Некоторые правила пунктуации

3.10.1 При отделении десятичных долей от целых чисел следует ставить
запятую. Пример — (0,158), а не точку (0.158), как принято в западной литера­
туре и в языках программирования.

3.10.2 Знаки препинания (точку, запятую, точку с запятой, двоеточие,
восклицательный и вопросительный знаки) в тексте не отбивают от предшест­
вующих знаков. Запятую как знак десятичной дроби не отбивают от предшест­
вующей и последующей цифры.

3.10.3 Тире и дефис — два очень похожих знака. По начертанию: тире —
это длинная черта, в большинстве случаев отделяемая от предшествующего и
последующего текста пробелами; дефис — короткая, пишущаяся слитно с со­
единенными им словами. Короткая черта может заменять тире, но при условии
обязательного отделения ее от текста с двух сторон пробелами.

3.10.4 Дефис — графический знак, который употребляется:

1) между частями слов, пример — во-первых, что-либо;

2) в сложных словах, пример — инженерно-конструкторский, оптово-
посреднический, клиент-ориентированные стратегии.

3) в сложносокращенных словах, пример — ЖК-монитор, WWW-сервер,
SMS-сообщения;

4) в графических сокращениях, пример — г-н, гр-н, сев.-зап., проф.-техн.;

5) между двумя словами, называющими один предмет, пример— акт-
извещение, письмо-запрое, секретарь-референт, завод-производитель;

6) между существительным и аналитическим прилагательным, пример —
элит-класс (для элиты), гольф-клуб (для гольфа), офис-центр (офисный);

7) в названиях книг, крупных событий, пример — Олимпиада-80, Грамма-
гика-70;

8) для обозначения переноса части слова на другую строку;

9) в записи сложных слов с одинаковой второй частью, пример — вагоно-
и паровозостроение, видео- и аудиозапись, пред- и постпозиционный.


СТП 20-05-2008

Дефис никогда не отбивают от предшествующих и последующих знаков, кроме случаев, когда он оказывается в словах, набранных вразрядку, но не в ка­честве знака переноса.

3.10.5 Тире— знак препинания, служащий для внутреннего членения
предложения, т.е. тирс разделяет целые комплексы слов -- синтаксические кон­
струкции.

Тире может соединять слова, обозначающие:

1) пространственные пределы, пример - поезд Минск — Гродно;

2) отрезки времени (при указании на отрезок времени тире передает зна­
чение модели от ... до ...), пример — отчет за сентябрь— ноябрь; рубеж X—
XI веков.

3) количество, пример будет доставлено в течение двух — трех недель,
или цифрами: 2—3 недель; диаметр 5—8 миллиметров.

3.10.5.1 Не рекомендуется применять тире в качестве знака интервала
значений, когда одно из значений величины положительное, а другое отрица­
тельное или когда оба значения отрицательные.

Пример — правильно: температура -5.. .+15 "С; неправильно: -5 — +10 "С.

3.10.5.2 Тире внутри текста отбивают с двух сторон на 2 пункта (узкий,
неразрывный пробел), между цифрами в значении от—до тире от цифр не от­
бивают (125—199). В начале прямой речи тире отбивают от последующих слов
на узкий пробел.

3.10.6 Скобки в текстовом наборе — круглые прямые, круглые курсивные
и квадратные — никогда не отбивают от заключенных в них слов, а от слов за
скобками отбивают обычными междусловными пробелами.

3.10.7 Все знаки препинания, встречающиеся в основном тексте, всегда
набирают за закрывающей скобкой (иногда из этого правила делают исключе­
ния для вопросительного и восклицательного знаков и многоточия). Знаки пре­
пинания от закрывающей скобки не отбивают.

3.10.8 В случае, когда текст в скобках заканчивается точкой как знаком
сокращения, то ее обязательно оставляют внутри скобки, а если это конец
предложения, то за скобкой ставят вторую точку.

3.10.9 Кавычки от заключенных в них слов не отбиваются.

3.10.10 Сочетания чисел с обозначениями единиц физических величин
нельзя отрывать от цифровой формы значения этих величин, т.е. нельзя перено­
сить на следующую строку. Последняя цифра числа отбивается от обозначения
единицы на 2 пункта, в том числе и от обозначений °С и %, кроме специальных
знаков, поднятых на верхнюю линию шрифта (..." ...' ..."), которые требуется
писать слитно с последней цифрой. Пример — правильно: 500 т; 485 °С; 20 %;
15°; 45'; 15"; неправильно: 500т; 485"С; 20%; 15 °; 45 '; 15 ".

3.10.11 В тексте работы, за исключением формул, таблиц и рисунков, не
допускается применять:

1) математический знак минус (-) перед отрицательными значениями ве­личин (следует писать слово «минус»);

СТП 20-05-2008

математические знаки величин без числовых значений, например > (боль­
ше), < (меньше), = (равно), >(больше или равно), < (меньше или равно), ≠ (не
равно), а также № (номер), % (процент) и так далее (следует писать словами);

знак «Ø» для обозначения диаметра (следует писать слово «диаметр»).
При указании размера или предельных отклонений диаметра на рисунках перед
размерным числом следует писать знак «0».

Порядковые числительные

3.11.1 Падежное окончание в порядковых числительных, обозначенных
арабскими цифрами, по закрепившейся традиции должно быть:

1) однобуквенным, если последней букве числительного предшествует
гласный звук. Пример — правильно: 5-й (пятый, пятой), 5-я (пятая), 5-е (пятое,
пятые), 5-м (пятым, пятом), 5-х (пятых); неправильно: 5-ый, 5-ой, 5-ая, 5-ое,
5-ые, 5-ым, 5-ом, 5-ых;

2) двухбуквенным, если последней букве числительного предшествует
согласный. Пример — правильно: 5-го, 5-му, 30-ми; неправильно: 5-ого, 5-ому,
30-ыми.

3.11.2 Порядковые числительные с наращением падежного окончания
различаются в зависимости от числа и формы разделения (соединения):

1) если один за другим следуют два порядковых числительных, разделен­
ных запятой или соединенных союзом, падежное окончание наращивают у ка­
ждого из них. Пример — 1-й, 2-й ряды; 9-е и 10-е классы; 40-е и 50-е годы; в 8-й
или 9-й класс;

2) если один за другим следуют более двух порядковых числительных,
разделенных запятой, точкой с запятой или соединенных союзом, падежное
окончание наращивают только у последнего числительного. Пример — ученики
5, 7, 9-х классов; 8, 11, 15, 18-й секторы; 40, 60, 70-е годы; в 7, 8 или 9-й класс;

3) если подряд идут два числительных через тире, то падежное окончание
наращивают:

- только у второго, когда оно одинаковое у обоих числительных, при­
мер — 50—60-е годы; в 20—30-х гг.;

- у каждого числительного, когда падежные окончания у них разные или
когда предшествующие первому числительному слова управляют только им и не связаны со вторым, пример — в 20-м—30-х секторах; в начале 70-х--80-е годы.

3.11.3 Без наращения падежного окончания пишутся порядковые числи­
тельные в виде арабских цифр:

1) номера томов, глав, страниц, иллюстраций, таблиц, приложений и тому подобные, элементов изданий, если родовое слово (название элемента: том, гла-\м\ и т.д.) предшествует номеру, пример — в томе 6; главе 5; на странице 85; мм рисунке 8; в таблице 11; в приложении 6.

СТП 20-05-2008

Однако если родовое название элемента стоит после числительного, по­следнее следует писать с наращением падежного окончания, пример — в 6-м то­ме; в 5-й главе; на 83-й странице;

2) даты (годы, числа, месяцы), если слово год или название месяца сле­дуют за числом, пример — правильно: в 2007 году; 12 декабря 2007 года; непра­вильно: в 2002-м году, 12-;о декабря 2007-го года.

Однако если слово год или название месяца опущено или поставлено пе­ред числом, надежное окончание рекомендуется наращивать, пример — в мае, числа 20-го; год 1920-й; грянул 1917-й; концерт перенесли с 15 мая на 22-е; 20-го же апреля...

Наши рекомендации