Субъект и объект менеджмента, их взаимосвязь

Субъект менеджмента — это человек или группа людей, создающих управленческие воздействия в рамках организации и в целях реализации её целей и задач. Объект менеджмента — это все то, на что ориентированы управленческие воздействия субъекта менеджмента. Объектами менеджмента могут выступать персонал организации, её конкуренты, финансы организации, производство, сбыт, поставщики ресурсов, информация т.д. Субъекты и объекты менеджмента представляют собой в совокупности систему управления организации.

Модели менеджмента

Совокупность идей, лежащих в основе системы управления той или иной организации, называется моделью менеджмента.

На формирование модели менеджмента оказывают влияние религиозные, географические и политические факторы. В управленческой науке выделяются следующие модели менеджмента.

Азиатская модель менеджмента. Основным фактором, повлиявшим на формирование азиатской модели менеджмента, является буддийская философия. Мировосприятие на Востоке в корне отличается от европейского, поэтому применение в странах Азии управления по западному образцу было невозможно.

Характерными особенностями азиатской модели менеджмента являются:

1. внутрифирменные и межфирменные отношения, строящиеся на доверии и взаимопонимании руководителей компаний;

2. сравнительно высокий уровень образования персонала;

3. ориентация на доверие партнёров друг к другу;

4. осознание совместного вклада в развитие организации.

Основой азиатского менеджмента служат дружные отношения в коллективе. Главное отличие от американского стиля менеджмента заключается в способе проведения переговоров бизнесменами, которые в процессе обсуждения затрагивают все вопросы, постепенно приближаясь к самой сути дела. Причина этого объясняется стремлением сначала достичь доверия, а уж потом решать основные проблемы. Существенно отличаются распорядок дня и философия менеджеров различных моделей.

Так, японский менеджмент предполагает:

1. проведение рабочего времени только в форменной одежде;

2. обязательное награждение за успехи в труде;

3. функционирование и развитие «кружков качества»;

4. организацию общей столовой для руководителей и рабочих;

5. использование практики пожизненного найма.

Западная модель менеджмента. В основе данной модели менеджмента лежат следующие принципиальные положения: индивидуальная ответственность; самоутверждение руководителей отдельных подразделений на предприятии.

Основными участниками западной модели менеджмента выступают владельцы, акционеры, менеджеры, правительственные организации, биржи, консалтинговые фирмы. Западная модель менеджмента характеризуется:

1. отсутствием у сотрудников чувства преданности своей работе;

2. единоначалием руководителя в принятии решения (подчинённые только помогают ему выбрать решение на основе анализа издержек производства, сбыта);

3. разграничением деловых и личных отношений.

В западном менеджменте выделяются американский, английский и немецкий менеджмент. Американский менеджмент предполагает реализацию следующих положений:

1. менеджеры действуют прямолинейно; менеджеры прибегают к приказу при согласовании решения на переговорах;

2. менеджеры не делают долгих отступлений, а сразу переходят к самой сути вопроса.

Английский менеджмент ориентируется:

1. на издержки производства (стремление к их постоянному сокращению);

2. разработку новых наукоёмких изделий, тщательное проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;

3. гибкость в использовании технологических процессов.

Немецкий менеджмент характеризуется следующими особенностями:

1. дальновидностью, высокой дисциплиной;

2. длительным процессом внедрения новшеств, модернизации производства;

3. осуществлением руководства компанией двумя структурами: правлением и наблюдательным советом.

Каждая модель менеджмента, используемая на предприятии, накладывает свой отпечаток на процессы управления в организации: изменяются механизмы принятия управленческих решений, организационные структуры управления, приоритеты управления и планирования; изменяются механизмы реализации всех функций и методов управления в организации.

Можно сказать, что каждая модель менеджмента приводит к различному уровню экономической эффективности хозяйственной деятельности организации.

Наши рекомендации