Преимущества рыночного механизма
Вопрос 7
Фа́кторы произво́дства (ресурс) — те ресурсы, которые вовлечены в производство чего-либо. Факторы производства - экономические ресурсы, используемые для производства товаров и услуг.
Факторы производства подразделяются на:
1. материальные ресурсы -земля, или сырьевые материалы, и капитал;
2. 2) людские ресурсы - труд и предпринимательская способность.
К понятию земля относятся все естественные, природные ресурсы, которые применяются в производственном процессе - земельные участки, полезные ископаемые, леса, реки и т.п.
Понятие капитал охватывает все производственные, т.е. созданные человеком, средства производства - здания, сооружения, оборудование, инструменты и т.п., используемые в производстве товаров и услуг и доставке их конечному потребителю. Различают понятия реальный капитал – это инструменты, машины и др. производительное оборудование – это экономический ресурс, и финансовый капитал - деньги и близкие к ним финансовые инструменты - акции, облигации и т.п. - экономическим ресурсом не является.
«Ограниченность ресурсов» называют часто редкостью ресурсов относительно безграничности человеческих потребностей. В экономической теории различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Под абсолютной ограниченностью понимается недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей членов общества. Абсолютная ограниченность в основном характерна для природных и трудовых ресурсов; относительная — для материальных, финансовых, информационных ресурсов.
Вопрос 8
предпринимательство -- это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» Гражданский кодекс Российской Федерации: Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают АО, арендные коллективы, кооперативы и т.д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои ниши в хозяйственной системе.
Объект предпринимательства - наиболее эффективная комбинация факторов производства для максимизации дохода.
Вопрос 9
Со́бственность —
- Экономическая категория — исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом собственности. Совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту (собственнику), составляет имущество соответствующего лица, поэтому отношения собственности называются также имущественными отношениями.
- Право собственности — совокупность правовых норм, закрепляющих присвоенность вещей отдельным лицам и коллективам.Со́бственность — Юридическая категория — наиболее полный комплекс прав, которым может обладать субъект права в отношении своего имущества.[2] В ряде теорий признаётся также собственность на некоторые права. Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ признают и гарантируют любые формы собственности[3], при этом нормативно установлены три формы: государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и частная собственность[4].
Права собственности выступают неким регулятором хозяйственной деятельности экономических субъектов, определяя их права и обязанности. На основе этих суждений Р.Коуз придает правам собственности решающую роль в хозяйственных системах, формулируя свою знаменитую теорему:
Если права собственности всех сторон тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода)13
Вопрос 10
рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства , вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.
Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.
Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация - форма общественного разделения труда, как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека.
Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.
Можно выделить следующие критерии для классификации структуры рынка:
Структра рынка по объектам рыночных отношений :
рынок потребительских товаров и услуг
рынок ценных бумаг
рынок сырья
Структура рынка по субъектам рынка
рынок покупателей
рынок продавцов
Структура рынка по географическому положению
местный
национальный
мировой
Структура рынка по степени ограничения конкуренции
совершенная конкуренция
монополистическая конкуренция
олигополия
Структура рынка по отраслям
автомобильный
нефтяной
Структура рынка по характеру продаж
оптовый
розничный
Функции рынка
Информационная функция
Рынок дает объективную информацию об изменяющихся экономических условиях:
§ кол-во произведенной продукции
§ цена
§ ассортимент
§ качество
Посредническая фукнция
Рынок позволяет экономическим агентам обмениваться результатами своей экономической деятельности. Рынок дает возможность определить, насколько эффективна и взаимовыгодна та или ина я систем отношений между конкретными участниками общественного производства.
Ценообразующая функция
Рынок устанавливает ценностные эквиваленты для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, то есть соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и количества пользы, которую несет товар для общества.
Регулирующая функция
Возникает баланс между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем.
Стимулирующая функция
Рынок побуждает производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной прибыли; стимулирует научно-технический прогресс и на его основе повышает эффективность функционирования всей экономики.
Предприятия, не сумевшие решить проблемы совершенствования, разоряются и погибают из-за конкуренции, освобождая место для более эффективных. В результате этого постепенно повышается уровень устойчивости всей экономики в целом.
Вопрос 11
Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.
Преимущества рыночного механизма
Не являясь идеальным, рыночный механизм, тем не менее, обладает рядом преимуществ, присущих только ему:
§ Эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов.
§ Возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными считаются сведения об уровне цены и издержках).
§ Гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям, быстрая корректировка неравновесия.
§ Оптимальное использование достижений НТР (стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство новейшие технологии).
§ Регулирование и координация деятельности людей без принуждения, то есть свобода выбора и действий экономических субъектов.
§ Способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.