Интернациональные формы закона стоимости и неравномерность экономического развития. Украина и мировое хозяйство
Интернационализация производства, отмеченная нами ранее, а также обмена обусловливает действие закона стоимости в его интернациональной форме, то есть, в виде формирования интернациональной стоимости. Какие же факторы обеспечивают ее формирование?
1. С одной стороны, средняя интенсивность труда в рамках мирового хозяйства и разная интенсивность труда в разных странах.
2. Средняя производительность труда в рамках мирового хозяйства и разная производительность труда в разных странах.
3. Степень сложности труда в разных странах (уровень квалификации, образования и т.д.).
Интернациональная стоимость зависит от интернациональных затрат общественно необходимого труда на производство товаров. Последние определяются национальными затратами общественно необходимого труда в тех странах, которые экспортируют на мировой рынок преобладающее количество продукции.
В результате существования интернациональной стоимости обмен товаров на мировом рынке является эквивалентным. При этом страна более развитая извлекает и большую выгоду, так как, производя товары с меньшей национальной стоимостью, нежели средняя интернациональная, продает их по интернациональной стоимости. Но даже если и ниже интернациональной стоимости продает, то все равно выше своей национальной, что и обеспечивает дополнительную выгоду.
Вместе с тем существует и неэквивалентный обмен в рамках мирового хозяйства. Обусловлен он, прежде всего, монополизацией гигантскими транснациональными корпорациями (ТНК) сферы обращения стран, которые развиваются (так, на 300 наибольших монополий приходится 75% внешнеторгового оборота афро-азиатских и латиноамериканских стран). Значительный урон развитым странам при этом может быть нанесен в том случае, если применяются нетарифные барьеры.
Будучи вовлеченными в международное разделение труда, каждая страна также включается и в сферу действия законов конкурентной борьбы, т.е. в международную конкуренцию (как одну из форм конкуренции вообще). Но поскольку основным субъектом интернационализации производства являются ТНК, то они выступают и основной силой в международной конкуренции (посредством объединения филиалов ТНК, действующих самостоятельно, общих финансовых управлений, обеспечивающих им защиту от других конкурентов и их филиалов).
При этом в результате интернационализации производства внутри гигантских ТНК, объем их зарубежного производства почти в 3 раза превышает объем экспорта, что ведет ко все большей замене внешнеторгового обмена международным производством.
Далее следует отметить, что в международной конкурентной борьбе между гигантскими монополистическими объединениями в последние 10-15 лет наблюдается действие двух противоречивых тенденций:
I. Усиление борьбы (сопровождаемой активной политикой «поглощений» как внутри страны, так и на международной арене. Пример: «Дженерал Моторс» присоединила к себе монополистическое объединение США – «Хьюз Эйркрафт», которая специализируется на производстве товаров электронной промышленности и которая, в свою очередь, вобрала в себя две другие крупные фирмы, в т.ч. и японскую по производству роботов. В итоге была создана в США наибольшая робототехническая компания «Джи-Эм-Эф роботикс»).
II. Переплетение интересов многих ТНК, рост кооперации между ними (к примеру, шведская фирма «Вольво» и «Дженерал моторс» производят совместно грузовые автомобили).
Переплетение конкуренции и кооперации, сотрудничество осуществляется и в кредитно-финансовой сфере (поддержка доллара США, Западной Европой и Японией в 1987 г. с целью предотвращения мирового финансового кризиса). Далее, в целях координации между развитыми странами проводятся ежегодные экономические совещания с привлечением и международных экономических организаций (МВФ,МБ, БМР) и др.
Наряду с экономическими законами в мировом хозяйстве действуют и экономические закономерности, одной из которых является экономическая интеграция. Экономическая интеграция – это высшая ступень интернационализации хозяйственной жизни стран мирового сообщества (т.е. когда происходит взаимопроникновение и взаимопереплетение национальных экономик).
Следующей закономерностью является мировой рынок – это отношения между субъектами мирового хозяйства по поводу спроса и предложения, купли и продажи товаров.
Однако действие законов и закономерностей, обеспечивающих поступательное развитие стран и мирового хозяйства в целом, не устраняют и действия закона неравномерности экономического развития. В наиболее простой форме действия данного закона проявляется в неравномерном развитии отдельных предприятий, неравномерности развития отдельных стран, неравномерности развития монополистических объединений и ТНК, неравномерности экономического развития целых регионов мира.
К специфическим чертам действия закона неравномерности экономического развития следует отнести, в частности, такие как:
1) борьба за внешние рынки сбыта, источники сырья и приложения капитала ведет к усилению неравномерности развития всех стран (развитых, развивающихся);
2) действие этого закона происходит и в рамках отдельных международных организаций;
3) действие этого закона проявляется и в неравномерности освоения передовых достижений науки и техники, неравномерности осуществления НТП.
В рамках мирового хозяйства действуют и другие законы и закономерности. Но мы остановимся на том, как Украина использует выгоды мирового хозяйства и насколько она в него интегрирована, а также о перспективах её дальнейшего сотрудничества.
Прежде всего, о причинах отсутствия интеграции Украины в мировое хозяйство и причинных, усложняющих её. К таковым следует отнести:
1) слабый уровень развития экономических отношений;
2) отсутствие опыта в налаживании экономических отношений со странами мирового сообщества;
3) отсутствие в Украине соответствующих структур, осуществляющих налаживание связей;
4) экономика Украины находится в кризисном состоянии;
5) отсутствие эффективного национального механизма реализации мирохозяйственных связей.
В то же время правовыми предпосылками развития мирохозяйственных связей Украины являются принятые экономико-правовые документы, регламентирующие развитие внешнеэкономической политики Украины. Это, в частности, Закон о внешнеэкономической деятельности Украины (апрель, 1991 г.), Закон «О защите иностранных инвестиций, «Об общих основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» и другие законодательные акты и документы, указы Президента, постановления ВСУ и Кабинета Министров Украины.
Разумеется, правовые и нормативные документы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность Украины, опираются на объективные возможности хозяйственного развития нашего государства (учитывая её ведущее место среди стран СНГ в развитии внешнеэкономических связей. Так, доля Украины в экспортных поставках бывшего Союза составляла 20%, а внутри по отдельным видам продукции удельный вес составлял: по экскаваторам – 62%, сельскохозяйственным машинам – 74%, цемента – 75%, стекла – 100%, труб – 74%, металлургического оборудования – 43%, кузнечно-прессового оборудования – 74%, велосипедам – 40%, телевизорам – 25%).
Однако включение Украины в систему мирового хозяйства наталкивается на объективные преграды: 1) снижение темпов экономического роста, 2) ориентация на интеграцию со странами СНГ, 3) низким уровнем качества продукции, 4) отсутствием квалифицированных специалистов в сфере внешнеэкономической деятельности и т.д.
Кроме того, существующие связи Украины в форме международной торговли характеризуется следующим: 1) уменьшением объема экспорта, 2) преобладание топливно-сырьевых отраслей в экспорте, 3) низкий удельный вес машин и оборудования в экспорте, 4) низкий удельный вес продукции, выпускаемой по договорам о специализации и кооперации, 5) низкий удельный вес современных технологий, машин, лицензий, 6) возрастание доли бартерных операций.
В дальнейшем при совершенствовании внешнеэкономической деятельности на эти моменты и должен быть сделан акцент. Особое значение при этом в настоящее время придается становлению механизма хозяйственного сотрудничества. Составными элементами этого механизма являются: 1) программно-целевые формы и методы координации международных отношений, 2) совокупность товарно-стоимостных рычагов, используемых в международных хозяйственных отношениям, 3) организационно-экономические инструменты (международные хозяйственные организации, общества, институты, центры, банки, биржи, формы реализации международных хозяйственных связей в различных отраслях общественного производства), 4) правовые нормы, акты, положения, регулирующие международные отношения.
При этом сохранится в определенной мере и монополия государства во внешнеэкономической деятельности, учитывая необходимость реализации общегосударственных интересов.
В качестве основных направлений функционирования эффективного механизма внешнеэкономической деятельности Украины и включение её в систему мирового хозяйства следует выделить такие.
I. Проведение определенной децентрализации внешнеэкономической деятельности (самостоятельность участия предприятий, привлечение кредитов, валютных средств, установление прямых контактов между родственными предприятиями и другими структурами, привлечение иностранных инвестиций).
II. Создание и функционирование совместных предприятий на территории Украины.
III.Перспективным направление интеграции Украины в систему мирохозяйственных связей и стабилизации экономики является создание специальных (свободных) экономических зон.
В целом же Украине, осуществляя и поддерживая экономические связи со странами СНГ, необходимо ориентироваться также и на развитые страны, используя свой оборонный комплекс (конверсия), развивать сотрудничество, создавая условия для перелива капиталов. Этому во многом будут способствовать международные валютные отношения.