Неоклассическая экономическая теория.
MU1 > MU2
P1 P2
Учения К. Менгера.
Заложил основы Автрийской школы.
Его основная работа – «Основания народно-хозяйственного учения»
Он проводит грань между вещью и благом и формулирует ряд условий превращения вещи в благо. Первое условие: существование человеческой потребности. Второе: наличие у данной вещи потенциальных свойств, позволяющих ей удволетворить эту потребность. Третье: знания человеком указанных потенциальных свойств вещи. Четвертое: Обладание вещью, позволяющее использовать указанное выше св-во. Если кол-во единиц вещи безгранично, то такое благо является свободным. Если вещь является редкой, то такое благо называют экономическим. Также он различает благо и товар. Товар – экономическое благо, предназначенное для продажи.
разработал концепцию «субъективной ценности» (СЦ представляет собой значение которое имеет для индивида данное благо). Получается что ценность – это суждение индивида о благе. Необходимыми условиями для обладания благами и ценностями является следующее: 1.) его полезность для конкретного индивида 2.) редкость данного блага
Блага.
Блага | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X |
первый | ||||||||||
Второй | ||||||||||
Третий | - | |||||||||
Четвертый | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Анализ таблицы показывает, что субъективная ценность зависит на сколько в принципе важны для индивида данные блага, но и от кол-ва единиц данного блага, которе имеется в распоряжении у индивида.
Менгер предлагает свою концепцию ценности производственных благ (или средств производства).
В теории СЦ существует проблема определения ценности средств производства, поскольку потребитель не оценивает для себя значение средств производства.
К. Менгер выделяет блага высшего и низшего порядка.
Благо низшего порядка – предметы потребления.
Блага высшего порядка – средства производства.
Ценность благ высшего порядка определяется предельной полезностью благ низшего порядка, которые изготавливаются благодаря этим средствам пр-ва. Таким образом. Ценность благ высшего порядка носит ожидаемый характер.
Уильям Стенли Джеванс.
Теория «политическая экономия» выходит в 1871 г.
Цель экономической науки по мнению Джеванма состоит в том, как можно максимизировать счастье. По его мнению человеческие ощущения (положительние и отридц) могут быть количественно измерены. Каждое ощущение характеризуется продолжительностью и интенсивностью. Ощущение можно представить произведением его продолжительность на интенсивность. Боль по Джевансу это тоже удовольствие, но с отридцательным знаком. Следовательно, различные ощущения можно суммировать. Таким образом задача максимизации удовольствия превращается в математическую задачу.
Джеванс заложит традицию использования дифференциального интегрального исчисления в математической науке. Чем больше работник трудится , тем больше он производит. Следовательно, между продолжительностью труда и величиной продукта существует зависимость. Произведенный продукт представляет для работника определенную полезность, последняя степень которой с увеличением запаса продуктов падает. С другой стороны, чем дольше трудится работник, тем больше для него тягость труда. В процессе труда переплетаются 2 противоположные тенденции:
1. Увеличение удовольствия от производимого блага
2. Рост тягости от самого труда
Человек прекратит работу тогда, когда последняя степень полезности блага уравняется с последней степенью тягости труда.
MU > ML
MU = ML
MU < ML
Неоклассическая экономическая теория.
Эта теория выросла из маржинализма.
Эта теория сформировалась на рубеже 19-20 веков.
С одной стороны это направление использует подход, методы и инструменты маржинасистской экономической теории, а с другой, опирается на методологические и теоретические основы, заложенные классиками. Преимущественнос такими классиками как Д. Рикардо и Милль. Таким образом продолжает традиции экономического либерализма и «чистой» экономической теории.
Элементы классической школы ставшие органической частью неоклассики:
· Представление об экономической теории как об универсальной науке
· Их хранит принцип рациональности
· Убодобление экономической системы объектам исследования механики (хоз-во рассматривается как механизм)
· Идея невозможности общего перепроизводства и пренебрежения макроэкономическими проблемами
· Отридцательное отношение к вмешательству гос-ва в экономику. (в то же время такие положения классической политэкономии как акцент на законах движения капитализма и трактовка проблемы ценности как центральной проблемы экономической теории оказались нехарактерными для неоклассической школы.