Взаимосвязь учебных дисциплин

Знание дисциплины «Менеджмент» и полученные при этом компетенции необходимы, помимо непосредственного использования в последующей профессиональной деятельности, и для изучения следующих дисциплин: «Маркетинг», «Планирование на предприятии (организации)», «Социальная ответственность бизнеса», «Стратегическое планирование», «Модернизация бизнес-процессов», «Стратегическое управление» и др.

2. Содержание учебной дисциплины:

Тема 1.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Цель, задачи, методология дисциплины

Менеджмент, основные понятия и определения.
Определение и сущности менеджмента. Характерные черты и стадии менеджмента. Менеджер, бизнесмен, предприниматель: различия и общее. Основные функциональные обязанности менеджмента. Квалификации менеджера, их значимость для руководителей различных уровней управления. Профессионализация и компетентность современного менеджера

Принципы и методы управления.

Понятие, свойства и характеристики процесса управления. Типология процессов управления. Законы и закономерности менеджмента. Общие и специфические принципы управления. Методы управления

Тема 2. ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

2.1Классификация школ управления. Становление и развитие школы научного менеджмента:

Классическая или административная школа:

Школа человеческих отношений, поведенческая школа:

Психологические и поведенческие стили управления.

Российский менеджмент и национальная культура.

Особенности национальной деловой культуры в системе современного менеджмента.

Системная школа. Ситуационная школа. Процессный подход. Современные концепции управления. Перспективы развития менеджмента как науки

Тема 3.ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА

3.1Внутренняя и внешняя среды организации.

Формальные и неформальные организации. Характеристики организаций.Формальные и неформальные организации. Общие характеристики организаций: ресурсы, зависимость от внешней среды; Внешняя среда организации: среда прямого и косвенного воздействия. Внутренняя среда организации. Организационная культура. Понятие, содержание, структура и классификация организационной культуры. Процесс формирования и условия изменения организационной культуры. Типология организационных культур.

Тема 4. ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Планирование как основная функция менеджмента.

Основные подходы к планированию. Значение планирования в управлении. Стратегическое планирование. Характеристики основных видов стратегических альтернатив. Целеполагание в процессе управления. Классификация целей. Постановка целей в процессе планирования, их важность, правила разработки.

4.2 Организация как основная функция менеджмента. Организационные структуры систем управления Типы организаций. Назначение и содержание организационных структур управления. Линейные структура управления, функциональная структура управления, линейно-функциональная структура управления, матричная структура управления. Принципиальные положения по формированию и обоснованию организационных структур управления. Тенденции развития и типы рыночных организационных структур управления. Факторы и организационно-правовые условия развития структур управления. Корпоративные структуры. Структуры управления проектом. Сетевые организационных структуры.

4.3 Мотивация как основная функция менеджмента.

Мотивации и ее место в менеджменте. Понятие мотивации, основные принципы. Содержательные теории мотивации. Первичные и вторичные потребности. Модель мотивации через потребности. Иерархии потребностей по А. Маслоу, Д. Мак клелланду и Ф. Герцбергу. Внутренние и внешние вознаграждения. Способы вознаграждения в эффективном менеджменте. Процессуальные теории мотивации Теория ожидания. Теория справедливости. Теория Портера-Лоулера. Формирование мотивационных комплексов в процессе активизации деятельности персонала. Прямое и косвенное стимулирование.

Наши рекомендации