СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. по дисциплине « Основы научных исследований»
РЕФЕРАТ
по дисциплине « Основы научных исследований»
на тему «Переход Российской таможенной академии на международно признанную систему подготовки «бакалавра» и «магистра»: благо или новые проблемы?»
Выполнила: В. С. Узлова, студентка 2 – го курса
заочной формы обучения факультета
таможенного дела, группа Т1209
Проверил: Е. В. Красавина,
кандидат социологических наук,
доцент кафедры гуманитарных дисциплин
Оценка:
______________________________________
Подпись
______________________________________
« » ______________2013 г.
Люберцы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика двухуровневой системы ………………………… 4
1.1. Особенности «бакалавра» и «магистра»……………………………..4
1.2. Преимущества бакалавриата и магистратуры………………………..5
Глава 2. Причины и последствия перехода на болонскую систему………7
2.1. Причины перехода на двухуровневую систему………………………..7
2.2. Плюсы и минусы перехода на «бакалавр» и «магистр»……………...8
Глава 3. Отличие специалитета от болонской системы ……………………11
3.1. Характеристика специалитета…………………………………………….11
3.2. Система подготовки специалистов в РТА……………………………….12
Заключение………………………………………………………………………14
Список использованных источников…………………………………………..16
Приложения……………………………………………………………………..17
ВВЕДЕНИЕ
В последние несколько лет вузовскую общественность России интересуют проблемы, связанные с возможной ролью общеевропейского движения, под именем «Болонский процесс». Прошло немало конференций и семинаров, посвященных данной проблематике, имеется целый ряд публикаций. Создаются сайты и веб - страницы, отражающие события в рамках Болонского процесса и «вокруг него».
Актуальностью выдвинутой темы является модернизация российской высшей школы. Введение двухуровневой системы высшего образования послужило для страны ступенькой на новый, более высокий уровень.
Данная работа нацелена на изучение особенностей болонской системы и объяснения ее значения в системе образования России.
Исследуя двухуровневую систему высшего образования, необходимо выявить причины и последствия перехода на систему «бакалавра» и «магистра», определить отличие двухуровневой системы образования от традиционной – специалитета.
Применение образовательных степеней «бакалавр» и «магистр» в России было введено с тем, чтобы дипломы об окончании наших ВУЗов стали равноправными в Европе и остальном мире. Теперь выпускнику российского учебного заведения не требуется «переучиваться» или другим способом подтверждать свое высшее образование за пределами отечества.
От того, насколько успешно будет реализован переход России к двухуровневой системе высшего образования, зависит будущее всей страны.
Глава 1. Характеристика двухуровневой системы
1.1Особенности «бакалавра» и «магистра»
Бакалавр - академическая степень или квалификация, присуждаемая лицам, освоившим соответствующие образовательные программы высшего образования. Завершённое высшее образование в странах, которые участвуют в Болонском процессе.
Бакалавриат - высшее образование, подтверждаемое дипломом бакалавра с присвоением академической степени бакалавра или квалификации бакалавра.
В России этот уровень подготовки введён в 1996 году. Нормативный срок обучения для получения квалификации (степени) «бакалавр» — не менее чем 4 года. Квалификация присваивается по результатам защиты выпускной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии. Степень «бакалавр» в России — это высшее профессиональное образование. Квалификация «бакалавр» при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Лица со степенью бакалавра могут быть также допущены к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук. После 31 декабря 2010 года квалификации (степени) бакалавра и магистра стали основными для выпускников российских высших учебных заведений.
Магистр - академическая степень, квалификация (в некоторых странах — учёная степень), приобретаемая студентом после окончания магистратуры. Магистратура (в некоторых странах называется мастерат) — ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению.
В России звание «магистр» вводится указом Александра I от 24 января 1803 года «Об устройстве училищ». Тогда же было введено звание доктор, а позднее и кандидат. Магистр занимал промежуточное положение между кандидатом (лицо, закончившее университет с отличием) и доктором. В 1884 году в большинстве высших учебных заведений России отменяется кандидатская степень и утверждается система магистр — доктор. В 1917 году в России упраздняются все научные степени и до 1934 года учёных степеней нет. В 1993 году термин «магистр» возвращается как квалификация выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Положение магистратуры в современной российской системе образования двойственное. С одной стороны — это система повышения квалификации бакалавров и специалистов, с другой стороны квалификация «магистр» приравнивается к квалификациям выпускников вузов.
Нормативный срок программы подготовки магистра (при очной форме обучения) - 2 года. Однако предварительно студент должен освоить программу подготовки бакалавра (4 года) или специалиста (5 лет). Квалификация присваивается по результатам защиты магистерской диссертации на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт право поступления в аспирантуру.
1.2. Преимущества бакалавриата и магистратуры
Программа обучения "бакалавра" отличается от программ обучения "специалиста" и "магистра" не только более коротким сроком обучения, но и отсутствием узкопрофильности. Бакалавр получает фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, так как программы бакалавриата имеют общенаучный и общепрофессиональный характер, в отличие от "специалиста" и "магистра". Диплом бакалавра дает право профессиональной деятельности, так как является признанным дипломом о высшем профессиональном образовании и в то же время дает возможность продолжить выбранное направление подготовки либо изменить его при последующем поступлении в магистратуру.
Преимущества бакалавриата сводятся к следующему:
- используется в международной практике. Иностранные работодатели часто приглашают бакалавров, даже не оговаривая направления подготовки;
- фундаментальность подготовки, при необходимости можно легко сменить профессию.
Преимущества квалификации "магистр":
- более глубокое освоение теории по выбранному профилю и подготовка студента к научно-исследовательской и педагогической деятельности по выбранному направлению.
Таким образом, можно сказать, что степень «магистр» по сравнению со степенью «бакалавр» имеет больше привилегий для преподавательской деятельности, степень «бакалавр» - это законченное базовое высшее образование. Диплом «бакалавра» дает выпускнику право при трудоустройстве занимать те должности, которые предусматривают наличие высшего образования в соответствии с их квалификационными требованиями. Диплом «бакалавра» дает также право продолжить обучение в магистратуре.
Глава 2. Причины и последствия перехода на болонскую систему
2.1. Причины перехода на двухуровневую систему
Вот уже два года в России существует двухуровневая система высшего образования: степень бакалавра будет соответствовать первому уровню высшего образования, а магистра – второму. С появлением Болонского процесса в нашей стране неустанно ведутся споры о важности перехода на двухуровневую систему образования. В процессе этой полемики были выявлены следующие причины перехода на болонскую систему.
Можно выделить внутренние и внешние причины перехода России на двухуровневую систему. Внутренние факторы[1] свидетельствуют, с одной стороны, о росте востребованности населением высшего образования, с другой – низкой эффективности использования подготавливаемых до настоящего времени в вузах дипломированных специалистов. Востребованность высшего образования характеризуется увеличением количества студентов ежегодно на 7-15%. Также, известно, что число людей, занятых в экономике и имеющих высшее образование за последние 10 лет выросло в 2,8 раза. При этом эффективность использования специалистов является чрезвычайно низкой. Две трети нынешних выпускников либо работают не по специальности, либо вынуждены переучиваться по месту работы; с другой стороны, в самом примитивном секторе малого и среднего бизнеса – в розничной торговле – заняты 10 млн. человек, и половина имеет высшее образование. По сути, люди получившие диплом о высшем профессиональном образовании и квалификацию специалиста, занимают трудовые посты, не требующие такового образования и квалификации. В то же время отмечается, что «перспективные работодатели в современных условиях более не нуждаются во всех случаях в выпускниках университетов, обладающих фундаментальным знанием. Требуется другое: способность динамично перенастраиваться на другие программы, владение некими базовыми умениями, обладание общим уровнем культуры, не переходящим в сверхобразованность».
Таким образом, внутренние социально-экономические причины требуют внесения изменений в систему высшего образования. Вводимая у нас двухуровневая система (бакалавриат и магистратура) считается экономически оправдавшейся в ряде стран Европы и в США.
Внешним фактором[2], стимулирующим переход к двухуровневой системе, стало вступление страны в Болонский процесс. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к совместимости систем высшего образования в странах Европы. Россия, присоединившись к Болонской декларации в 2003 г., обязалась до 2010 г. воплотить ее основные принципы, в том числе в жизнь ввести у себя такую же систему высшего образования.
2.2. Плюсы и минусы перехода на «бакалавр» и «магистр»
Россия стала участницей Болонского процесса в 2003 году. Из-за этого пришлось менять всю систему высшего образования, которая строилась не один десяток лет. В Болонской системе, как для студентов, так и для преподавателей ВУЗа есть свои плюсы и минусы, о которых можно говорить довольно долго. Тем не менее, кроме нововведений, к которым пока только привыкают, появилась двухуровневая система, которая предполагает обучение на уровнях «бакалавр» и «магистр». До определенного момента это тревожило выпускников, у которых на руках дипломы «специалистов». На самом деле России удалось отстоять право выдавать подобные дипломы, т.к. обучение на бакалавра предполагает 4 года, а на магистра 6 лет. Специалист подразумевает 5-летнее обучение.
Обсуждению темы, посвященной реформирования высшей школы и получению высшего образования в новых условиях, нет предела. Как считает Александр Русаков, ректор Ярославского Государственного Университета им. Демидова: «Та система высшего образования, которая была в СССР, была хороша для той страны и той экономики. И она по-прежнему может работать в тех образовательных отраслях, которые жестко связаны с внутренним рынком нашей страны. Но в тех отраслях знаний, где чрезвычайно важна интеллектуальная и академическая мобильность, двухуровневая система подготовки оптимальна. Система открывает возможности для точного профессионального самоопределения, и это очень хорошо, поскольку в 10-м или 11-м классе совершенно невозможно решить, что будешь именно микробиологом или специалистом по романской филологии».[3]
Новая система ориентирована на потребности рынка. За четыре года человек получает базовое образование, а затем либо завершает обучение (в мире эта практика более распространена), либо смотрит, где и какие профессиональные компетенции востребованы, и, исходя из приоритетов трудоустройства, выбирает программу в магистратуре.
Основными преимуществами данной системы является то, что магистр уже на старших курсах обладает достаточным количеством знаний, чтобы приступать к работе. Количество бюджетных мест в магистратуру постоянно возрастает. Наличие обучения на бакалавра хорош тем, что человек имеет возможность подумать о целесообразности продолжать свое обучение дальше. У него есть возможность передумать и получить высшее образование в другой области. Также положительными сторонами данной системы можно назвать:
· - Признание наших дипломов в странах, подписавших Болонскую конвенцию (таких более 50).
· - Большая гибкость - если студент к концу бакалавриата понял, что хочет сменить «ориентацию», он может поступить в магистратуру по смежному профилю.
· - Между бакалавриатом и магистратурой призыв осуществляться не будет.
Что касается явных недостатков, главный из них заключается в том, что пока еще не выработана система образовательных стандартов в России, что затрудняет возможности ранжировать специальности и выдавать соответствующие дипломы соответствующим специалистам. Особенно остро стоит вопрос о студентах-врачах и о представителях творческих профессий. Также, отрицательным фактором системы, как считают чиновники, служит то, что с получением международных дипломов и возможности проходить практику за рубежом, все больше студентов начнут покидать свою Родину. На ряду с плюсами и минусами приоритетным остается мнение, что знания устаревают очень быстро. Поэтому необходимо дать студенту относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости.
В заключение хотелось бы отметить, что новая система продолжает свое шествие по стране. К чему это приведет в будущем – тяжело прогнозировать: слишком через многие консервативные факторы, еще со времен бывшего Союза, приходится переступать. И не всегда переход является успешным и безболезненным.
Глава 3. Отличие специалитета от болонской системы
3.1. Характеристика специалитета
Специалитет — это традиционная форма российского высшего образования. Подготовка специалиста включает как базовое образование, так и углубленную специальную подготовку в рамках выбранного направления. Нормативный срок программы подготовки специалиста при очной форме обучения составляет не менее 5 лет, заочной — 6 лет.
Квалификация «специалист» присваивается по результатам защиты дипломного проекта или дипломной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии и дает право поступления в магистратуру или аспирантуру. Согласно ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании, квалификация «специалист» считается второй ступенью высшего образования, как и магистратура. Но цели и задачи обучения у магистратуры и специалитета разные. Специалистов готовят к профессиональной деятельности в конкретной узкой сфере. Выбирая специалитет, студент уже не может учиться в магистратуре на бюджетной основе, так как в этом случае магистратура по закону считается вторым высшим образованием. Зато специалист, в отличие от бакалавра, может пойти учиться дальше в аспирантуру.
Престиж диплома специалиста довольно высок. Работодатели в России оценивают ее значительно выше, чем диплом бакалавра. Но, с другой стороны, остается вопрос о признании такого диплома в Европе. Часто специалисты сталкиваются с проблемами при устройстве за рубежом, так как в большинстве европейских стран признается только степень бакалавра или магистра.
3.2. Система подготовки специалистов в РТА
Одним из важнейших направлений совершенствования деятельности таможенных органов Российской Федерации является создание эффективно действующей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров различного уровня.
Российская таможенная академия является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России. Главной и основной задачей академии является подготовка кадров для таможенных органов Российской Федерации. В составе Академии три факультета, Институт дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации, Институт правоохранительной деятельности и 19 кафедр по которым ведется подготовка (см. приложение 1).
В свою очередь, хотелось бы отметить, что система образования Российской таможенной академии включает в себя высшее образование современного болонского процесса и высшее образование советского периода. Два факультета, а именно экономический и юридический используют в обучении двухуровневую систему, а факультет таможенного дела – специалитет.
Российская таможенная академия предоставляет выпускнику абсолютное трудоустройство, независимо от того выпускником какого факультета он является. По окончании 5 лет обучения, выпускник в праве выбрать свой дальнейший жизненный путь: пойти работать в таможенные органы или же поступить в аспирантуру. Студентам факультета таможенного дела предоставляется отличная возможность за 5 лет досконально изучить все азы таможенного дела. Кроме того, у выпускников факультета таможенного дела есть преимущество в том, что, закончив академию, они смогут занимать управленческие должности, в отличие от бакалавров.
Таким образом, специалитет – это традиционный для России уровень высшего образования, подразумевающий пятилетнее обучение. Выпускнику присваивается степень «специалист» и выдается государственный диплом о высшем профессиональном образовании. Квалификация присваивается по результатам защиты дипломного проекта или дипломной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт право поступления в магистратуру и аспирантуру. Для ряда медицинских специальностей дополнительным условием для занятия определенной должности в государственной, муниципальной организации является успешное окончание интернатуры.
Российская таможенная академия является государственным казенным образовательным учреждением высшего профессионального образования. Главной и основной задачей академии является подготовка кадров для таможенных органов Российской Федерации. В соответствии с двухсторонними соглашениями между странами-участницами Таможенного союза академия обучает и готовит специалистов для таможенных служб этих стран. Академия состоит из трех основных факультетов: таможенного дела, экономического и юридического, Института дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации, Института правоохранительной деятельности и 19 кафедр, по которым ведется подготовка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В 2011 году в России вступил в силу закон о введении двухуровневой системы высшего образования: бакалавриата и магистратуры. Как и любое новшество, нововведение, новая реформа Министерства науки и образования Российской Федерации была принята народом неоднозначно. Прошло уже два года как двухуровневая система введена на территории России, но до сих пор споры на эту тему не прекращаются.
В исследуемой работе были рассмотрены особенности и преимущества двухуровневой системы высшего образования.
Бакалавриат - высшее образование, подтверждаемое дипломом бакалавра с присвоением академической степени бакалавра или квалификации бакалавра. В России этот уровень подготовки введён в 1996 году. Нормативный срок обучения для получения квалификации (степени) «бакалавр» — не менее чем четыре года.
Магистратура (в некоторых странах называется мастерат) — ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению. В России звание «магистр» вводится указом Александра I от 24 января 1803 года «Об устройстве училищ».
Степень «магистр» по сравнению со степенью «бакалавр» имеет больше привилегий для преподавательской деятельности, степень «бакалавр» - это законченное базовое высшее образование.
Главная причина широкого распространения модели "бакалавр-магистр" заключается в том, что двухуровневая система подготовки специалистов оказалась более адаптированной к рыночной экономике. Также неотъемлемыми причинами перехода на двухуровневую систему высшего образования являются рост востребованности населением высшего образования и низкой эффективности использования подготавливаемых до настоящего времени в вузах дипломированных специалистов, вступление страны в Болонский процесс.
Основными последствиями перехода на болонскую систему можно назвать такие, как невыработка системы образовательных стандартов в России, с признанием дипломов может вырасти утечка специалистов, при обучении на бакалавра человек имеет возможность передумать и получить высшее образование в другой области и другие.
Если сравнивать специалитет с системой бакалавр/ магистр, то хотелось бы отметить, что специалист - это квалификация, приобретаемая студентом после освоения специальной программы обучения.
Диплом специалиста имеет более высокий уровень, нежели диплом бакалавра. Но, единственное, человек с дипломом специалиста не сможет трудоустроиться в Европе, так как в большинстве европейских стран признается только степень бакалавра или магистра.
Российская таможенная академия имеет в своем арсенале сразу две разновидности систем высшего образования: болонскую систему и традиционную. Структуру академии составляют три основных факультета - таможенного дела, экономический и юридический. Факультет таможенного дела имеет систему образования специалитет, а остальные два – перешли на двухуровневую систему. В каждой из систем образования существуют свои недостатки и достоинства. Что касается специалитета – то в рамках академии его преимуществом является то, что выпускники смогут занимать управленческие должности, в отличие от бакалавриата, в котором без окончания магистратуры выпускник не сможет получить высокую должность.
Итак, возвращаясь к теме реферата, хотелось бы отметить, что переход всей страны, в том числе и Российской таможенной академии, на систему бакалавр + магистр несет за собой как положительные моменты, так и отрицательные, которые требуют доработки и совершенствования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Дружилов С.А. Двухуровневая система высшего образования: западные традиции и Российская реальность// Научно-теоретический журнал Российской академии образования.- 2010.- №6.- С. 51-58
2. Кукин А. Бакалавры и магистры//Газета «Ярославские страницы».- 2011.- 4 мая.- С. 6.
3. Черныш А.Я., Михайленко Т.Д., Багмет Н.П., Глазунова И.В., Смирнов А.В. Основы научных исследований: курс лекций для студентов. – М.: Изд-во РИО РТА, 2008. - 252с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Рис. 3.1. Структура Российской таможенной академии
[1] Дружилов С.А. Двухуровневая система высшего образования: западные традиции и Российская реальность// Научно-теоретический журнал Российской академии образования.-2010.-№6.-С. 51-58
[2] Дружилов С.А. Двухуровневая система высшего образования: западные традиции и Российская реальность// Научно-теоретический журнал Российской академии образования.-2010.-№6.-С. 51-58
[3]Кукин А. Бакалавры и магистры//Газета «Ярославские страницы».- 2011.- 4 мая.- С. 6.