Характеристика сущности туризма. Характеристика сущности туризма

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ ТУРИЗМА

Характеристика сущности туризма

Статистическое определение туризма

Туризм как социально-экономическая система

Характеристика сущности туризма

Человечеству на протяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление к путешествиям с целью развития торговли, и завоевания и освоения новых земель и т.д.

Путешествие -термин, характеризующий перемещение людей в пространстве независимо от цели такого перемещения. Разновидностью путешествия является туризм.

Туризм (фр.tourism, от tour— прогулка, поездка) — явление, с одной стороны, относительно молодое, ставшее массовым толь­ко после Второй мировой войны, с другой — имеющее глубокие исторические корни, поскольку путешествия известны с древней­ших времен. В истории туризма принято различать четыре этапа:

1) до начала XIX в. — элитарный туризм, зарождение спе­циализированных предприятий по производству турист­ских услуг;

2) XIX в. — Первая мировая война — революционные изме­нения в развитии транспорта, создание первых бюро путе­шествий;

3) период между двумя мировыми войнами — начало ста­новления массового туризма;

4) после Второй мировой войны — современный этап — мас­совый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и ус­луг для туризма.

Первый этапопределяется как предыстория туризма. Так, в античные времена основными мотивами путешествий явля­лись торговля, образование, паломничество, лечение. В Древней Греции зародились спортивные поездки, когда на Олимпийские игры собирались жители со всей страны.

В средневековье усиливается религиозный характер путеше­ствий. Религиозные убеждения побуждали миллионы верующих совершать паломничества к святыням. Средневековые церкви стали господствующими инстанциями и единственной признаваемой властью в различных странах. Монастыри принимали путешест­венников. Странноприимные дома, как разновидность гости­ниц, содержались религиозными орденами.

Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабляет религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер и образовательную направленность поездок. Молодые дворяне нередко отправлялись в своеобразные «гран-туры» по Европе, прежде чем вступить на поприще профессиональной или политической деятельности.

До середины XIX в. путешествия были не самоцелью, а необ­ходимым условием и средством для достижения собственно цели (торговля, паломничество, расширение кругозора), а также отличались примитивными средствами передвижения.

Второй этапв истории туризма характеризуется революци­онными изменениями в развитии транспорта. Изобретения па­рохода, паровоза, сопровождавшиеся расширением сети дорог, обусловили большую надежность и скорость передвижения при одновременном снижении расходов на путешествия. Повышение качества и надежности транспортных перевозок в совокупности с их удешевлением, а также постепенное сокращение рабочего времени вызвали существенное увеличение потоков путешествую­щих. В связи с этим возникли первые предприятия, специализи­ровавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным «комнатам для гостей» в домах священнослужителей, монастырях и религиозных миссиях пришли первые гостиницы. К середине XIX в. индустрия отдыха расширяет сферу деятель­ности. Появляются первые бюро путешествий, в задачи которых входили организация туристских поездок и реализация их потре­бителю.

Первая мировая война, Великая депрессия 30-х гг. и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем именно в период между этими войнами зарождается массовый туризм (третий этап), расцвет которого приходится послевоенные десятилетия.

После Второй мировой войны туризм приобретает действительно массовый характер (четвертый этап). Из предмета рос­коши он становится потребностью для большинства населения высокоразвитых стран. Формируется индустрия туризма со свои­ми институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления. Данный этап характеризуется быстрым ростом количества путешествующих, увеличением числа туристских предприятий и объемов их производства, массо­вым строительством средств размещения, объектов туристской инфраструктуры. Особенностью современного туризма является широкий международный обмен.

Имея столь длительную историю, туризм до настоящего време­ни не получил однозначного определения. Существующие определения туризма можно объединить в три группы.

В первую входят определения, характеризующие туризм как разновидность рекреации (расширенного воспроизводства физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека), систему и форму проведения свободного времени путем исполь­зования сферы услуг в походах и поездках, которые сочетают ак­тивный отдых и укрепление здоровья человека с повышением его общей культуры и образованности.

Подобные определения носят узкоспециаль­ный характер и касаются только отдельных аспектов туризма или его видовых особенностей.

Вторая группа определений туризма рассматривает его как одну из форм миграции населения, связывает с актом движения, путешествия, преодоления пространства и выступает в качестве инструментария статистики туризма.

Третья группа определений характеризует туризм как сложное социально-экономическое явление, раскрывает его внутреннее содержание, выражающееся в единстве многообра­зия свойств и отношений.

Наши рекомендации