Преимущества и недостатки совершенной конкуренции


Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.

Преимущества:

Øспособствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых обществу товаров;

Øвызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

Øсоздает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством;

Øобеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

Øнацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров и услуг.

Недостатки:

Øне способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (дикие животные, запасы недр, морей);

Øне обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);

Øотрицательно сказывается на защите окружающей среды;

Øне создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;

Øне гарантирует права на труд;

Øне содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

МЕТОДЫ КОНКУРЕНЦИИ


В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).

Ценовая конкуренциявосходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

Когда рынки монополизированы, разделены между собой незначительным числом крупных фирм, захватившим ключевые позиции, производители стремятся, возможно, дольше удержать цены постоянными, чтобы, целенаправленно снижая себестоимость и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли (максимизацию). На монополизированных рынках цены теряют эластичность. Это не значит, конечно, что на современном рынке не ведется «война цен» - она существует, но не всегда в явной форме. «Война цен» в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштаба массового производства.

Если равновесие уже установлено, то новая попытка снизить цену приводит к тому, что конкуренты реагируют точно также: позиции фирм на рынке не претерпевают изменений, однако норма прибыли падает, финансовое состояние фирм в большинстве случаев ухудшается, а это ведет к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов, в итоге спад производства усиливается, вместо ожидаемых побед и вытеснения конкурентов наступают неожиданные разорения и банкротства.

Вот почему в наши дни нередко наблюдается не снижение цен по мере развития НТП, а их повышение: прирост цен зачастую не адекватен улучшению потребительских свойств товаров, которое невозможно отрицать.

Ценовая конкуренция применяется главным образом фирмами - аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии, там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары. При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и так далее. К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе, обучение персонала), зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования уже не «под ключ», а на условиях «готовая продукция в руки». Меньшее энергопотребление, сниженная металлоемкость, предотвращение загрязнения природы и другие аналогичные улучшенные потребительские свойства выдвинулись в последнее десятилетие на ведущее место в перечне неценовых аргументов в пользу товара.

Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только доносят до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.

К незаконным методам неценовой конкуренции относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования. По свидетельству французского МОСИ, наиболее активны «фирмы-имитаторы», находящиеся в Марокко, Гонконге, на Тайване, в Турции, на Сингапуре, в Южной Корее, Японии, Швейцарии, Мексике, Бразилии.

Также методы конкурентной борьбы можно разделить на «добросовестные» и «не добросовестные».

Добросовестная конкуренция. Основными методами являются:

· повышение качества продукции;

· снижение цен ("война цен");

· реклама;

· развитие до- и послепродажного обслуживания;

· средства массовой информации;

· маркетинговые исследования;

· создание новых товаров и услуг с использованием НТП.

Недобросовестная конкуренция. Основными методами являются:

· экономический (промышленный шпионаж);

· подделка продукции конкурентов;

· подкуп и шантаж;

· обман потребителей;

· махинации с деловой отчетностью;

· валютные махинации и т.д.

4.1 Конкуренция в Республике Казахстан

Конкурентная среда в Республике Казахстан находится в стадии формирования, поэтому управ­ление этим процессом является одной из актуальных проблем развития нашей страны.

Главная задача, стоящая перед управлением процессом формирования конкурентной среды в Ка­захстане, — повышение эффективности в целом всей системы экономики и каждого отдельного ее субъекта на конкурентной основе. Сущность управления процессом формирования конкурентной среды в Казахстане состоит в обеспечении механизма конкуренции в экономике как принципа коор­динации деятельности субъектов рынка. Причем рассматривать управление процессом формирования конкурентной среды в Казахстане необходимо с учетом глобализации экономики.

При этом надо иметь в виду, что казахстанская экономика характеризуется отсутствием ряда производственных факторов, входящих в число элементов ромба М.Портера. Так, ощущается недо­статок наличия квалифицированной рабочей силы и развитой инфраструктуры, необходимых для ве­дения конкурентной борьбы в какой-либо отрасли. Например, ранее, в условиях плановой экономики, оборудование производилось в необходимом масштабе в соответствии с государственным планом развития, сейчас же оно в значительных объемах закупается за рубежом. Заметим, что такая ситуация характерна для многих стран. М.Портер считает, что конкуренция на внутреннем рынке наиболее важна в связи с мощным стимулирующим влиянием, которое она оказывает на остальные элементы.

В Казахстане в годы форсированной индустриализации были созданы крупные предприятия, ориентированные главным образом на внутренний рынок, а затем рынок стран - членов Совета Эко­номической Взаимопомощи (СЭВ). Вследствие распада этих взаимосвязей возрастает роль государст­ва в смене приоритетов развития, а именно в смене ориентации с либерально-рыночной, чреватой опасностью сбоев в механизме саморегулирования экономики, основанной на принципе свободной конкуренции («провалы» рынка, «провалы» политики), на государственно-корпоративистскую, с опорой на продуманную и гибкую экономическую стратегию, использующую частный националь­ный и иностранный капитал.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


И в заключение, хотелось бы отметить, что современная рыночная организация, а также основные модели рынка имеют довольно сложную структуру. Экономическая теория предполагает наличие как совершенной, так и несовершенной конкуренции. Вообще, конкуренция - это экономическое соревнование между гражданами, фирмами и странами, направленное на то, чтобы получить в своё расположение наибольшее количество (или лучшие виды) ограниченных ресурсов и добиться от их использования максимальной выгоды.

Однако в условиях современного мира мы наблюдает только различные виды несовершенной конкуренции: монополию, монополистическую конкуренцию, олигополию. Здесь следует отметить, что чистая монополия встречается достаточно редко. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного ТВ, телефонные компании, монополию книгоиздательства на реализацию учебников и т.п.

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

Как было показано чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию, так сказать, «государства в государстве», чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др.

В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Агарков П.Д., к.э.н., доц. Анализ экономики. Страна, рынок, фирма. Под ред. проф. В.Е.Рыбалкина. Учебник. - М.: Междунар.отношения, 1999. - 304 с.

2.Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. Совершенная и несовершенная конкуренция. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2006. - 112-114 с.

3.Куранов Л.П., Яковлев Г.Е. Курс экономической теории: учебное пособие - 4-е изд. - М.: Вуз и школа, 2004.

4.Липсиц И.В. Экономика: В 2 кн. Кн.2: Учебник для 10 кл. общеобразоват. учрежд. - 5-е изд., переработ. и доп. - М.: Вита - Пресс, 2000. - 352 с.: ил.

5.Любимов Л.Л., Липсиц И.В. Фирмы и конкуренция.- М.: Просвещение, 1994. - 61-63 с.

6.Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 16-го изд. - М.: Республика, 1993.

7.Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Основы экономики: Учеб. пособие. 2 изд. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2002. - с.324

8.Мочерный С.В., Некрасов В.Н., Овчиников В.Н., Секретарюк В.В. Экономическая теория.: Учебник. - М.: «Издательство ПРИОР», 2000. - 416с.

9.Носова С.С. Экономическая теория: учебник для вузов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003

10.Словарь современной экономической теории Макмиллана. - М.: ИНФРА - М, 2003. - 608 с. - («Библиотека словарей ИНФРА - М»)

11.Черкасов Г.И. Рынок: регулирование рынка: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2004. - 222 с. - (Серия «Профессиональный учебник: Экономика»).

Наши рекомендации