Ресурсы и факторы производства. Производительность труда и прибавочный продукт. Концепция социального рыночного хозяйства
Ресурсы производства – это совокупность различных природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей.
1) природные ресурсы – потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества. Среди них различаются неисчерпаемые (солнечная энергия, энергия ветра) и исчерпаемые (могут быть возобновляемыми – лес, вода – и невозобновляемыми – нефть, газ, месторождения руды и др.). Многие природные ресурсы редки, а их запасы с каждым днем уменьшаются;
2) материальные – все созданные человеком (рукотворные) средства производства и предметы труда, которые сами являются результатом производства;
3) трудовые – трудоспособное население;
4) финансовые – денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства;
5) информационные – данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники.
Факторы производства – условия производственной деятельности; первичные ресурсы, становящиеся элементами процесса производства. Они поступают в экономическую систему извне. Марксистская трактовка: рабочая сила (личный фактор) и средства производства [предметы и средства труда] (вещественный фактор). В этой системе отношений главную роль играют отношения собственности, которые формируют общественный принцип производства, распределения, обмена и потребления. Маржиналистская трактовка: труд, земля, капитал, предпринимательская способность, информатика. Земля – все естественные ресурсы, ее кол-во фиксировано, а спрос является производным. Труд – важнейший фактор производства. Это процесс сознательной целесообразной деятельности человека, с помощью которой он видоизменяет предметы природы и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей. Процесс труда: сам труд, предмет и средства труда (на предмет). Труд: абстрактный (не учитывая конкретных условий производства; создает стоимость товара), конкретный (создает потребительную стоимость), живой [необходимый и прибавочный], прошлый, простой, сложный. Капитал – мат. и немат. активы, созданные людьми. Предпринимательские способности – набор качеств и умений человека, позволяющий ему рационализировать сочетание ресурсов для процесса производства. Посредством информации обеспечивается повышение эффективности использования немат. рычагов в производстве.
2 положения: усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования и введение индикативного планирования вместо директивного.
Социальное рыночное хозяйство рассматривается как третий путь, пролегающий между капитализмом и тоталитарной административной экономикой. По мнению ее авторов, модель социального рыночного хозяйства обладает огромным научным потенциалом, поскольку она адаптируется к изменениям рыночного пространства, соотношениям функций государства и рынка.
Концепция социального рыночного хозяйства базируется на принципе социальной ориентации рынка и направлена на развитие производства, обеспечивающего всем работающим рост зарплаты при условии повышения производительности труда. Она предусматривает осуществление таких мер, как выбор приоритетных сфер деятельности, установление низких налогов, принятие антитрестовских и антикартельных указов, защита внутреннего рынка от внешних конкурентов, установление льгот для свободного частного инвестирования, либерализация внешнеэкономических отношений, реформа управления, снижение цен, сокращение безработицы и увеличение количества рабочих мест, переподготовка кадров.
Государство вмешивается в экономику довольно основательно. Оно также гарантирует населению определенный уровень доходов, удовлетворение потребностей в образовании, здравоохранении, культуре, жилье.