Модели взаимоотношений экономики и гос-ва
Меркантилизм. Ранний – с-ма ден. баланса – центральный пункт анализа. В целях удержания денег в стране их вывоз из страны запрещался. Поздний – с-ма торгового баланса. Считалось, что гос-во стан. тем богаче, чем больше разница меж. суммой ст-ти вывезенного и ввезенного товаров (активный торговый баланс). Данная разница достиг. 2-мя спос.: 1-й – за счет вывоза готовых изделий; запрещение ввоза предметов роскоши; 2-й – при пом. посреднич. торговли, в связи с чем разрешался вывоз денег за границу. Эти действия осущ. с пом. принципов: 1) покупать дешевле в одной стране – продавать дороже в др.; 2) протекционизм – любые гос. меры, целью кот. явл. защита промышленности своей страны от конкуренции. Физиократы (Кенэ). Счит., что д.бэ обязательная помощь гос-ва земледельч. классу. Гос-во должно создавать условия свободной торговли зерном, не ограничивая конкуренцию. Кл. школа (Смит, Риккардо, Карл Маркс). Гос-во должно: 1) вырабат. законы, кот. не запрещ. бы деят-ть предпр-лей; 2) заботиться об обороне др. общенац. интересов; 3) проводить соц. политику (забота о людях, кот. не могут себя обеспечить). Институционализм. Обоснование норм, правил, институтов. Институт – устойчивый конструкт, кот. выдержал все испытания временем (ин. семьи, ин. дружбы и др.). Старая шк. – на 1-ый план вых. сов-ть неформальных правил, традиции, соц.-культурные стереотипы, а также правила и процедуры, кот. несанкционир. гос-вом. Новая шк. – правовое обеспечение эк. деят-ти, деят-ть органов упр-ния, юр. нормы, обязат. процедуры, связ. с эк. деят-тью, процедуры контрактов. Кейнсианская шк. Эффективный рынок не возм. без вмешат. гос-ва. Кейнс предложил способы выхода из кризиса, борьбы с без-цей. Он считается создателем с-мы гос. регулирования эк-ки. Он предложил методы оптимизации и регулирования ССп: 1) размещ. гос. займов; 2) снижение % ставок за кредит; 3) расширение гос. товаров, особенно инвестиционных. Монетаризм. 1) саморегулирующаяся рыночная эк-ка; 2) осн. роль отводится сдвигам и изменениям объема ден. массы; 3) сущ. жесткая связь предложения денег и скорости их обращения с объемом пр-ва и ур. цен.
Стабилизационная политика в открытой и закрытой экономике
Действия правительства, кот. влияют на эк-ку в целом. Стаб. политика – с-ма мер правительства, направ. на стимулирование (экспансионистская) или сдерживание (рестриктивная) роста нац. эк-ки посредством налогов, гос. расходов, регулирования объема предложения денег и комплекса мер административ. регулирования. Стаб. пол. осущ. с целью поддержания общего ЭР при соблюдении условий: 1) полная занятость; 2) устойчивый ЭР; 3) стабильный ур. цен; 4) сбалансированность платежного баланса. Сов-ть этих целей сост. «магический четырехугольник». «Магический» - одновременно достигнуть всех в/н целей трудно, а иногда и невозможно. Нек. цели противоречат др. др., поэтому, работая в достижении одной цели, одновременно вы удаляетесь от др. При анализе инструментов стаб. пол. мы абстрагируемся от воздействия заграничной эк-ки через валютные рынки, т.е. исп. модель «закрытой» экономики. В условиях закр. эк-ки акцентир. вним. на монетарной и фискальной политике. Монетар. политика предполаг. широкое использование ден.-кредит. рычагов в процессе рын. регулирования ЭР. Фиск. политика - меры бюджетной с-мы. Обычно исп. оба вида регулирования, с преимуществом одного из двух. Открытая эк-ка. В реальной жизни эк-ка связана с заграницей. В этой связи усиливается роль факторов, определяющих конъюнктуру нац. эк-ки (напр., состояние платежного баланса, ур. цен за границей, заграничная ставка %, обменный курс нац. ден. единицы).
Расчет ВНП по доходам
При расчете ВНП по доходамсуммир. все виды факторных доходов, а также два компонента, не явл. доходами: амортизационные отчисления и чистые косвенные налоги на бизнес (налоги минус субсидии). В составе ВНП обычно выд. след. виды факторных доходов (критерием служит способ получения дохода): 1) вознаграждение за труд наемных работников (з/п, премии и др.); 2) рентные платежи, представляющие собой доходы, получ. владельцами недвижимости; 3) %, представляющий собой выплаты ден. дохода поставщикам ден. кап-ла; 4) доходы от собственности или доходы некорпоративного предпринимательского сектора (доходы предприятий, находящихся в индивидуальной собственности, партнерских товариществ и кооперативов); 5) прибыли корпораций, кот. м.б. использ. 3-мя способами: а) в виде налогов на прибыль корпораций – доход получает гос-во; б) в виде дивидендов – прибыль корпораций выплач. акционерам; в) в виде нераспределенных прибылей корпораций (то, что остается от уплаты налогов и дивидендов), кот. инвестируются либо сразу, либо в будущем на создание новых заводов и покупку оборудования. Амортизация в виде бух. записи - есть ежегод. отчисления, кот. показ. объем кап-ла, потребленного в ходе пр-ва в теч. опред. лет. Амортиз. отчис. наз. отчислениями на потребление кап-ла, т.е. на покупку инвестиционных товаров, потребленных в процессе пр-ва ВНП данного года. Амортизация не явл. прибавкой к чьему-либо доходу, она говорит о том, что часть ВНП данного года д.б. отложена для замещения в будущем машин и оборудования, потребленных в процессе пр-ва конечных тов. и услуг. Косвенные налоги на бизнес вкл. общий налог с продаж, акцизы, налоги на имущество, лицензионные платежи и тамож. пошлины. Этот приток кос. налогов на бизнес явл. незаработанным доходом, поскольку гос-во не вносит никакого вклада в обмен на поступления от налогов. Как и при подсчете ВНП по расходам, в данном способе необх. учесть также и факторные доходы из-за рубежа. В этом случае исчисление ВНП примет вид: ВНП = ВВП + чистые факторные доходы из за рубежа. Чистые факторные доходы из за рубежа равны разности между доходами, получ. гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, получ. на терр. данной страны.
Национальный доход
Нац. доход (НД) - один из осн. обобщающих статистич. показателей, использ. в СНС. НД предст. собой сумму всех видов доходов, полученных эк. агентами в течение данного статистич. периода за их вклад в пр-во ВНП. Чтобы опред. величину НД, необх. из ЧНП вычесть налоги косвенные. НД м.б. также определен посред. расчета ВНП по доходам при исключении 2-х видов платежей - амортизации и косвенных налогов на бизнес. В указ. выше смысле общие доходы нации можно опред. как заработанный НД. Поэтому в него не включ. косвенные налоги, т.к. гос-во, получая их, не вклад. никаких ресурсов в производственный процесс. Однако в СНС более широко исп. показатель располагаемого НД, под кот. поним. общая величина доходов, полученных и переданных хоз. единицам в рез. производственной деят-и или от собственности, а также в рез. перераспределительных процессов. При исчислении располагаемого НД суммируются: а) з/п; б) взносы на соц. страхование, кот. не зависят от кол-ва и кач-ва труда и вносятся предприятиями; в) косвенные налоги на бизнес и др. госсборы; г) субсидии - это "отрицат. налоги", они уже не содержатся в рын. ценах, в кот. исчисляются осн. статистич. показатели, поэтому из совокупных доходов вычит.; д) пособия; е) междунар. помощь. Если нам помогают больше, чем мы, то междун. пом. включ. со знаком "+", если больше помогаем мы, то со зн. "-"; ж) нераспределенная прибыль корпораций - чистая прибыль, кот. остается у корпораций после вычета из произведенной добавленной стоимости издержек на оплату труда, амортизации, налогов, %-тов и дивидендов; з) доходы от собственности - поступления во все секторы эк-ки в виде дивидендов, ренты, %-тов; и) дох. от индивидуальной деят-ти - доходы мелких не корпоративных предприятий и свободных профессий; к) доходы от страхования; л) дох. от операций с внешним миром – включ. сальдо этих доходов.
Дирижизм
Экономический дирижизм – это теоретические идеи и меры практической политики, нацеленные на создание «государства всеобщего благоденствия». Его наиболее развернутое обоснование дал французский экономист Франсуа Перу (1903–1987). Неравенство экономических единиц, согласно Перру, не позволяет хозяйству функционировать только на основе рыночного регулирования. Отсюда он выводил необходимость государственного вмешательства в экономические процессы. Идеи Перру оказали влияние на формирование французского варианта государственного регулирования, в частности, на характер индикативного планирования, практиковавшегося в 1950-1980-х гг. Перру вывел 3 принципа индикативного планирования: 1) экономический рост не может быть сбалансированным, т.е. всегда неравномерен; 2) политика экономического роста ставит своей целью активные структурные преобразования в желаемом направлении; 3) структурная политика избирательна, делает упор на отдельные отрасли-моторы (развивающиеся быстрее, чем экономика в целом).
Неокейсианство
Неокейнс. - модификация концепции Кейнса применительно к условиям 2-й половины XX века. В лит-ре ее также наз. посткейнсианство. Представ. - Хансон, Харрот, Домар. Этот период 2-ой пол. XX века характериз. изменением условий развития эк-ки: 1. Усиление и развитие гос.-монополистич. капитализма. Суть гос.-мон. капитализма - сращивание силы монополии и гос-ва, развитие и укрепление гос. сектора, усиление их воздействия на эк-ку. 2. Распад колониальной с-мы. Возник. новые самост. страны и меняются отношения центра и бывших колоний. Отсюда меняется хар-р снабжения сырьём, изменение порядка во внеш. торговле и т.д. 3. Развитие НТР, а НТР требует больших ср-в для развития и даёт возможность перестроить стр-ру эк-ки, что влияет на условия воспр-ва. 4. Сущ. 2 с-мы: капитализма и социализма. На 1-м этапе мировая с-ма социализма лидировала по темпам роста. За счёт этих условий удельный вес социализма в мировом пр-ве рос. Неокейнсианцы полностью разделяли позицию Кейнса о том, что рын. эк-ка не способна развиваться и обеспеч. воспр-во без вмешат. гос-ва, потому что рын. эк-ка не способна обеспечивать общее эк. равновесие. При этом все неокейнсианцы по отношению к этому положению разделились на две группы: 1. Ортодоксальные (счит., что рын. с-ма способна обеспечить равновесие во всех сферах, кр. сферы труда). 2. Левые (отрицали возможность общего эк. равновесия во всех сферах эк-ки).