов, контролем за их исполнением. Выделение издержек этого класса означает признание «небесплатности» самого процесса взаимодействия между экономическими агентами.
Суть коузовской аргументации состояла в том, что в условиях нулевых трансакционных издержек (а именно из такой предпосылки неявно исходила неоклассическая теория) рынок сам в состоянии справляться с любыми внешними эффектами.
Теорема Коуза гласит:
«Если права собственности четко определены и трансакцинные издержки равны нулю, то размещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменным и эффективным независимо от изменений в распределении прав собственности».
Таким образом, выдвигается парадоксальное положение: при отсутствии издержек по осуществлению сделок структура производства остается той же самой независимо от того, кто каким ресурсом владеет. Теорема Коуза доказывалась на ряде примеров, частично условных, частично взятых из реальной жизни.
Модель кругооборота доходов и расходов в рыночной экономике с учётом государства:
1 и 2 потоки представляют собой расходы предприятий на приобретения факторов производства, поставляемых домохозяйствами. Данные расходы для предприятия выражаются в виде издержек, а для домохозяйств они выражаются в виде ренты, зарплаты, процента, прибыли.
3 и 4 потоки - это потребительские расходы домохозяйств на приобретения товаров и услуг, производимых предприятиями.
5 и 6 потоки – это государственные закупки товаров и услуг для передачи их государственным предприятиям или для использования для чиновничьих нужд на всех уровнях управлениях.
7 и 8 потоки – это государственные закупки факторов производства для производственных целей на государственных предприятиях или для управленческих нужд.
9 и 10 потоки - это предоставление домохозяйствам и предприятиям общественных благ или выделение субсидий и выплата трансфертных платежей.
11 и 12 потоки - взимание налогов с предприятий и домохозяйств.