Факторы эластичности спроса. эластичность спроса по доходу.
Факторы влияющие на эластичность спроса:
-Наличие заменителей (Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данные товар).
-Удельный вес товара в бюджете потребителя (Чем больше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).
-Размер дохода.
-Качество товара (Если товар – предмет роскоши, спрос эластичен, если первой необходимости, спрос неэластичен).
-Размеры запаса(Чем больше запас, тем эластичней спрос).
-Ожидания потребителя.
Эластичность спроса по доходу – на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1%.
Факторы влияющие на эластичность спроса по доходу:
-Значимость товара для бюджета семьи.
-Является ли товар предметом роскоши или предметом необходимости.
-Консерватизм во вкусах.
Если показатель эластичности спроса относительно дохода является отрицательным , то увеличение дохода приведёт к падению спроса на данное благо и его можно назвать низкокачественным благом.
Если показатель эластичности спроса относительно дохода является положительным , то данное благо можно назвать нормальным благом.
Если показатель эластичности спроса относительно дохода , то спрос на благо растёт медленнее дохода, следовательно, такое благо можно назвать благом первой необходимости.
Закон Энгеля:положение, что для каждого блага с эластичностью спроса по доходу меньше единицы ), должно существовать благо с , для конкретного потребителя.
14. Эластичность предложения и факторы на неё влияющие.
Эластичность предложения по цене - степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены, показывает относительное изменение объёма предложения под влиянием изменения цены на 1%.
Факторы влияющие на эластичность предложения:
-Мобильность экономических ресурсов, необходимых для организации дополнительного выпуска товаров;
-Внедрение технического прогресса;
-Временные рамки, в пределах которых изменяются условия производства:
---Кратчайший рыночный период – предложение совершенно неэластично. Поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения
---Короткий рыночный период – предложение более эластично. Повышение спроса обуславливает не только рост цен, но и увеличение объёма производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом.
---Длительный рыночный период – предложение почти совершенно эластично. Увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или существенном повышении цен.
15. Прикладное значение эластичности: эластичность спроса и выручка продавцов. Распределение налогового бремени.
Эластичность спроса по цене влияет на поведение продавцов при необходимости для увеличения и максимизации совокупной выручки. Так как совокупная выручка равна произведению количества проданной продукции на её цену (TR=PQ), её максимальное значение достигается при эластичности равной единице (E=1), исходя из этого, можно сделать вывод, что если спрос по цене эластичный , то снижение (повышение) цены вызывает рост (снижение) совокупной выручки (TR). Если спрос по цене неэластичен , то снижение (повышение) цены приведёт к падению (повышению) совокупной выручки.
Сумма налогового бремени распределяется между потребителями и производителями, а так же включает избыточное налоговое бремя (потери общества). Если спрос эластичен , то большая часть налога выплачивается производителями, а если неэластичен , то потребителем.
А если предложение эластично , большая часть налога падает на потребителя, а если неэластично , то на производителя.