Коммерция – торговая деятельность, направленная на получение дохода за счет выгодной для продавца продажи товара.
Термины. Раздел «Экономика».
Аренда– право пользоваться имуществом, не имея права распоряжаться.
Аукцион – поочередная продажа реальных товаров на основе конкурса покупателей.
Бартер– обмен одного товара на другой товар без средств платежа.
Биржа – рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий товара.
Валовой внутренний продукт– выраженная в денежной форме (в рыночных ценах) совокупная стоимость всех товаров и услуг, произведённых в народном хозяйстве страны в течение года независимо от государственной принадлежности использованных факторов производства. Имеется в виду, что в ВВП включается также стоимость продукции совместных предприятий и предприятий, принадлежащих иностранным компаниям.
Валовой национальный продукт–выраженная в денежной форме (в рыночных ценах) совокупная стоимость всех товаров и услуг, произведённых в народном хозяйстве страны и за её пределами в течение года с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране. В ВНП не включается продукция совместных и иностранных компаний, действующих на внутреннем рынке, но добавляется продукция, выпущенная на зарубежных предприятиях, где занят отечественный капитал.
Импорт – закупка и ввоз товаров и услуг для продажи их на внутреннем рынке.
Инвестиции– долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли.
Инфляция – повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег, по прошествии некоторого времени, можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде.
Капитал – совокупность товаров, имущества используемых для получения прибыли. Под денежным капиталом понимают деньги.
Основной капитал: здания, станки, оборудование; используется в течении многих лет; затраты возмещаются постепенно.
Оборотный капитал: сырье, материалы, энергетические ресурсы; расходуются за один цикл; затраты возмещаются после реализации продукции.
Коммерция – торговая деятельность, направленная на получение дохода за счет выгодной для продавца продажи товара.
Конвертируемость – возможность использовать валюту в международных платежах, свободно поменять её на другую валюту.
Конкуренция – соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.
Лизинг – вид финансовых услуг. Долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения и др.
Ликвидность – подвижность активов предприятий, фирм, банков, предполагающая возможность бесперебойной оплаты в срок.
Логистика – часть экономической науки, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг.
Налоги – обязательные платежи государству, которые в установленном законом порядке выплачивают физические и юридические лица.
Функции налогов:
1. Фискальная – источник поступления денег в казну.
2. Распределительная (социальная) – перераспределение общественных доходов.
3. Регулирующая – чем больше налог в какой-либо сфере, тем меньше желающих ей заниматься.
Виды налогов:
1. Прямые (платят собственники дохода и имущества; подоходный налог; налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество, имущественный налог, транспортный налог и др.).
2. Косвенные (налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж, экологический налог и др.).
Натуральное хозяйство – хозяйство, в котором люди производят продукты лишь для удовлетворения своих потребностей, не прибегая к обмену.
Национализация– передача собственности из частных рук в руки государства.
Олигополия – тип рыночной структуры, в которой доминирует крайне малое количество фирм (несовершенная конкуренция).
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Прибыль – это то, что остается после вычитания денег на производство из общей выручки.
Приватизация – передача собственности государства отдельным гражданам или юридическим лицам.
Производство– это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают начальным пунктом экономической деятельности.
Протекционизм – экономическая политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка от поступления товаров иностранного производства.
Ревальвация – повышение официального курса национальной денежной единицы по отношению к иностранным валютам (процесс, противоположный девальвации).
Рентабельность – показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи от затрат факторов производства.
Рынок – совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями.
Признаки рынка:нерегулируемый спрос, нерегулируемое предложение, нерегулируемая цена.
Функции рынка:
1. Информационная (сообщает о новой продукции)
2. Регулирующая (распределение ресурсов по отраслям)
3. Стимулирующая (повышение качества, сокращение издержек)
4. Санирующая (конкуренция)
5. Посредническая (соединение производителей и потребителей)
Типы рынков:
1. Рынок товаров и услуг.
2. Рынок рабочей силы (биржа труда).
3. Рынок капиталов (фондовая биржа).
4. Рынок интеллектуальной собственности и др.
Виды конкуренций на рынке:
1. Свободная (чистая, совершенная). Много покупателей и продавцов. Для продажи предоставлены сопоставимые товары и услуги, ни один из продавцов не знает о рынке больше остальных. Цены устанавливаются в результате уравнивания спроса и предложения.
2. Монополистическая конкуренция. Предложения схожие, но не идентичные.
3. Олигополия. Господство нескольких брендовых фирм, которые диктуют остальным цены.
4. Монополия. Один производитель, нет близких заменителей товара.
Стагфляция – состояние экономики, когда застой или падение производства (стагнация) сочетаются с возрастающей безработицей и с непрерывным ростом цен – инфляцией.
Товар– продукт, который удовлетворяет какие-либо потребности человека и производится не для собственного потребления, а для обмена или продажи.
Траст – право собственника передавать право управления своим имуществом другому лицу, без права вмешательства в его действия.
Экономическая система – принципы, механизмы и способы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.
Виды экономических систем:
ü Традиционная. (Традиции и обычаи, религиозные ценности, кастовые и сословные деления. Господствует натуральное хозяйство. Профессия, навыки передаются из поколения в поколение. Широкое распространение ручного труда. Сельское хозяйство).
ü Административно-командная (плановая, централизованная). (Отсутствие частной собственности. Централизованное планирование. Государственное ценообразование. Директивные методы управления. Отсутствие стимулов развития. Бюрократизация. Государство полностью контролирует производство и распределение продукции).
ü Рыночная. (Многообразие форм собственности. Гуманизация экономики. Ответы на вопросы дают потребители и производители. Индивидуальный интерес, выгода).
ü Смешанная. (Приоритетность рыночной организации экономики. Многосекторность экономики. Ориентация государственной финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность).
Экспорт– продажа товаров и услуг за границу для их реализации на мировом рынке.