Совокупное предложение (AS) и
Факторы, его определяющие
Совокупное предложение (AS) – это модель, представленная на рисунке в виде кривой, которая показывает уровень наличного реального объёма производства при каждом возможном уровне цен.
На рисунке 20.2:
I – горизонтальный или кейнсианский отрезок соответствует ситуации, когда экономика находится в состоянии спада или депрессии, при этом не используется значительное число средств труда и рабочей силы. В этой ситуации увеличение объёма производства возможно при неизменном уровне цен, так как ресурсы приобретаются предпринимателями по твёрдым ценам и средние общие издержки на единицу продукции не растут и не изменяются цены на продукты и услуги. И наоборот, при уменьшении реального объёма производства цены на товары и ресурсы также останутся на том же уровне;
III – вертикальный, или классический, отрезок соответствует ситуации, когда экономика находится на границе своих производственных возможностей в условиях полной занятости и полного объёма производства, т.е. реальный объём национального производства равен его потенциальному объёму и за короткий срок его нельзя увеличить. В этой ситуации экономика может реагировать только изменением цен на товары и ресурсы при неизменном реальном объёме национального производства;
II – промежуточный, или восходящий, отрезок соответствует ситуации в экономике, когда изменение реального объёма национального производства сопровождается пропорциональным изменением уровня цен, - это происходит в результате неодновременного выхода различных производств на уровень полной занятости и отставшие по времени фирмы вынуждены использовать более старое и менее эффективное оборудование и принимать на работу менее квалифицированных работников при увеличении объёмов производства, что ведёт к росту средних общих издержек на единицу продукции (АТС) и вынуждает фирмы назначать более высокие цены на продукты и услуги, - в результате общий уровень цен растёт вместе с увеличением реального объёма национального производства.
Неценовые факторы совокупного предложения, влияющие на изменение совокупного предложения в целом:
1. Изменения цен на ресурсы:
а) наличие внутренних ресурсов (чем их больше, тем цена на них ниже и
совокупное предложение больше, и наоборот):
1) земля;
2) труд;
3) капитал;
4) предпринимательские способности;
б) цены на импортные ресурсы (чем они ниже, тем отечественное совокуп-
ное предложение больше);
в) господство на рынке ресурсов (чем выше степень концентрации рынка
ресурсов, тем меньшее количество ресурсов и по более высоким ценам
предлагается и совокупное предложение меньше);
2. Изменения в производительности (её рост ведёт к уменьшению издержек производства на единицу продукции и росту совокупного предложения; рост фондовооружённости труда, механизация и автоматизация, совершенствование технологий, рост образования и опыта работников, совершенствование организационных форм предприятий ведут к росту производительности);
3. Изменения правовых норм:
а) налоги с предприятий и субсидии (рост налогов и снижение субсидий
ведут к росту издержек фирм, снижению их покупательной способности
ресурсов и уменьшению совокупного предложения);
б) государственное регулирование (усиление степени регулирования фирм со стороны государства ведёт к росту их издержек производства на реагирование на это регулирование и в итоге к уменьшению совокупного предложения).