Субъект и объект менеджмента, их взаимосвязь
Субъект менеджмента — это человек или группа людей, создающих управленческие воздействия в рамках организации и в целях реализации её целей и задач. Объект менеджмента — это все то, на что ориентированы управленческие воздействия субъекта менеджмента. Объектами менеджмента могут выступать персонал организации, её конкуренты, финансы организации, производство, сбыт, поставщики ресурсов, информация т.д. Субъекты и объекты менеджмента представляют собой в совокупности систему управления организации.
Модели менеджмента
Совокупность идей, лежащих в основе системы управления той или иной организации, называется моделью менеджмента.
На формирование модели менеджмента оказывают влияние религиозные, географические и политические факторы. В управленческой науке выделяются следующие модели менеджмента.
Азиатская модель менеджмента. Основным фактором, повлиявшим на формирование азиатской модели менеджмента, является буддийская философия. Мировосприятие на Востоке в корне отличается от европейского, поэтому применение в странах Азии управления по западному образцу было невозможно.
Характерными особенностями азиатской модели менеджмента являются:
1. внутрифирменные и межфирменные отношения, строящиеся на доверии и взаимопонимании руководителей компаний;
2. сравнительно высокий уровень образования персонала;
3. ориентация на доверие партнёров друг к другу;
4. осознание совместного вклада в развитие организации.
Основой азиатского менеджмента служат дружные отношения в коллективе. Главное отличие от американского стиля менеджмента заключается в способе проведения переговоров бизнесменами, которые в процессе обсуждения затрагивают все вопросы, постепенно приближаясь к самой сути дела. Причина этого объясняется стремлением сначала достичь доверия, а уж потом решать основные проблемы. Существенно отличаются распорядок дня и философия менеджеров различных моделей.
Так, японский менеджмент предполагает:
1. проведение рабочего времени только в форменной одежде;
2. обязательное награждение за успехи в труде;
3. функционирование и развитие «кружков качества»;
4. организацию общей столовой для руководителей и рабочих;
5. использование практики пожизненного найма.
Западная модель менеджмента. В основе данной модели менеджмента лежат следующие принципиальные положения: индивидуальная ответственность; самоутверждение руководителей отдельных подразделений на предприятии.
Основными участниками западной модели менеджмента выступают владельцы, акционеры, менеджеры, правительственные организации, биржи, консалтинговые фирмы. Западная модель менеджмента характеризуется:
1. отсутствием у сотрудников чувства преданности своей работе;
2. единоначалием руководителя в принятии решения (подчинённые только помогают ему выбрать решение на основе анализа издержек производства, сбыта);
3. разграничением деловых и личных отношений.
В западном менеджменте выделяются американский, английский и немецкий менеджмент. Американский менеджмент предполагает реализацию следующих положений:
1. менеджеры действуют прямолинейно; менеджеры прибегают к приказу при согласовании решения на переговорах;
2. менеджеры не делают долгих отступлений, а сразу переходят к самой сути вопроса.
Английский менеджмент ориентируется:
1. на издержки производства (стремление к их постоянному сокращению);
2. разработку новых наукоёмких изделий, тщательное проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;
3. гибкость в использовании технологических процессов.
Немецкий менеджмент характеризуется следующими особенностями:
1. дальновидностью, высокой дисциплиной;
2. длительным процессом внедрения новшеств, модернизации производства;
3. осуществлением руководства компанией двумя структурами: правлением и наблюдательным советом.
Каждая модель менеджмента, используемая на предприятии, накладывает свой отпечаток на процессы управления в организации: изменяются механизмы принятия управленческих решений, организационные структуры управления, приоритеты управления и планирования; изменяются механизмы реализации всех функций и методов управления в организации.
Можно сказать, что каждая модель менеджмента приводит к различному уровню экономической эффективности хозяйственной деятельности организации.