Графики теоретических зависимостей чаще изображаются в виде сплошных линий, а не в виде множества отдельных точек
Для графиков эмпирических зависимостей характерно эмпирическое отражение зависимости между переменными
Для графиков теоретических зависимостей характерно теоретическое отображение зависимости между переменными; используются для иллюстрации процессов работы воображаемых экономических систем или их частей
На всех графиках эмпирических зависимостей каждая точка показывает значения переменных, наблюдаемых совместно
графики теоретических зависимостей чаще изображаются в виде сплошных линий, а не в виде множества отдельных точек
Схема 1.15. График функции
Изучив эту тему, вы сможете понять:
что такое спрос и закон спроса;
как изменение цены товара или услуги влияет на величину спроса и как влияют на спрос неценовые факторы;
что такое предложение и закон предложения;
как изменение цены товара или услуги влияет на величину предложения и как влияют на предложение неценовые факторы; как в результате взаимодействия спроса и предложения формируется рыночная цена товара или услуги;
каким образом изменение рыночных условий ведет к изменению рыночных цен и объема спроса и предложения;
как способность величины спроса и предложения реагировать на изменения цен может быть выражена через эластичность;
что такое перекрестная эластичность спроса и эластичность спроса по доходу;
как используется эластичность в микроэкономических моделях.
Тема "Основы теории спроса и предложения" занимает центральное место в изучении микроэкономики.
Приступая к освоению этой темы, важно понять суть терминов "спрос" и "закон спроса". Спрос — это желание и способность покупателей приобретать блага. Спрос связан с ценой. Он показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным ценам. Связь между ценой товара и объемом покупательского спроса на этот товар отражает закон спроса (схема 2.1.). Обратите внимание, что существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на этот товар, которая может бьггь выражена как в табличной, так и в 1рафической форме. Графическое изображение взаимосвязи между рыночной ценой товара или услуги и тем количеством, которое по этой цене будут спрашивать покупатели, называют графиком спроса, или кривой спроса (схема 2.2).
Внимательное рассмотрение факторов, влияющих на спрос, показывает, что их можно условно разделить на две группы: ценовые факторы и неценовые. Реакция покупателей на изменение цены товара предполагает изменение величины спроса, которое показывается перемещением от одной точки кривой спроса к другой точке этой кривой (схема 2.3). Реакция же покупателей на изменение неценовых факторов приводит к изменению спроса и показывается сдвигом всей кривой спроса (схема 2.4).
От спроса перейдем к изучению предложения. Предложение представляет собой желание и способность продавцов поставлять товар на рынок для продажи. Предложение также связано с ценой и показывает количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени. Связь между ценой товара и объемом его предложения выраженазаконом предложения, согласно которому существует прямая зависимость между ценой товара и величиной предложения (схема 2.5). Зависимость между ценой и предложением, как и в случае со спросом, может быть выражена и в табличной, и в графической форме. Графическое отражение взаимосвязи между рыночными ценами на товары и услуги и количеством товаров и услуг, которые будут предлагать на рынке производителя, называют графиком предложения или кривой предложения (схема 2.6).
Предложение, также как и спрос, может испытывать на себе влияние ценовых и неценовых факторов. Реакция продавцов на изменение цены товара предполагает изменение величины предложения, которое показывается перемещением от одной точки к другой, но уже по кривой предложения (схема 2.7). Соответственно реакция продавцов на изменение неценовых факторов ведет к изменению предложения и представляет собой сдвиг всей кривой предложения (схема 2.8).
Следующий шаг в изучении темы связан с рассмотрением взаимодействия спроса и предложения и формированием рыночной цены. Последняя отражает ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а количество товаров или услуг, которое хотят приобрести потребители, абсолютно идентично количеству товаров и услуг, которое желают предложить производители. Образуетсяравновесная цена — цена такого уровня, когда объем предложения соответствует объему спроса (схема 2.9). Если имеет место ситуация, в которой при данной цене величина спроса превосходит предложенное количество товара, то возникает избыточный спрос, или, проще, дефицит. Когда же величина предложения товара по данной цене превышает величину спроса на него, то имеет место избыточное предложение, появляется избыток. Обратите внимание на то, что если рыночная цена не равна равновесной, то действия покупателей и продавцов двигают ее в направлении равновесной цены (схема 2.10 и 2.11).
Изучая механизм взаимодействия спроса и предложения, не упустите из виду, что изменение любого рыночного условия, колебания спроса и предложения изменяют равновесную цену и равновесное количество товара на рынке. Увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара. Уменьшение же спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара. Рост предложения товара вызывает снижение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара. Сокращение же предложения ведет соответственно к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара (схема 2.12).
Выяснив направления изменений, вызываемые колебаниями спроса и предложения, следует рассмотреть размер и величину этих изменений. В этом нам поможет изучение эластичности спроса и предложения, поскольку эластичность выражает интенсивность реакции, степень изменения одной переменной в ответ на изменение другой. Обратите внимание, что степень изменения количества спрашиваемых товаров и услуг в ответ на изменение в цене определяет эластичность спроса по ценеу а степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене представляет эластичность предложения по цене. Числовыми показателями эластичности спроса и предложения по цене являются соответственно коэффициент эластичности спроса по цене и коэффициент эластичности предложения по цене (схема 2.13).
Коэффициент эластичности спроса по цене (табл. 2.14) определяется как частное от деления процентного изменения
величины спроса на процентное изменение цены, а коэффициент эластичности предложения по цене — как частное от деления процентного изменения объема предложения на процентное изменение цены. Коэффициент эластичности для эластичного спроса будет больше единицы, для неэластичного спроса — меньше единицы, для единичной эластичности будет равен единице. Для совершенно неэластичного спроса коэффициент эластичности спроса равен 0, а для совершенно эластичного спроса — бесконечности (схемы 2.15 и 2.16). Необходимо подчеркнуть, что коэффициент эластичности предложения по цене, равный единице, не представляет собой разделяющую точку. В определении показателя эластичности предложения по цене важнейшим является фактор времени (схемы 2.17 и 2.18). Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: текущий, краткосрочный и долгосрочный. В текущий период производитель не имеет возможности отреагировать изменением производства на изменение уровня цен, и предложение в этом случае является неэластичным. Краткосрочный период уже позволяет, хотя и не в полной мере, отреагировать изменением производства на изменение уровня цен, в результате эластичность предложения повышается. Долгосрочный же период предполагает адаптацию производителей к изменению цен, поэтому эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях (схема 2.19).
Обратите внимание, что помимо ценовой эластичности спроса и предложения имеют место и другие типы эластичности. Среди последних целесообразно выделить перекрестную эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу.
Перекрестная ценовая эластичность спроса показывает, как влияет на величину спроса определенного товара изменение цены другого товара, се показателем является отношение процентного изменения величины спроса на товар к заданному процентному изменению цены некоторого другого товара. Расчет этого коэффициента перекрестной эластичности спроса позволяет определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми. Дело в том, что для взаимозаменяемых товаров коэффициент перекрестной эластичности по цене будет положительным, а для взаимодополняемых — отрицательным (схема 2.20).
Для оценки эластичности спроса может быть выбрана не только цена, но и доход потребителей. В этом случае используется эластичность спроса по доходу и ее показатель — коэффициент эластичности спроса по доходу. Последний подсчитыва-
ется как отношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению в доходе. На основе коэффициента эластичности спроса по доходу можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных или низших. Положительное значение коэффициента эластичности по доходу указывает на то, что речь идет о нормальном товаре, а отрицательное значение коэффициента эластичности спроса по цене — на то, что это низший товар (схема 2.21).
В заключение выделим основные формы использования эластичности в микроэкономическом анализе (схема 2.22):
• анализ поведения потребителя;
• определение стратегии фирм и деловых предприятий;
• выработка мероприятий государственного регулирования экономики.
Условные обозначения экономических переменных, используемые в схемах: