Статья 9. Ограничение доступа к информации
1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
3. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
5. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.
6. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.
7. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.
8. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.
9. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных
Слайд 11-12
Гражданин вправе осуществлять поиск и получение информации в любых органах, в т.ч. государственных. Кроме госорганов, к-рые обязаны предоставлять определенную информацию, никакая организация не обязана это делать. То есть, за непредоставление информации не предусмотрено никакое наказание. Поэтому адвокат сам пишет и свой адвокатский запрос, и ответ на него.
Слайд 13
Сфера применения права обладателя информации на указание себя в качестве источника общедоступной информации гораздо скромнее и по общему правилу охватывает лишь ту информацию, у которой нет автора в понимании законодательства об интеллектуальной собственности. В случае совпадения в одном лице автора информации и ее обладателя в смысле Закона, право автора на имя будет поглощать право обладателя информации. В случае несовпадения в одном лице автора и обладателя информации в принципе не исключено одновременное указание как автора, в порядке реализации им права на имя, так и обладателя информации как ее источника, правда, при условии соблюдения прав автора и (или) правообладателя соответствующей информации. Наконец, не исключены ситуации, когда информация не является охраноспособной (например, новостные сообщения), в таких случаях обладатель такой информации, сделавший ее общедоступной, может в полной мере воспользоваться правом на указание своего имени (наименования) в качестве ее источника.
Слайд 15
В соответствии с ч. 6 ст. 8 Закона решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд. Данное положение основано на ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, устанавливающей право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Право выбора порядка защиты нарушенного права (административный или судебный) принадлежит заявителю.
Слайд 16
Комментарий к статье 9
1. Часть 1 комментируемой статьи является воспроизведением ст. 55 Конституции РФ, закрепляющей основания для ограничения конституционных прав граждан, в том числе права на информацию. К ним относится защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны и безопасности государства. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, "публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если они отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права" <1>. Тем не менее, принимая во внимание, насколько широко сформулированы соответствующие основания, в подавляющем большинстве случаев оправдать то или иное ограничение права на информацию, установленного в законе или на его основании подзаконном акте, не представляет особого труда.
Слайд 17
Часть вторая закрепляет общую обязанность по сохранению конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен. О понятии конфиденциальности - см. комментарий к ст. 2 Закона. Перечень сведений конфиденциального характера содержится в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 (в ред. от 23 сентября 2005 г.). К ним относятся, в частности: персональные данные; сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства; служебная тайна; профессиональная тайна (врачебная, нотариальная, адвокатская и проч.); коммерческая тайна. Следует иметь в виду, что данный перечень носит не исчерпывающий, а скорее ориентировочный характер.
Слайд 18
Государственная тайна является одним из наиболее подробно регламентированных в законодательстве режимов информации. Отношения, связанные с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием, рассекречиванием и защитой, регулируются Законом РФ "О государственной тайне". Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Слайд 19
С учетом сложившейся практики к сведениям, составляющим служебную тайну, могут относиться сведения о механизме разработки и принятия управленческих решений (исходная информация для принятия решений, информация о согласовании проектов решений, заключения специалистов по проекту решения); о безопасности объектов и деятельности органов исполнительной власти, не отнесенных к разряду государственной тайны. Также к служебной тайне некоторые относят и информацию о деятельности физических и юридических лиц, других органов власти (коммерческую тайну, профессиональную тайну и др.)
С учетом сложившейся практики к сведениям, составляющим служебную тайну, могут относиться сведения о механизме разработки и принятия управленческих решений (исходная информация для принятия решений, информация о согласовании проектов решений, заключения специалистов по проекту решения); о безопасности объектов и деятельности органов исполнительной власти, не отнесенных к разряду государственной тайны. Также к служебной тайне некоторые относят и информацию о деятельности физических и юридических лиц, других органов власти (коммерческую тайну, профессиональную тайну и др.)
Слайд 20
Профессиональная тайна является еще одной разновидностью информации ограниченного доступа и представляет собой информацию, полученную физическими лицами или юридическими лицами в процессе осуществления ими определенной деятельности, конфиденциальность которой они должны обеспечивать в силу требований закона (ч. 5 ст. 9 Закона). Специальные правовые режимы сведений, составляющих профессиональную тайну, как правило, определяются законами об определенных видах профессиональной деятельности. Так, к профессиональной тайне можно отнести, в частности:
1) налоговую тайну - любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением общедоступных сведений, ИНН, сведений о нарушении налогового законодательства и некоторых других, перечисленных в ст. 102 НК РФ;
2) банковскую тайну - сведения о банковском счете и банковском вкладе, а также операций по счету и сведений о клиенте (ст. 857 ГК РФ);
3) нотариальную тайну - сведения, ставшие известными нотариусу в связи с осуществлением его профессиональной деятельности, в том числе о совершенных нотариальных действиях (ст. ст. 16, 28 Основ законодательства РФ о нотариате);
4) адвокатскую тайну - любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю (ст. 8 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации");
5) врачебную тайну - сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении (ст. 13 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации);
6) тайну исповеди - сведения, ставшие известными священнослужителю из исповеди (п. 7 ст. 3 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях");
7) тайну страхования - полученные страховщиком в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц (ст. 946 ГК РФ);
8) аудиторскую тайну - любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных настоящим ФЗ, за исключением: сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия; сведений о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита; сведений о величине оплаты аудиторских услуг (ст. 9 ФЗ "Об аудиторской деятельности");
9) тайну связи - сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщениях, о почтовых отправлениях и почтовых переводах денежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые отправления и переводимые денежные средства (ст. 63 ФЗ "О связи"), а также любые сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи (Определение КС РФ от 2 октября 2003 г. N 345-О);
10) тайну следствия - сведения, ставшие известными в ходе предварительного следствия (ст. 161 УПК РФ).
Общее количество профессиональных тайн по разным оценкам превышает 40.
Слайд 21
Часть 1 комментируемой статьи раскрывает содержание понятия защиты информации, которое сформулировано достаточно широко: совокупность правовых, организационных и технических мер, направленных на воспрепятствование совершению неправомерных действий с такой информацией, обеспечение ее конфиденциальности и реализации права на доступ к ней. Принятие мер по защите информации является одной из обязанностей обладателя информации, которую он должен соблюдать при реализации им своих прав (п. 3 ч. 4 ст. 6 Закона). Формально это означает необходимость принятия обладателем информации всей совокупности мер по защите информации, обозначенных в ч. 1 комментируемой части, безотносительно к тому, насколько это оправдано характером информации.
Слайд 25
Следует заметить, что установление режима государственной тайны ориентировано, в первую очередь, на обеспечение безопасности государства, в связи с чем соблюдение установленных ограничений оборота информации получило трансграничный характер, т.е. нормы комментируемого Закона подлежат неукоснительному соблюдению и исполнению не только на территории Российской Федерации (что свойственно для большинства внутригосударственных нормативных актов), но и за ее пределами. Указанное правило также предопределено тем, что сведения, составляющие государственную тайну, гораздо больший интерес представляют за пределами государства. Соблюдение трансграничного характера норм комментируемого Закона в ряде случаев обеспечивается ограничением свободы перемещения лица, допущенного к государственной тайне, через Государственную границу РФ. Так, нередки случаи запрета на выезд из Российской Федерации в период допуска субъекта к государственной тайне и т.п. Однако сам факт пересечения границы государства не означает прекращения специального режима конфиденциальности информации, который обязан соблюдать каждый субъект, допущенный к ней в соответствии с установленными законом требованиями.
Слайд 26
Основным определяющим понятием в рамках комментируемого Закона является термин "государственная тайна", обозначающий сведения, защищаемые государством, распространение которых может причинить ущерб безопасности РФ. Отнесение тех или иных сведений к категории тайны указывает, что они ограничены в обороте или изъяты из оборота, т.е. доступ к такой информации обеспечивается в специальном порядке с учетом ограничений, установленных законодательством. Следует отметить, что ни одна категория ограниченной в обороте информации не имеет такой высокой степени защиты, поскольку государственная тайна обеспечивает соблюдение интересов государства, охраняет его независимость и правовой статус на международной арене.
Слайд 29
Система защиты государственной тайны охватывает собой совокупность мероприятий, направленных на обеспечение режима конфиденциальности сведений, отнесенных к государственной тайне. Однако в контексте комментируемого Закона данная система воспринимается как комплексное понятие, охватывающее все стороны реализации мер по защите такой информации. Системный характер защиты свидетельствует о том, что она обеспечивается посредством реализации комплекса разносторонних мер и направлений деятельности, основной целью которых является обеспечение установленного уровня секретности сведений. Защита информации обеспечивается системой защиты информации, включающей в себя совокупность органов и исполнителей, используемой ими техники защиты, организованной и функционирующей по правилам, установленным правовыми, распорядительными и нормативными документами в области защиты информации.
Система представляет собой внутренне упорядоченный и согласованный механизм, совокупность элементов, обеспечивающих надлежащую степень защиты информации. Одним из элементов такой системы являются органы защиты государственной тайны.
Статус государственной тайны свидетельствует о том, что указанный вид деятельности обеспечивается исключительно органами государственной власти, в большинстве случаев федеральными. Перечень таких органов регламентирован специальной нормой комментируемого Закона: в соответствии с требованиями ст. 20 полномочия по защите государственной тайны возлагаются не только на федеральные органы государственной власти (хотя они являются приоритетными субъектами), но также делегируются и органам государственной власти субъектов РФ, предприятиям, учреждениям, организациям и их структурным подразделениям. Расширение перечня субъектов в данном случае обусловлено фактом получения допуска к государственной тайне.
Фактически в статус органа защиты государственной тайны попадает любой субъект, получивший доступ к государственной тайне. Однако из данного перечня исключены граждане РФ, которые также наделены правом допуска к государственной тайне в установленном порядке, в силу чего обеспечивают защиту и охрану указанной информации, но в систему не входят. Анализ отдельных положений комментируемого Закона свидетельствует о том, что защитные функции реализуются ими в рамках организации, предприятия, учреждения или органа власти, деятельность в котором обусловлена получением допуска к указанной информации.
Системный характер органов защиты свидетельствует о том, что указанные мероприятия реализуются как специально уполномоченными органами, так и органами общей компетенции. Перечень специально уполномоченных федеральных органов государственной власти регламентирован ст. 20 комментируемого Закона, органы общей компетенции реализуют функции защиты наряду с осуществлением и иных возложенных на них полномочий. Так, обеспечение защиты государственной тайны осуществляется Президентом РФ, который, являясь главой государства и Верховным главнокомандующим, осуществляет управленческие функции, принимает решения по реализации мероприятий защиты государственной тайны. Он же подписывает законодательные акты, принятые на федеральном уровне, т.е. придает им законность и легитимность. В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета государства, его независимости и государственной целостности. Он также формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом; утверждает военную доктрину РФ, реализует иные полномочия в области обеспечения безопасности государства в соответствии с Конституцией РФ.
Слайд 30
В целях обеспечения безопасности при работе со сведениями, составляющими государственную тайну, и в зависимости от тяжести ущерба, который может быть нанесен Российской Федерации в результате их разглашения, носителям информации, содержащей указанные сведения, присваивается гриф секретности ("особой важности", "совершенно секретно", "секретно"), а информации - соответствующая степень секретности.
В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:
- первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
- вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
- третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.
Наличие у граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности.
Слайд 31
Законодательно определен круг субъектов по обоснованию и порядку отнесения сведений к государственной тайне: органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации; руководители органов государственной власти; Межведомственная комиссия по защите государственной тайны.
Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации наделены полномочиями по: разработке и получению сведений, составляющих государственную тайну; обоснованию необходимости отнесения сведений к государственной тайне (ст. 6 комментируемого Закона); направлению руководителям органов государственной власти по отраслевой или ведомственной направленности обоснованных предложений по отнесению сведений к государственной тайне.
Органы государственной власти наделены полномочиями распоряжаться сведениями, составляющими государственную тайну; разрабатывать развернутый перечень сведений, подлежащих засекречиванию; разрабатывать отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию; устанавливать степень секретности сведений.
Слайд 32 – 35
Совокупность сведений, составляющих государственную тайну, формируется в соответствии с градацией основных категорий, выделенных в рамках дефиниции данного понятия, предусмотренного ст. 2 комментируемого Закона, и включает в себя:
- сведения в военной области;
- сведения в области экономики, науки и техники;
- сведения в области внешней политики и экономики;
- сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.
Следует заметить, что основной целью введения режима секретности указанной информации и ограничения ее в обороте является обеспечение обороны и безопасности Российской Федерации.
Слайд 36-37
Комментируемой статьей установлено, что определение степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, зависит от степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения указанных сведений.
Согласно Правилам отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870, степень секретности присваивается руководителями органов государственной власти в соответствии с перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ исходя из ущерба, определяемого в соответствии с нормативно-методическими документами, согласованными с межведомственной комиссией по защите государственной тайны.
В целях обеспечения безопасности при работе со сведениями, составляющими государственную тайну, и в зависимости от тяжести ущерба, который может быть нанесен Российской Федерации в результате их разглашения, носителям информации, содержащей указанные сведения, присваивается гриф секретности ("особой важности", "совершенно секретно", "секретно"), а информации - соответствующая степень секретности.
Слайд 39
В комментируемой статье приводится исчерпывающий перечень органов государственной власти, осуществляющих защиту государственной тайны. Рассмотрим каждый из них более подробно.
Межведомственная комиссия по защите государственной тайны (далее - Комиссия) занимается исключительно вопросами защиты государственной тайны.
Данная Комиссия является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных правовых актов и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законодательства о государственной тайне.
Руководство деятельностью Комиссии осуществляет Президент Российской Федерации, что подчеркивает особую важность данного органа.
Решения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, принятые в соответствии с ее полномочиями, являются обязательными для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.
Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, в области обороны, внешней разведки, в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, являются Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство обороны РФ, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и ее территориальные органы.
Вышеуказанные федеральные органы исполнительной власти организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации. Руководит деятельностью данных федеральных органов исполнительной власти Президент РФ согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, - это Федеральная служба безопасности, а также ее территориальные органы и функционально специальные структурные подразделения.
Основной нормативно-правовой акт, определяющий статус и компетенцию такого органа государственной власти, - Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности". Данный Федеральный закон определяет назначение, правовые основы, принципы, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов Федеральной службы безопасности, а также порядок контроля и надзора за их деятельностью.
На уровне ФСБ России принимаются специальные подзаконные нормативно-правовые акты, которые регулируют те или иные аспекты охраны государственной тайны. В качестве примера можно привести Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденный Приказом ФСБ России от 11 апреля 2014 г. N 202.
На ФСБ России возложены функции по осуществлению мероприятий и процедур в области защиты информации, которой обмениваются Российская Федерация и Организация Североатлантического договора (см. Постановление Правительства РФ от 3 марта 1997 г. N 242 "О назначении российского органа по защите информации, которой обмениваются Российская Федерация и Организация Североатлантического договора, и создании Центральной службы регистрации и контроля документов, которыми обмениваются Российская Федерация и Организация Североатлантического договора").
Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках и пограничные органы могут иметь в своем составе подразделения, непосредственно реализующие основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности, управленческие и обеспечивающие функции. Закон запрещает создание органов Федеральной службы безопасности, не предусмотренных указанным Федеральным законом.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, - это Служба внешней разведки России. Статус, основы организации и функционирования внешней разведки, а также порядок осуществления надзора и контроля за ее деятельностью устанавливаются Федеральным законом от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ "О внешней разведке".
Указанный Закон содержит также ряд норм, направленных на обеспечение защиты государственной тайны при осуществлении разведывательной и связанной с ней деятельности. Согласно ст. 8 указанного Закона лицо, допускаемое к сведениям об органах внешней разведки РФ, проходит процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если другой порядок не предусмотрен федеральными законами. Такая процедура включает в себя принятие письменного обязательства о неразглашении этих сведений. Нарушение данного обязательства влечет за собой установленную федеральным законом ответственность. Документы архивов органов внешней разведки, представляющие историческую и научную ценность, рассекречиваемые в соответствии с федеральным законом, передаются на постоянное хранение в Государственную архивную службу России. Документы органов внешней разведки, содержащие сведения об их кадровом составе, о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки, а также об используемых этими органами методах и средствах, хранятся в архивах органов внешней разведки.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, - Минобороны России, деятельность которого регламентирована Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации".
Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны организаций.
Руководство деятельностью Министерства обороны осуществляет Президент РФ.
Слайд 33