График выполнения и сдачи заданий по СРС. Казахский экономический университет им

Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова

Факультет «Экономика и управление»

Кафедра «Менеджмент»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

По дисциплине 3218 Сравнительный менеджмент»

Специальности «5В050700 -Менеджмент»

  Формы обучения
Очное обучение
Всего кредитов
Курс
Семестр
Экзамен (семестр)
Всего часов, из них:
Лекции (часов)
Практические (семинарские) занятия (часов)
Лабораторные занятия (часов) -
СРСП (часов)
СРС (часов)

Алматы, 2013 г.

1. Сведение о преподавателе Таспенова Г.А., кандидат экономических наук, доцент, стаж работы – 17 лет, кафедра «Менеджмент», каб.300. Контактная информация: режим пребывания на кафедре: каждый день 09.00 – 19.00, контактные телефоны (служебный: 3771331, домашний: 3986387), электронный адрес:[email protected]
2. Пререквизиты дисциплины «Эконмическая теория», «Менеджмент»
3. Постреквизиты дисциплины «Управление персоналом», Производственный менеджмент
4. Описание дисциплины Данный курс позволяет студентам изучить закономерности взаимодействия представителей различных культур в системах управления деловыми предприятиями как национального, так и мультинационального характера, и на основе которого могут быть выработаны практические рекомендации по управлению мультинациональными коллективами.
5. Цель изучения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:способность решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации знакомство с основами межкультурных отношений в менеджменте, способность эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности
6. Задачи изучения дисциплины Основные задачи: Изучение функций менеджмента в различных бизнес-культурах; - дать студентам представление о характере влияния национальной культуры на стиль менеджмента, показать пути и способы ведения бизнеса, изучение базовых вопросов кросс-культурной коммуникации и мотивации сотрудников международных компаний, подготовить студентов к международным контактам в рамках практической деятельности в качестве менеджеров. Умениеуправлять кросс-культурной коммуникацией, учитывать трансакционные, организационные и трансформационные издержки, характерные для конкретной модели менеджмента, при принятии управленческих решений, использовать особенности национальных деловых культур, стилей менеджмента, поведения и мотивации для организации эффективной работы в мультикультурной среде. Иметь представление о различиях национальных моделей менеджмента и деловых культур.
7. Компетенция дисциплины В результате освоения дисциплины Бизнес-планирование студент должен: Демонстрировать знания и понимание в области: межкультурных отношений в менеджменте, эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде Применять эти знания и пониманиеосновных институциональных особенностей экономик мира, особенности и параметры деловых культур различных стран; управленческую практику российских и зарубежных компаний, осуществляющих свою деятельность в кросс-культурной среде. Осуществлять сбор и интерпретацию информации для оценки экономических и социальных условии осуществления предпринимательской деятельности. Владеть умением сообщать информацию, идеи,владеть методическими приемами сравнительного анализа национальных моделей менеджмента, навыками кросс-культурной коммуникации; базовыми техниками управления в кросс-культурной среде Приобрести навыки, необходимые для принятия решений на основе национальных моделей менеджмента.  

Содержание дисциплины

Наименование темы Содержание темы
Возникновение и эволюция сравнительного менеджмента Возникновение и эволюция сравнительного менеджмента. Сравнительный менеджмент как учебная дисциплина и раздел теории и практики менеджмента на Западе. Предмет курса «Сравнительный менеджмент» .
Кросскультурный шок   Понятие, симптомы и формы проявления КШ. Причины КШ. Факторы, влияющие на КШ. Фазы и преодоление КШ
Национальная культура, ее влияние на процессы управления Понятие, составляющие и функции национальной культуры (языковая, ценностная, нормативная), основные элементы культуры. Основные теории культуры, используемые в сравнительном менеджменте. Системный подход к содержанию культуры
Особенности становления казахстанского менеджмента Современное состояние развития казахстанского менеджмента Современные тенденции развития информационного менеджмента в РК Основные направления государственного регулирования сферы бизнеса в РК
Институциональный подход в сравнительном менеджменте Институциональная экономика. Институциональная среда международных компании. Институциональные и социокультурные факторы трансформации экономики РК.
Управление мотивацией а сравнительном менеджменте Мотивационная дифференциация в мультинациональном коллективе. Влияние культурно-странового контекста на мотивационные изменения. Практика стимулирования труда в различных странах.
Становление и развитие институтциональной теорий Становление институтциональной теорий. Основатели школы институтциональной теорий. Новые теории институциональной экономики.
Коммуникации в системе сравнительного менеджмента Коммуникация как процесс. Межкультурная коммуникация. Стили коммуникации. Коммуникационные потоки. Коммуникация и языковые барьеры. Управление кросскультурной коммуникацией.
Менеджмент в США Экономико-географическая характеристика. Особенности экономического развития США. Регулирование рынка труда в США. Теория менеджмента США. Научный менеджмент. Концепция человеческих ресурсов. Бихевиористический (поведенческий) научный подход. Теория конкурентоспособности наций М. Портера.
Менеджмент в Европе Менеджмент в Европе. Модели экономического развития и роль государства в экономике стран Европейского союза. Многообразие деловых культур и менеджмент в Европе. Концепция евроменеджмента. Критика концепции евроменеджмента. Профиль евроменеджера
Немецкая модель менеджмента Немецкая модель менеджмента. Общая характеристика экономики Германии. Уроки немецкой модели развития. Немецкая деловая культура и стиль управления. Модель менеджмента. Особенности немецкой модели
Французская модель менеджмента Французская модель менеджмента. Экономика Франции. Особенности макроэкономической модели развития Франции. Французская модель менеджмента. Особенности французской деловой культуры. Роль государства в подготовке и повышении квалификации менеджеров. Профили французских менеджеров и управленческая карьера.
Японская модель менеджмента Японская модель менеджмента. Экономико-географическая характеристика и национальная специфика развития. Модель развития японской экономики. Японская модель менеджмента. Управление в зарубежных подразделениях японских МНК: столкновение национальных деловых культур.
Менеджмент Кореи Менеджмент Кореи. Общая характеристика экономики Республики Корея. Корейский менеджмент. Корейская модель менеджмента: влияние японской управленческой практики. Конфуцианские традиции в корейской деловой культуре. Современная корейская модель менеджмента
Китайский менеджмент Китайский менеджмент. Общая характеристика. Модель экономического развития КНР. Оценка эффективности китайской модели экономики. Китайский менеджмент. Профиль китайского менеджера. Подготовка менеджеров и специалистов в области экономики и управления.

Календарно-тематический план

  Название темы Количество часов
Очное отделение
Всего Лекции Прак. зан. СРСП СРС
Возникновение и эволюция сравнительного менеджмента  
Кросскультурный шок    
Национальная культура, ее влияние на процессы управления  
Особенности становления казахстанского менеджмента*
Институциональный подход в сравнительном менеджменте  
Управление мотивацией а сравнительном менеджменте  
Становление и развитие институтциональной теорий
Коммуникации в системе сравнительного менеджмента  
Менеджмент в США  
Менеджмент в Европе *  
Немецкая модель менеджмента
Французская модель менеджмента  
Японская модель менеджмента  
Менеджмент Кореи
Китайский менеджмент  
  Всего

Примечание: * тема 14 – приглашенный лектор – Сиранов А.Б. к.э.н., доцент. * тема 10 – приглашенный лектор Виктор Хо. – Менеджер корейской компании «Тельбоне».

План лекций, практических, лабораторных занятий

№ темы План лекций План практических занятий
1. Возникновение и эволюция сравнительного менеджмента. Сравнительный менеджмент как учебная дисциплина и раздел теории и практики менеджмента на Западе. Предмет курса «Сравнительный менеджмент» . Зарождение сравнительного менеджмента. Подходы к сравнительному менеджменту. Историческое развитие международного бизнеса и становление сравнительного менеджмента.  
2. Понятие, симптомы и формы проявления КШ. Причины КШ. Факторы, влияющие на КШ. Фазы и преодоление КШ Основные категории симптомов КШ. Формы проявления КШ. Причины КШ. Факторы, влияющие на КШ. Фазы и преодоление КШ    
3. Понятие, составляющие и функции национальной культуры (языковая, ценностная, нормативная), основные элементы культуры. Основные теории культуры, используемые в сравнительном менеджменте. Системный подход к содержанию культуры Основные теории культуры, используемые в сравнительном менеджменте. Отношение к времени. Отношение к природе Характеристика модели Г. Хофстеде. Коллективизм и индивидуализм. Дистанция власти. Соотношение мужественности и женственности. Избежание неопределенности  
4. Современное состояние развития казахстанского менеджмента Современные тенденции развития информационного менеджмента в РК Основные направления государственного регулирования сферы бизнеса в РК Факторы формирования стили руководства в РК. Система ценностей. Интенсивность потребностей. Карьерный путь в казахстанском менеджменте. Искусство межличностного отношения.
5. Институциональная экономика. Институциональная среда международных компании. Институциональные и социокультурные факторы трансформации экономики РК. Понятие институтционализма. Основные периоды развития институтциональной теории. Роль государства в экономике с позиции Р.Коуза. Современные международные и национальные экономические институты.
6. Мотивационная дифференциация в мультинациональном коллективе. Влияние культурно-странового контекста на мотивационные изменения. Практика стимулирования труда в различных странах. Мотивация в сравнительном менеджменте. Теории подкрепления. Содержательные теории. Процессуальные теории. Влияние культурно-странового контекста на мотивационные изменения. Практика стимулирования труда в различных странах.
7. Становление институтциональной теорий. Основатели школы институтциональной теорий. Новые теории институциональной экономики. Теории основателей институтциональной школы. Новые теории институциональной экономики.
8. Коммуникация как процесс. Межкультурная коммуникация. Стили коммуникации. Коммуникационные потоки. Коммуникация и языковые барьеры. Управление кросскультурной коммуникацией. Межкультурная коммуникация. Стили коммуникации. Коммуникационные потоки. Коммуникация и языковые барьеры. Управление кросскультурной коммуникацией.
9. Экономико-географическая характеристика. Особенности экономического развития США. Регулирование рынка труда в США. Теория менеджмента США. Научный менеджмент. Концепция человеческих ресурсов. Бихевиористический (поведенческий) научный подход. Теория конкурентоспособности наций М. Портера. Американская модель менеджмента. Адаптация американского опыта управления в Казахстане. Устойчивые и ускользающие конкурентные преимущества Республики Казахстан.
10. Менеджмент в Европе. Модели экономического развития и роль государства в экономике стран Европейского союза. Многообразие деловых культур и менеджмент в Европе. Концепция евроменеджмента. Критика концепции евроменеджмента. Профиль евроменеджера Менеджмент в Европе. Стили менеджмента и типы управления, характерные для высшего звена управления.
11. Немецкая модель менеджмента. Общая характеристика экономики Германии. Уроки немецкой модели развития. Немецкая деловая культура и стиль управления. Модель менеджмента. Особенности немецкой модели Сравнение немецкой и американской моделей менеджмента. Достоинства и недостатки немецкого менеджмента. Особенности немецкой деловой культуры и этики бизнеса. Роль малого и среднего предпринимательства в Германии.
12. Французская модель менеджмента. Экономика Франции. Особенности макроэкономической модели развития Франции. Французская модель менеджмента. Особенности французской деловой культуры. Роль государства в подготовке и повышении квалификации менеджеров. Профили французских менеджеров и управленческая карьера. Роль государства в современной французской экономике. Система подготовки управленческих кадров во Франции. Статус менеджера во Франции. Стиль лидерства во французских организациях. Стиль лидерства во французских организациях.
13. Японская модель менеджмента. Экономико-географическая характеристика и национальная специфика развития. Модель развития японской экономики. Управление в зарубежных подразделениях японских МНК: столкновение национальных деловых культур. Новые тенденции в эволюции японского менеджмента. Экономическая ситуация в Японии на рубеже XX—XXI вв. и кризис японской модели экономики и управления Роль менеджеров в японской системе управления. Управление качеством продукции (услуг) в японских компаниях. Характерные черты японской модели менеджмента.
14. Менеджмент Кореи. Общая характеристика экономики Республики Корея. Корейский менеджмент. Корейская модель менеджмента: влияние японской управленческой практики. Конфуцианские традиции в корейской деловой культуре. Современная корейская модель менеджмента Трудовая этика корейцев. Роль высшего образования в современном корейском обществе.
15. Китайский менеджмент. Общая характеристика. Модель экономического развития КНР. Оценка эффективности китайской модели экономики. Китайский менеджмент. Профиль китайского менеджера. Подготовка менеджеров и специалистов в области экономики и управления. Причины успеха Китая. Особенности китайской деловой культуры. Профиль современного китайского менеджера.

11. План проведения СРСП (консультации)*

№ п/п Тема задания Форма проведения СРСП
Очное обучение
1. Определение уровня знаний студентов в начале академического периода Тест* 1 неделя  
2. Кросскультурный шок   Защита рефератов 2 неделя
3. Национальная культура, ее влияние на процессы управления Защита рефератов 3 неделя
4. Особенности становления казахстанского менеджмента Защита рефератов. 4 неделя
5. Институциональный подход в сравнительном менеджменте Устный опрос 5 неделя
6. Управление мотивацией а сравнительном менеджменте Защита рефератов. 6 неделя
7. Становление и развитие институтциональной теорий Эссе 7 неделя
8. Определение уровня знаний студентов в середине академического периода Тест*
9. Менеджмент в США Тест 9 неделя
10. Менеджмент в Европе Защита рефератов. 10 неделя
11. Немецкая модель менеджмента Защита рефератов. 11 неделя
12. Французская модель менеджмента Презентация 12 неделя
13. Японская модель менеджмента Защита рефератов. 13 неделя
14. Менеджмент Кореи Защита рефератов. 14 неделя
15. Определение уровня знаний студентов в конце академического периода Тест*
           

* Консультации по выполнению домашних заданий, курсовых работ, семестровых и контрольных работ, отчетов и других видов заданий СРО.

График выполнения и сдачи заданий по СРС

Наши рекомендации