Разновидностью картельного объединения является синдикат.

Синдикат — разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Участники синдиката, как и картеля, сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, а иногда и собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом. Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической.

Трест представляет собой объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежащие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность.

Трест — монополия, в которой создастся совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Существуют два способа объединения в трест: непосредственное слияние активов отдельных компаний и приобретение головной компанией треста доли акционерного капитала предприятий.

В тресте объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не одна какая-нибудь сторона, как вкартеле или синдикате. Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т.е. объединения в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, либо представляющих собой последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль одна по отношению к другой.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) — один их видов корпоративной организации.

Обеспечению монопольного по­ложения крупных корпораций на мировом рынке способствует вы­сокая степень концентрации научно-технического потенциала в одних руках.

Финансово-промышленные группы имеют следующие преимущества:

· возникают новые возможности для оптимального использова­ния и перераспределения капитала в соответствии с главными стратегиями группы;

· создаются реальные возможности для структурной перестрой­ки производственных подразделений группы;

· происходит укрепление технологических связей между различны­ми этапами — от добычи сырья до выпуска конечной продукции;

· улучшаются перспективы будущего развития компании за счет активного аккумулирования капитала для новых, инновацион­ных проектов.

Холдинговой компанией признается предприятие независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. На основании этих контрольных пакетов холдинговая компания влияет на вынесение этими предприятиями своих решений.

Преимущества организации бизнеса в холдинговой форме условно можно разделить на две группы. Первая группа связана с эффектом интеграции вообще, независимо от формы, в которой она представлена: холдинг, ФПГ, простое товарищество, поскольку понятно, что в период всеобщей экономической глобализации осуществлять деятельность в автономной, некооперированной структуре, как правило, менее выгодно, чем в интегрированной. Вторая группа преимуществ холдинга связана со спецификой именно этой формы предпринимательского объединения.

Эффект объединения хозяйственных обществ в холдинг как синергетический эффект системы заключается в том, что преимущества от объединения достигаются не посредством арифметического сложения, а умножением возможностей всех организаций, входящих в структуру холдинга.

26. Соотношение понятий “частное право”, “публичное право”, “промышленное право”, “хозяйственное право”.

В зарубежных странах применяются, кроме понятия «хозяйственное право» понятия: экономическое право, публичное хозяйственное право, коммерческое право, торговое право, деловое право.

Торговое право - это совокупность норм частного права, регулирующих хозяйственную деятельность, осуществляемую как промысел с целью получения прибыли.

Понятие хозяйственного права которая совокупности норм, регулирующих отношения субъектов хозяйственной деятельности между собой, потребителями и государством при производстве товаров, оказании услуг, выполнении других социально необходимых хозяйственных функций и ее организацию охватывает все то, включающие в себя перечисленные понятия, и все то , что в зарубежных странах составляет правовое обеспечение государственного регулирования экономики.

Вопрос о соотношении частного и публичного права является не просто общетеоретических вопросом. Он носит ярко выраженный прагматический характер, поскольку от его решения зависит право государства на вмешательство в частную жизнь, в экономическую, предпринимательскую и другие сферы.

Разделение права на публичное и частное является важной классификации норм и правовых институтов в странах романо-германской правовой системы, то есть в тех странах, на право которых существенно повлияла римская правовая традиция.

Английскому праву неизвестен разделение права на частное и публичное, поскольку по своему происхождению все английское право предстает как право публичное, поскольку компетенция королевских судов исторически обосновывалась интересом короны в том или ином споре. Судебный процесс в королевских судах в любом деле - как уголовной, так и гражданской - начинался после издания королевской властью от имени короны специального предписания шерифу доставить определенное лицо в суд на указанной в распоряжении основании, например ответчика по гражданскому делу. Таким основанием могло быть только правонарушения - неправомерное действие, задевала установленный королем публичный порядок.

Указанную традицию восприняло и право США, которому также неизвестный разделение права на публичное и частное, хотя со второй половины XX в. в юридической литературе обеих стран эти термины применяют в том же значении, что и в европейских странах.

Понятие дуализма частного права. Традиционно понимается обособленность норм, регулирующих коммерческую деятельность, от норм гражданского права. Проблема дуализма это не столько - это не столько вопрос о соотношении гражданского и торгового кодексов, сколько проблема соподчиненности, системной принадлежности разных групп норм, регулирующих однородные частноправовые отношения.

Понятие и содержание государственного регулирования предпринимательской деятельности в зарубежных странах.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований.

Необходимость государственного воздействия на экономику в условиях рынка определяется, как минимум, следующими задачами, связанными с охраной публичных интересов:

а) обеспечения государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;

б) формирования государственного бюджета;

в) защиты окружающей среды и пользования природными ресурсами;

г) обеспечения занятости населения;

д) обеспечения обороноспособности и безопасности страны;

е) реализации свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма;

ж) соблюдения правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования.

Влияние государства на экономику осуществляется в различных формах:

- установление прямых или косвенных налогов;

- предоставление государственных субсидий;

- предоставление кредитов;

- государственные заказы;

- нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности;

- предоставление негосударственным предприятиям различных льгот по государственным тарифам;

- государственное планирование;

- государственное финансирование как государственных, так и негосударственных секторов экономики;

- создание смешанных предприятий.

Правовыми формами государственного воздействия на экономику являются нормативно-правовые акты (регулируют поведение неопределенного круга лиц) и акты ненормативного характера. В последнем случае речь идет об актах индивидуального регулирования, касающихся конкретного субъекта.

Среди актов ненормативного характера можно выделить: 1) акты позитивного регулирования. Они принимаются при отсутствии правонарушения и определяют права и обязанности конкретного лица. К ним, в частности, относятся:

а) акты регистрации:

- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,

- прав на недвижимость и сделок с ней;

б) акты-разрешения:

- решение о выдаче лицензии, на основе которой возникает право заниматься лицензируемым видом деятельности (ст. 49 ГК);

- лицензия, на основании которой возникает в установленных случаях право осуществить экспорт и (или) импорт товаров.

- лицензии на право разработки недр и прочие разрешения;

в) акты согласия на совершение хозяйствующим субъектом определенных действий.

г) В государственном и муниципальном секторах экономики применяются и акты директивного характера в отношении унитарных предприятий:

- акты планирования. Например, собственник в лице компетентного органа доводит до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

- акты-распоряжения: о проведении аудиторской проверки предприятия с правом хозяйственного ведения, об утверждении сметы доходов и расходов казенного предприятия, об изъятии у казенного предприятия излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества и проч.;

2) акты реагирования на правонарушения путем применения санкций и мер ответственности (например, предписания в адрес нарушителя, взыскание с него штрафа в пользу государства).

Государственное регулирование экономики в условиях рынка предполагает систему мер законодательно-исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления социально-экономической системы к существующим условиям.

Государство применяет регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации. Для общества важной является также контрольная функция, например разработка различных стандартов. Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности. Применяются методы прямого и косвенного регулирования экономики.

К методам прямого государственного воздействия относятся:

• определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;

• государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;

• государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

• нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

• правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.;

• лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.

Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:

• налогообложение, уровень обложения и система налоговых

льгот;

• регулирование цен, их уровней и соотношений;

• платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;

• таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

Содержание заключается в:1) обеспечение приоритетов экономического и социального развития;
2) формирование гос. бюджета

3) защита окружающей среды и польования природными ресурсами

4) обеспечение занятости населения

5) обеспечение обороноспособности и безопасности страны

6) реализация свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма

7) соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности.

Наши рекомендации