МС не является разновидностью ГС.
То, что С принадлежит МО придает ей публичный характер, так как МО представляет собой публично-правовое явление.
НПА по управлению МС:
è Статья 130 Конституции РФ
è Статьи 48 и 215 ГК РФ
è Закон №131-ФЗ
ОМСУ могут передавать объекты МС во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам на возмездной или безвозмездной основе, сдавать их в аренду, отчуждать.
В пределах установленной компетенции ОМСУ и должностные лица МСУ принимают решения (рисунок 3.3):
ОМСУ и должностные лица МСУ принимают решения: |
о составе МС, порядке ее приобретения и отчуждения |
о ведении реестров МС |
о создании, реорганизации и ликвидации МУП и МУ |
о хранении документов, подтверждающих право МС |
об осуществлении контроля за эффективностью использования и сохранностью МС и многое другое |
Рисунок 3.3 - Характер принятия решений по управлению МС
Установление порядка управления и распоряжения МС является исключительной компетенцией представительных органов МСУ.
Способы управления ГМС
В качестве способов управления рассмотрим пять основных, которые чаще всего встречаются на практике (рисунок 3.4).
Способы управления ГМС |
1) продажа объектов ГМС |
2) передача ГМС в аренду |
4) внесение объекта собственности в качестве доли в уставной капитал акционерных обществ |
3) создание на базе объектов собственности ГУП и МУП |
5) развитие объекта собственности путем инвестирования |
Рисунок 3.4 - Способы управления ГМС
Продажа- предполагается полных переход прав владения, распоряжения и использования к покупателю.
Преимуществами данного способа управления являются:
w сравнительно быстрое, практически единовременное, получения относительно крупных сумм денежных средств;
w возможность получения в будущем дохода в виде налоговых поступлений в результате функционирования и использования ОС;
w расширение в экономике класса частных собственников.
Недостатками данного подхода к управлению объектами ГС и МС являются:
¡ потеря возможности использовать и получать доход от ОС в будущем;
¡ сокращение возможности выполнения социальных функций;
¡ трудности в поиске покупателей, обладающих достаточным капиталом для полного выкупа ОС по рыночной цене;
¡ снижение степени участия в экономических процессах и влияния на них.
Передача в арендупредполагает сохранения права владения и распоряжения за ОГВ или ОМСУ над ОС и передачу права использования по назначению ОС арендатору.
Преимущества данного вида использования заключаются в следующем:
w появление стабильного источника дохода во времени;
w сохранение контроля над судьбой ОС;
w возможность использования ОС в будущем.
В качестве недостатков данного способа управления можно назвать такие, как:
¡ потеря ряда возможных налоговых поступлений;
¡ отсутствие стимула у арендатора к инвестированию средств в развитие ОС.
¡ ограниченность владения инструментом арендной ставки по договору может привести к потере определенной части дохода в результате инфляции и т.п.
Ниже представлена таблица месячной и годовой инфляции России с 1991 года по настоящее время, выраженной в % относительно предыдущего периода. Инфляция рассчитывается на основе индексов потребительских цен, публикуемых Федеральной службой государственной статистики.
Таблица инфляции