Бюджетный дефицит и государственный долг. Бюджетный дефицит и его виды
Бюджетный дефицит и его виды
Сбалансированный бюджет предполагает, что расходы государства должны быть равны доходам. Но в настоящее время бюджеты большинства стран имеют дефицит. Бюджетный дефицит – это та сумма, на которую в данном году расходы государственного бюджета превышают его доходы. Он может быть вызван следующими причинами:
1. Осуществлением крупных госпрограмм развития экономики. В этом случае появление дефицита может быть оправдано, т.к. значительные госрасходы будут способствовать в будущем подъему экономики и росту доходов бюджета.
2. Спадом экономики. Сокращение объемов производства ведет к уменьшению налоговых поступлений в казну.
3. Милитаризацией экономики, войнами и стихийными бедствиями.
4. В связи с ростом уровня инфляции сверх предусмотренной величины. Доходы государства обесцениваются, а расходы растут, так как все необходимые товары и услуги правительство вынуждено покупать по более высоким ценам и т.д.
5. Расширением трансфертных платежей, введением налоговых льгот и принятием других популярных мер в предвыборные годы.
Связи между госрасходами и налоговыми поступлениями отражает графики Т = f(ЧНП) и G = f(ЧНП). Государственные расходы на текущий год есть величина постоянная, не зависящая от объема национального производства. Величину госрасходов определяет правительство и планирует на следующий год. Поэтому кривая G будет иметь вид горизонтальной прямой. Сумма налогов, получаемых государством, определяется доходом нации, т.е. она пропорциональна объему национального производства. Соответственно кривая налоговых поступлений Т будет восходящей.
В точке пересечения расходы государства равны его доходам, следовательно, бюджет сбалансирован. Слева от этой точки наблюдается бюджетный дефицит, справа – бюджетный излишек.
Необходимо различать структурный и циклический дефициты. Структурным называют дефицит, возникающий при данном уровне госрасходов, налогов и естественном уровне безработицы. Реальный дефицит может оказаться больше структурного. Разность между реальным и структурным дефицитом называют циклическим. Циклический дефицит – это дефицит, вызванный спадом производства, превышением фактической безработицей своего естественного уровня.
Рост структурного дефицита означает, что правительство проводит стимулирующую фискальную политику, которая приводит к росту совокупного спроса и положительно влияет на выпуск продукции. Сокращение структурного дефицита, напротив, свидетельствует о проведении сдерживающей фискальной политики.
Способы регулирования бюджетного дефицита
Существуют разные точки зрения по поводу бюджетного дефицита. Можно выделить три основные концепции:
1.Бюджет страны должен быть сбалансирован ежегодно.
Но этот подход увеличивает колебания экономического цикла. Допустим, что экономика находится в длительном периоде безработицы. Налоговые поступления в этом периоде снижаются. Правительство может сбалансировать бюджет либо сократив государственные расходы, либо подняв налоговые ставки, либо сочетая и то и другое. Это все сдерживающие меры и они лишь усиливаю спад.
Допустим, что в экономике имеет место инфляция. Денежные доходы увеличиваются, и это приводит к повышению налогов. Чтобы сбалансировать бюджет в этих условиях правительство должно либо увеличить госрасходы, либо снизить налоговые выплаты, но результатом этих стимулирующих мер будет инфляция.
Вывод: ежегодно сбалансированный бюджет является не антициклической мерой, а усугубляющей колебания экономического цикла.
2. Бюджет должен быть сбалансирован в период экономического цикла.
Для того, чтобы противостоять спаду правительство снижает налоги и увеличивает госрасходы, т.е. сознательно вызывает бюджетный дефицит. В ходе последующего инфляционного подъема правительство поднимает налоги и снижает госрасходы, добиваясь положительного сальдо, которое затем может быть использовано для покрытия дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство может сбалансировать бюджет за период в несколько лет.
Уязвимым место этого подхода является несоответствие длительности спада и подъема.
3. Концепция функциональных финансов.
В соответствии с этим подходом целью является не балансирование бюджета, а балансирование экономики, т.е. достижение неинфляционной полной занятости. Причем это состояние экономики может сопровождаться как положительным сальдо, так и бюджетным дефицитом. Бюджетный дефицит является второстепенным, т.к. по мере макроэкономической стабилизации при увеличении доходов налоговые поступления будут увеличиваться и, значит, дефицит будет самоликвидироваться.
Но такое может выдержать только страна с нормально развитой рыночной экономикой.
По мнению большинства экономистов, существуют определенные пределы бюджетного дефицита. Финансовое положение страны считается нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2-3% от ВВП, 8-10 % расходной части госбюджета.
Государственный долг
Государственный долг – это общая, накопленная за определенный период сумма бюджетных дефицитов. Различают внутренний долг и внешний.
Внутренний гос. Долг – это задолженность правительства населению. Внутренний долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долгосрочным финансированием или государственными займами, выпускаемым на различные сроки. Это могут быть займы краткосрочные (на 1 год), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, т.к. дата их погашения наступает очень быстро, а проценты по таким займам очень высокие.
Многие экономисты считают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству государства, т.к. это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налогов, выпуска денег, рефинансирования (новый займ).
Негативные последствия внутреннего долга:
а) из-за снижения доходов уменьшаются сбережения населения и предприятия, снижаются инвестиции в производство;
б) из-за конкуренции государства на рынке ссудного капитала с частным сектором сокращаются частные инвестиции, чистый экспорт и потребительские расходы;
в) увеличение суммы процентных выплат по госдолгу.
Необходимо следить за соотношением между ростом внутреннего долга и ростом объема ВНП. Если долг растет медленнее, чем объем ВНП, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если темпы роста внутреннего долга обгоняют темпы роста ВНП, то доля госдолга увеличивается. Поэтому правительство должно предпринимать определенные меры по управлению долгом – введение специальных налогов или повышение налоговых ставок, сокращение госрасходов.
Внешний долг – задолженность государства гражданам или организациям других стран. Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем последствия внутреннего. При внешнем долге необходимо отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить и погасить долг, а это снижает уровень жизни населения. Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов.
Абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа. Поэтому оценивают его относительную величину. Используют такие показатели, как доля внешнего долга в ВНП; отношение годового объема выплат по внешнего долгу к объему валютных поступлений за год. По оценкам экономистов, это показатель не должен превышать 25%.
Теория налогообложения
Налогообложение и его принципы
Налоги – обязательные платежи, сборы с юридических и физических лиц, осуществляемые государством и местными органами власти, необходимые для удовлетворения общественных потребностей.
Налоговая система содержит следующие элементы: субъект, вноситель, объект, ставка налога, единица налогообложения.
Субъект налогообложения, налогоплательщик – лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог. Вноситель налога – лицо, фактически уплачивающее налог. Плательщик и вноситель могут быть разными лицами.
Объект налога – доход или имущество, на которое начисляется налог.
Ставка налога – величина, размер налога на единицу налогообложения.
Существует два принципа налогообложения.
Первый принцип выгоды (принцип полученных благ) рассматривает налоги как способ финансирования госрасходов на создание общественных благ и услуг. Сторонники этой теории считают, что платить более высокие налоги должен тот, кто больше получает от государства. На практике получается, что платить должны больше те, кто получают пенсии, пособия.
Второй принцип – принцип платежеспособности. Он заключается в том, что размер налога должен зависеть от получаемого дохода: у кого он больше, тот и платит большую сумму налогов. Такой принцип помогает сделать распределение доходов в обществе более справедливым.
Функции налогов
1) Фискальная. Налоги как источник доходов государства, необходимых для развития общественного сектора экономики.
2) Регулирующая. Через систему дифференцированных налоговых ставок и льгот можно стимулировать развитие отдельных отраслей и видов производства, сдерживать развитие других, способствовать ускорению научно-технического прогресса, выравнивать развитие территорий и т.п. Изменение налогов позволит повлиять на совокупный спрос и проводить антициклическую, антиинфляционную политику, обеспечить высокий уровень занятости.
3) Социальная. Позволяет государству перераспределять доходы о обществе путем введения прогрессивного налогообложения.
Виды налогов
Налоговая система любой страны включает различные виды налогов.
1. В зависимости от способа взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги – это налоги, взимаемые с конкретного юридического и физического лица. Объектами налогообложения являются доход и имущество налогоплательщиков (зарплата, прибыль, процент и т.д.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, дача, автомобиль). К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль предприятия, имущественный налог.
Косвенные налоги – это обязательные платежи, включенные в цену товара или услуги. К ним относятся: акцизы, налог с продаж, НДС, таможенные пошлины.
Акцизы – налоги, существующие в виде надбавок к цене определенных товаров (предметы роскоши, товары, потребление которых общество не считает полезным: спиртные напитки, табачные изделия, бензин и т.д.).
Налог с продаж – налог, составляющий определенный процент от цены товара.
Налог на добавленную стоимость – налог, рассчитываемый от стоимости приобретенного сырья и материалов, затраченных при производстве данного товара.
Таможенные пошлины – налог на пропускаемые через границу товары.
2. В зависимости от характера ставок налогов различают пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Пропорциональный налог – налог, ставка которого для всех одинакова, не зависит от дохода (например, Пенсионный налог, подоходный).
Прогрессивный налог – налог, ставка которого больше, чем выше уровень дохода.
Регрессивный налог – налог, ставка которого тем ниже, чем выше уровень дохода. Обычно, косвенные налоги носят регрессивный характер.
3. В зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, они подразделяются на:
– федеральные (подоходный налог, налог на прибыль, НДС, таможенные пошлины и т.д.);
– местные (республиканские, налоги краев, областей).
Кривая Лаффера
Зависимость налоговых поступлений от ставок налогов исследовал известный экономист Артур Лаффер и выразил эту зависимость в известной «кривой Лаффера».
Кривая показывает, что с определенной величины налоговой ставки (приблизительно около 35%) обеспечиваются максимальные поступления в государственный бюджет. Дальнейший рост ставки ведет к снижению стимулов к труду и предпринимательству и к снижению доходов в государственный бюджет. При 100% налогообложении доход государства равен нулю.