Теории единой цивилизации Фукуяма
Теории единого индустриального и нового индустриального общества
Раймон Арон, который утверждал, что в ходе индустриализации разных стран образуется единое для них индустриальное общество, а советская и западная системы — это лишь его разновидности. Технический прогресс, по мнению другого автора теории единого индустриального общества — француза Эллюля, модифицирует не только применение экономических законов, но и сущность самих законов: ликвидируется ведущая роль собственности, экономическая власть переходит к крупным корпорациям, с помощью государства ликвидируются полюса богатства и нищеты.
Таким образом, идея о потере капиталистическими собственниками власти над воспроизводственным процессом, получившая развитие ранее в теории «революции управляющих», характерна и для теоретиков нового индустриального общества, утверждающих, что разрешение проблем индустриальной цивилизации перешло в руки управляющих — менеджеров. Причем, согласно Арону и другим сторонникам нового индустриального общества! структура современных корпораций не носит монополистического характера, ибо она ориентирована не только на извлечение прибыли, но и на выполнение целого ряда жизненно важных социальных функций. В качестве доказательства приводится ссылка на то, что растущие корпоративные доходы направляются на лучшее удовлетворение запросов потребителя, реконструкцию городов, защиту окружающей среды, развитие научных исследований и иные подобные цели.
Теория нового индустриального общества
Джон Гэлбрейт
применение сложной и все более совершенной техники ведет к внутреннему перерождению капитализма, насыщению рынка потребительскими товарами, хорошо организованной системе услуг и, как следствие этого: к стиранию прежних социальных контрастов.
Вся экономическая система современного капитализма была представлена им как совокупность двух разнородных секторов — «планирующей системы» и «рыночной системы*. К первой относится мир крупных корпораций, обладающих властью не только над ценами, издержками, технологией, но и над обществом и государством; ко второй — мелкие фирмы, исчезающее ремесло, сфера услуг и т.п., которые лишены власти, хотя и выступают средоточием непреходящих экономических, культурных, духовных и социальных ценностей, «Планирующая система» осуждается за стремление к безграничной экспансии и пренебрежению общественными интересами как источник неустойчивости и обострения противоречий. Какие выводы можно сделать из теории Арона и особенно Гэлбрсйта для мировой экономики? Предлагается серия частных реформ, которые бы выпели государство из-под власти «планирующей системы», поставили его на службу немонополизированпому сектору, обеспечили конкурентоспособность и рост покупательской способности «рыночной системы».
Теории постиндустриального общества
Даниел Белл
Об экономических особенностях общества после завершения индустриализации:
Постиндустриальное общество характеризуется, по мнению Белла, пятью признаками: 1) переходом экономики от производства товаров к производству услуг; 2) преобладанием среди занятых работников профессиональных специалистов и техников; 3) ведущей ролью теоретического знания; 4) ориентацией технико-экономической среды на контроль над технологией; 5) обеспечением процесса принятия решений новой «интеллектуальной технологией».
Теории единой цивилизации Фукуяма
Либеральная идея о постепенном движении всех стран мира к единому политическому, социальному и экономическому строю — либеральной демократии. По мнению современных сторонников этой теории, подобный строй уже достигнут на Западе, а когда его достигнут остальные страны мира по мере их либерализации, то мир превратится в единое общество и поэтому наступит как бы «конец истории».
Это силы интернационализации экономики, перерастающие в ее глобализацию и проявляющиеся прежде всего через её транснационализацию и интеграцию. В результате подобной модернизации черты современного индустриального и постиндустриального общества, которые впервые проявились на Западе становятся чертами, присущими и остальным странам мира.
Одновременно теория единой цивилизации предполагает, что модернизация идентична вестернизации (т.е. копированию западной культуры другими странами).