Промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
План самостоятельной работы студентов
№ недели | Наименование темы и вопросы для подготовки | Рекомендуемая литература * | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 |
1.2. Международный менеджмент как инструмент достижения конкурентоспособности на мировом рынке: - сравнительные преимущества государства и конкурентные преимущества компании; - факторы достижения конкурентоспособности товаров и услуг на мировом рынке; - роль интеллектуального капитала в сохранении уровня конкурентоспособности; - модель оценки конкурентоспособности товаров и услуг на мировом рынке; - инструменты достижения победы в конкурентной борьбе на мировом рынке; - конкурентные преимущества международных компаний | [2] – глава 1,2 [5] – тема 2,3 [6] – тема 2 [7] – тема 1 [8] – глава 1,2 [10] – глава 1 | ||
1.4. Условия зарубежного предпринимательства. Малые и средние предприятия в условиях глобализации: - теоретические основы международного разделения труда. - группы факторов, влияющих на деятельность предприятий за рубежом. - основные принципы достижения конкурентоспособности на мировом рынке; .- понятие МСП; - интернационализация бизнеса МСП; - государственная поддержка международного малого предпринимательства; - факторы мотивации МСП для выхода на международные рынки; - доступ к новым и более крупным рынкам; - препятствия для выхода МСП на международные рынки: внешние и внутренние барьеры | [1] – глава 18 [2] – глава 2 [3] – тема 3 [5] – тема 2 [6] – тема 6 [7] – тема 2 [8] – глава 4 [12] – глава 4 | ||
2.2. Особенности процесса транснационализации капитала и глобализации хозяйственной деятельности международных компаний на современном этапе: - транснационализация капитала; - понятие глобализации; - глобализация рынков; - глобализация капитала; особенности развития международных компаний в условиях глобализации | [5] – тема 2 [6] – тема 6 [7] – тема 2 [8] – глава 4 | ||
2.4. Особенности организации управления в американских, западноевропейских японских международных фирмах: - организационная структура управления международной компанией; - материнская компания как организационно-экономический центр управления; - важнейшие уровни аппарата управления; - классификация организационных структур управления оперативно-хозяйственными подразделениями; - аппарат управления международной деятельностью крупных фирм; - особенности организации в американских, западноевропейских и японских фирмах | [1] – глава 2 [2] – глава 7 [3] – тема 4,5 [5] – тема 4 [6] – тема 5 [7] – тема 6 [8] – глава 4 [12] – глава 4 | ||
3.2. Международные политические и экономические институты: - организация объединения наций; - организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО); - Европейский союз; - продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО); - международные организации в странах Азии и Латинской Америки; международные интегрированные организации, альянсы и союзы в Америке; - международные торговые организации; - международные финансовые организации | [2] – глава 8 [5] – тема 5 [6] – тема 6 [7] – тема 7 [8] – глава 5 [10] – глава 3 | ||
3.4. Международное право, международные правовые институты: - Устав ООН; - международный суд; - Комиссия ООН; - ИНКОТЕРМС; - Международный коммерческий арбитраж; - международное экологическое право. | [2] – глава 8 [5] – тема 5 [6] – тема 6 [7] – тема 7 [8] – глава 5 [10] – глава 3 | ||
4.2. Методология выбора сферы деятельности на внешнем рынке, принимающего государства и зарубежного партнера: - условия предпринимательской деятельности за рубежом; - преимущества и недостатки основных видов и форм внешнеэкономической деятельности предприятий; - выбор государства ; - организация заграничного филиала; - условия потенциальных принимающих стран: рыночный, экономический, специфика местных условий, конкурентоспособность; - оценка преимуществ страны, претендующей на роль принимающего государства; - группировка данных о потенциальном партнере | [1] – глава 3 [2] – глава 12 [3] – тема 3,18,19 [5] – тема 7 [6] – тема 8 [7] – тема 10 [8] – глава 7 | ||
4.4. Новые технологии менеджмента в международных компаниях: - инструменты управления; - управление отношениями с клиентами; - инновация; - персонифицированный маркетинг; - система внедрения 6 сигм; - технологии Knowledge Management, Balanced Scorecard | [1] – глава 13 [2] – глава 13 [3] – тема 7,8,9,10,11,12 [5] – тема 6 [6] – тема 7 [8] – глава 8 [10] – глава 6 [12] – глава 6 | ||
5.2. Деятельность транснациональных и многонациональных компаний: - понятие ТНК; - сферы деятельности ТНК; - понятие МНК; - сферы деятельности МНК; - отличия МНК от ТНК. | [2] – глава 10 [3] – тема 13,14,15,16 [5] – тема 10 [6] – тема 10 [8] – глава 9 [10] – глава 4,5,11,12 | ||
5.4. Интегрированные корпоративные структуры в международном бизнесе: - основные формы корпоративной интеграции в международном бизнесе; - цели международной интеграции; - формы многонациональных компаний; - холдинговая форма организации МНК; - интегрированные банковские структуры; - формы международных стратегических альянсов; - механизм организации МСА | [1] – глава 3 [2] – глава 12 [3] – тема 3,18,19 [5] – тема 7 [6] – тема 8 [7] – тема 10 [8] – глава 7 [10] – глава 7 [12] – глава 5 | ||
6.2. Корпоративные слияния и поглощения как способ стратегий международных компаний: - рост трансграничных слияний компаний; - мотивы осуществления слияний и поглощений; - последствия слияний и поглощений; - крупнейшие поглощения в различных отраслях экономики | [1] – глава 16 [2] – глава 9 [3] – тема 17,20 [5] – тема 8 [6] – тема 9 [7] – тема 8 [8] – глава 6 [12] – глава 4 | ||
6.4. Стратегическое планирование в международной фирме. Системы стратегического управления в фирмах США и Японии: - стратегические решения по международной деятельности; - процедуры стратегического планирования в международной фирме; - организация стратегического планирования в международной фирме; - предпосылки формирования стратегии МНК; - формирование маркетинговой стратегии; - практика разработки и реализации стратегических планов МНК; - гибридная стратегия участников международных альянсов | [1] – глава 5 [2] – глава 14 [5] – тема 9 [6] – тема 12 [7] – тема 9 [8] – глава 11 | ||
7.2. Национально-правовое и международно-правовое регулирование деятельности международных компаний: - основные формы вмешательства принимающего государства в деятельность международных компаний на его территории; - мероприятия принимающего государства по привлечению международных компаний в свою экономику; - международно-правовое регулирование: на двусторонней основе и многосторонней основе. | [2] – глава 8 [5] – тема 5 [6] – тема 6 [7] – тема 7 [8] – глава 5 [10] – глава 3 | ||
7.4. Организационно-правовые формы международного бизнеса: - системы организационно-правовых форм бизнеса в России и за рубежом; - товарищества; - хозяйственные общества; - другие формы бизнеса | [1] – глава 10,11,12 [3] – тема 13,14,15,16 [5] – тема 10 [6] – тема 10 [8] – глава 9 [10] – глава 4,5,11,12 [12] – глава 7 | ||
8.2. Учет национальных стереотипов поведения в международном менеджменте: -общее понятие культуры и некоторые теории культуры. - коммуникации в системе международного менеджмента. - учет национальных стереотипов в деятельности международного менеджера. - английский национальный стереотип; - американский национальный стереотип; -французский национальный стереотип; - стереотипы стран Ближнего и Среднего Востока; - китайский национальный стереотип; - японский национальный стереотип. | [1] – глава 10,11,12 [2] – глава 10 [3] – тема 13,14,15,16 [5] – тема 10 [6] – тема 10 [8] – глава 9 [10] – глава 4,5,11,12 [12] – глава 7 | ||
9.2. Способы обучения местного персонала в принимающей стране стилю менеджмента международной компании: - обучение на рабочем месте в процессе работы; - обучение за границей; - обучение в центрах менеджмента; - вечернее обучение после работы | [2] – глава 11 [5] – тема 11 [6] – тема 11 [7] – тема 11 [8] – глава 3 [10] – глава 8 [12] – глава 3 | ||
9.4. Стратегия выдвижения на руководящие должности: - этноцентрическая ориентация международной компании; - полицентрическая ориентация международной компании; - геоцентрическая ориентация международной компании | [1] – глава 6 [2] – глава 61 [5] – тема 9 [6] – тема 12 [7] – тема 9 [8] – глава 11 | ||
18. | 10.2. Корпоративная культура как ресурс международного бизнеса: - элементы корпоративной культуры международной фирмы; - активная культура в процессе транснациональной экспансии; - факторы культурной трансформации; - влияние национального контекста на методы международного менеджмента; - формирование приверженности местного персонала международной фирме. | [1] – глава 16 [2] – глава 9 |
* - обозначения учебных пособий приводятся ниже
Литература для самостоятельной работы
1. Белоусов А.С. Международный менеджмент: учебник. – 2-е изд. – М.: Экономистъ, 2010.- 332 с.
2. Управление международной компанией/ под ред. В.И. Королева. Ми: Экономистъ, 2009.
3. Долгов С.И. Глобализация экономики: слово или новое явление. М.: Экономика, 2008.
4. Ходов Л.Г. Основы государственно-экономической политики. М.: БЕК, 2007.
5. Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С. Международный менеджмент. Учебник для вузов. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 720 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
6. Международные экономические отношения: Учебник/ Под ред. проф. Р.И. Хасбулатова. Ч.2. М.: Гардарики, 2011.
7. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ под ред. Л.Е. Стровского. – 4 –е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. -799 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
8. Багиев Г.Л., Моисеева Н.К., Черенков В.И. Международный маркетинг: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 688 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
9. Международный менеджмент/ под ред. С.Э, Пивоварова. СПб.: Питер, 2005.
10. Конина Н.Ю. Международные компании: слияния и поглощения. – М.: МГИМО (У),2005.
11. Конина Н.Ю. Менеджмент в международных компаниях: как побеждать в конкурентной борьбе. – М.: ТК Велби, 2008. – 560 с.
12. Дэниелс Д.Д., Радеба Л.Х. Международный бизнес. М.: Дело Лтд., 2004.
13. Менеджмент и рынок: германская модель/ под ред. У. Рора и С.И. Долгова. М.: БЕК, 2005.
14. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. -511с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников».)
Дополнительная литература
1. Сыродова О.Н. Акционерное право США и России (сравнительный анализ). – М.: СПАРК, 2009.
2. Горбунов А.Р. Дочернии компании, филиалы и холдинги. – М.: 2009.
3. Поворин С.В. Некоронованные короли мирового бизнеса. – М.: ГУВШЭ, 2003.
4. Градобитова Л.Д., Исаченко Т.М. Транснациональные корпорации в современных международных экономических отношениях: Учебное пособие. – М.: Анкил, 2009.
5. Мильнер Б., Лиис Ф. Управление современной компанией. – м.: ИНФРА-М, 2007.
6. Бородаевская А.А. Масштабы превыше всего, или Новая волна слияний в мировой экономике. – М.: Международные отношения, 2008.
7. Ноздрева Р.Б. Международный маркетинг: Учеб. пособие. – М., 2009.
8. Куликов Г.В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности / Под ред.. И.О. Фаризова. – М.: Экономика, 2006.
9. Доклад о мировых инвестициях. Женева, Нью-Йорк: ООН, ЮНКТАД, 2010.
Темы рефератов
1. Понятие и особенности международного бизнеса.
2. Характерные черты международного бизнеса.
3. Экономические факторы внешней среды.
4. Политические факторы и факторы государственного регулирования.
5. Правовая среда международного бизнеса.
6. Социально-культурные факторы.
7. Учет национальных стереотипов в деятельности международного менеджера.
8. Формы международных стратегических альянсов.
9. Механизм организации МСА.
10. Мотивы создания международных стратегических альянсов.
11. Сущность и виды международных стратегических альянсов.
12. Холдинговая форма организации МНК.
13. Интегрированные банковские структуры.
14. Формы многонациональных компаний.
15. Финансовые и инвестиционные решения в международном менеджменте.
16. Валютно-финансовая среда международного менеджмента.
17. Финансовый менеджмент международной фирмы.
18. Валютный риск и стратегии его хеджирования.
19. Формы финансирования экспорта.
20. Традиционные методы финансирования.
21. Нетрадиционные методы финансирования: встречная торговля, лизинг, факторинг, форфейтинг.
22. Государственное страхование экспорта.
23. Финансирование экспорта развитых стран.
24. Способы финансирования импорта.
25. Корпоративная культура.
26. Управление человеческими ресурсами.
27. Отбор и обучение персонала.
28. Стимулирование персонала.
29. Международный коллектив.
30. Значение этики для международного менеджмента.
31. Основные черты этичного ведения международной деятельности.
32. Этика международных компаний.
33. Национальные особенности деловой этики и этикеты.
34. Деловой этикет в международном бизнесе.
35. Причины перестройки международных фирм.
36. Содержание микроперестройки.
37. Содержание макроперестройки.
38. Управление процессом изменений.
39. Политика внешней экспансии.
40. Развитие внутреннего предпринимательства.
41. Виды валютных контрактов: форвардные, фьючерские, опционные, своп-контракты.
42. Основные концепции международных финансов.
43. Внутренние источники краткосрочного финансирования.
44. Долгосрочное финансирование экспорта.
45. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики.
46. Цели и направления технологической политики МНК.
47. Международный рынок технологий.
48. Планирование международных НИОКР.
49. Организация международных НИОКР.
50. Информационные технологии в международном менеджменте.
51. Разработка и проведение кадровой политики в фирме.
52. ТНК в современных международных отношениях.
53. Конкурентные преимущества ТНК и их влияние на формирование современных международных экономических отношений.
54. Иностранные ТНК в России и российские ТНК за рубежом.
55. Роль ТНК в экономике России.
56. Возможности выхода российской фирмы на внешний рынок
57. Английский национальный стереотип.
58. Французский национальный стереотип.
59. Стереотипы стран Ближнего и Среднего Востока.
60. Китайский национальный стереотип.
61. Японский национальный стереотип.
62. Стратегические альянсы как средство управления глобальной конкуренцией.
63. Рынок корпоративного контроля: слияния, поглощения и выкупы долговым финансированием.
64. Предпринимательские структуры в рыночной экономике.
65. Стратегический менеджмент холдинга.
66. Транснациональные финансово-промышленные группы и межгосударственная экономическая интеграция: реальность и перспективы.
67. Антимонопольные законодательства разных стран. Их сравнительный анализ.
68. Кооперативы как особая форма предпринимательства.
69. Модели корпоративного управления (Европа, США, Великобритания).
70. Акционерные общества в России и за рубежом.
71. Корпоративное управление в условиях рыночной экономики.
72. Регулирование рыночных рисков.
73. Валютный рынок и валютные операции в России.
74. Управление международными денежными потоками.
75. Россия и кредитная политика МВФ и МБРР.
76. Финансовый лизинг.
77. Учет векселей при факторинговых и форфейтинговых операциях.
78. Международная встречная торговля.
79. Глобализация инвестиционного процесса.
80. Ценные бумаги в российской экономике.
81. Международные инвестиционные товары.
82. Роль ценных бумаг в международном инвестиционном процессе.
83. Инвестиционные фонды.
84. Паевые инвестиционные фонды.
85. Финансовый анализ и торговля ценными бумагами.
86. Международное научно-техническое сотрудничество: виды, формы реализации.
87. Рынки технологии в мировом хозяйстве.
88. Проблемы культуры управления многонациональными предприятиями.
89. Деловая репутация: личность, культура, этика, имидж делового человека.
90. Оплата труда в международной фирме.
91. Мотивационные проблемы в международном менеджменте.
92. Этика международных компаний.
93. Развитие внутреннего предпринимательства.
94. Финансово-промышленные группы России.
95. Международные картели Европы и Северной Америки.
96. Картельные сговоры в мире.
97. Международные синдикаты.
98. Характерные черты японского стиля управления крупными компаниями.
99. Стратегические альянсы как средство управления глобальной конкуренцией.
100. Организация стратегического планирования в международной фирме. Разработка и реализация стратегических планов ТНК (МНК).
101. Гибридная стратегия участников международных альянсов.
102. Причины увольнения персонала за рубежом.
Подготовка реферата и доклада по нему с компьютерной презентацией. Реферат – письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (около месяца). Реферат – краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе нескольких первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу. Помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу.
Структура реферата:
1. Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1)
2. Оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.
3. Введение. Объем введения составляет 1-2 страницы.
4. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.
5. Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.
6. Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.
7. Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.
Этапы работы над рефератом. Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:
1. Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования;
2. Изложение результатов изучения в виде связного текста;
3. Доклад (устное сообщение) по теме реферата, проиллюстрированное презентацией.
Подготовительный этап работы включает в себя:
1.1. Выбор (формулировку) темы.
1.2. Поиск источников.
1.3. Работа с источниками. Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения. В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание на предметные и именные указатели. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет. Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
1.4. Создание конспектов для написания реферата. Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы).
2. Создание текста реферата. Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью. Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность - смысловую законченность текста. Изложение материала в тексте должно подчиняться определенному плану - мыслительной схеме, позволяющей контролировать порядок расположения частей текста. Универсальный план научного текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения.
Требования к введению. Введение - начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении. Во введении аргументируется актуальность исследования, - т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата. Объем введения - в среднем около 10% от общего объема реферата.
Основная часть реферата. Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса. Важно проследить, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Установка на диалог позволит избежать некритического заимствования материала из чужих трудов - компиляции. Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты.
В заключении в краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части - пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы.
Список использованной литературы. Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг.
Требования, предъявляемые к оформлению реферата. Объем реферата составляет 10-18 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 35 мм слева и 15 мм справа, используется шрифт 14 пт, интервал - 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении.
Для написания реферата используется научный стиль речи.
Доклад (устное сообщение) по реферату представляет собой краткое (5-7 мин) изложение сути выполненной работы, сопровождающееся компьютерной презентацией. Последняя должна включать не более 10-15 слайдов.