Характерные черты экономического развития ЕС в 1990-2000-е годы.

Европейский Союз (ЕС) занимает особое место в мировом хозяйстве. Он включает 25 стран, которые различаются размерами территории, численностью населения, природными ресурсами, экономическими и научно-техническими потенциалами.

Особенности экономического развития В Евросоюз входят страны с рыночной экономикой. Они характеризуются достаточно высоким уровнем экономического развития, занимая по величине ВНД на душу населения от 1-го до 75-го места среди стран мира. По уровню экономического развития, характеру структуры экономики, масштабам экономической деятельности страны Союза делятся на несколько групп — с высоким и средним уровнем развития (9 стран). Темпы роста, его факторы и условия. В последние десятилетия положение Европейского Союза в мировой экономике изменилось. Его доля в ВВП мира за 1990 — 2000-е годы сократилась. Экономический рост группировки характеризовался понижающими темпами . Он прерывался сокращением производства в периоды кризисов в 1981 и 1993 гг., когда совокупный ВВП западноевропейских стран упал. Отмеченные годы характеризовались резким увеличением инфляции и безработицы, низкой загрузкой производственных мощностей. Производство в ЕС в последние десятилетия увеличивалось более медленными темпами, чем в США, развитых странах и в мире в целом. ЕС отстает от США по основным показателям экономического развития.

Экономические неурядицы поражали ЕС сильнее, чем другие центры хозяйственной активности. Создание огромной таможенной зоны способствовало возрастанию синхронности циклического развития, что усиливало распространение кризисных явлений. В ходе взаимной либерализации внешних связей государства постоянно лишались ряда национальных рычагов воздействия на экономические процессы, что повысило их неустойчивость. Переход к новым условиям воспроизводства сопровождался кризисом традиционных отраслей. Протекционистский характер Европейского Союза, ограждая многие отрасли промышленности (черная металлургия, химия, текстильная промышленность) от конкуренции извне, содействовал старению структуры хозяйства.

В странах ЕС меньшая часть капиталовложений по сравнению с' США и Японией направлялась в информационный сектор, что являлось одной из причин понижения их эффективности. В 1990-е годы страны ЕС стали отставать от США по показателю прироста общей факторной производительности.. На развитие хозяйства, рост общей производительности оказывает динамика расходов на НИОКР и их использование. дублированием исследований. Поэтому реальное значение этого показателя будет ниже номинальной величины. По числу патентов на определенное число жителей ЕС отстает от США примерно в 4 раза. Расходы западноевропейских стран в значительной степени ориентированы на фундаментальные исследования. По ассигнованиям промышленных исследований они значительно отстают от США. По отдельным оценкам, в такой важной области, как информационные технологии, ЕС отстает от США на 20 — 25 лет.

Структурные сдвиги в экономике. Экономическое развитие стран ЕС протекает под знаком структурных изменений. Эти изменения отражают общие тенденции развития производства и общественного разделения труда в условиях нового этапа НТП и являются следствием структурных кризисов. Доля промышленности в мировом производстве сократилась, но в структуре производства обрабатывающая промышленность превосходит показатель США. Ее доля снижалась в большинстве стран. В ряде стран (Греция, Ирландия, Испания, Финляндия) доля промышленного производства в ВВП возросла. В них создавались новые производственные мощности. К наиболее динамичным отраслям относятся информационное оборудование и оборудование связи. Однако они оказались не только не в состоянии обеспечить высокие темпы роста экономики, но и отставали в своем развитии от США и Японии. Отечественные компании обеспечивают только 35% регионального потребления полупроводников, 40% электронных компонентов, еще меньше интегральных схем. Европейская промышленность по выпуску информационной техники обеспечивает 10% потребностей мирового и 40% регионального рынков. В производстве компьютерной техники и электронных компонентов компании Евросоюза продолжают отставать от США и Японии, несмотря на проведенные реорганизации производства. Зависимость от американских компаний в этой области является одной из причин слабого инвестирования европейских компаний в производстве полупроводников и программного оборудования. В прошедшее десятилетие улучшилось положение Европейского Союза в прогрессивности отраслевой структуры. На изделия, пользующиеся высоким спросом, приходится 25% продукции обрабатывающей промышленности ЕС, 33% — продукции США. В экономике преобладала модернизация рентабельно функционирующего производственного аппарата, а не его коренное обновление на базе новейшей техники. Поэтому страны ЕС занимают важные позиции в производстве традиционной продукции, в частности, они обеспечивают порядка 35% мирового выпуска станков, 36% автомобилей, 37% промышленных химикатов, 48% керамических изделий, оборудования для текстильной промышленности. Многие страны являются крупными производителями потребительской продукции. Доля отраслей легкой промышленности в Италии, Греции, Португалии превышает 10%. Заметны различия в структурных показателях по доле сельского хозяйства в формировании ВВП — от 1,0 до 6% при среднем показателе для ЕС в 2% ВВП. ЕС производит около 10% мирового объема кормового зерна, 7% пищевого зерна, 20% молока, 18% мяса, 12% сахара. Улучшились показатели производительного труда в сельском хозяйстве, хотя разрыв по этому показателю остается значительным между США и Евросоюзом (в два раза). Страны ЕС более чем на 90% покрывают свои потребности в продуктах сельского хозяйства за счет собственного производства. Производство отдельных видов продукции — зерна (исключая кукурузу), молока и молочных продуктов, сахара, яиц — превосходит внутренние потребности, и поставки на внешние рынки являются основным способом реализации «излишней» продукции региона. Важную роль в повышении эффективности сельского хозяйства играет финансовая поддержка, которая в расчете на одну ферму в 1,5 раза превосходит средний показатель стран ОЭСР. Сдвиги в экономике стран ЕС шли в одном направлении: сокращение в ВВП удельного веса отраслей материального производства и увеличение доли услуг. Именно этот сектор в настоящее время во многом определяет рост национального производства и динамику инвестиций. На него приходится 1/3 экономически активного населения. Это увеличивает значение ЕС как финансового центра, центра оказания другого рода услуг.

Изменения в социально-экономических структурах. Несмотря на одинаковые тенденции в развитии индустриальных стран, отраслевая структура стран ЕС до сих пор имеет довольно существенные различия, что объясняется историческими условиями развития, устойчивостью олигопольных структур национальных экономик. Основать здесь компанию труднее, чем в США, требуется в 4 раза больше расходов. Под контролем крупнейших компаний осуществляется производство значительной части совокупного ВВП. 400 ведущих промышленных компаний (всего более 10 млн. фирм) сосредоточили 39% общей численности занятых и осуществляли 37,4% продаж в' обрабатывающей промышленности стран ЕС. Для крупных компаний еврозоны характерно перекрестное владение акциями в отличие от США и Британии. Акции сосредотачивались в руках семейных групп, что вело к понижению роли управляющих, снижению конкуренции, риска и прибылей. В Италии, Бельгии, Германии в половине компаний единственный акционер или группа, объединенная общими интересами, владеет более 50% голосующих акций (в США в редких компаниях отдельные акционеры владеют более 5% акций). Идет процесс снижения контроля семей, групп над компаниями, процент перекрестного владения акциями уменьшился с 18% в 1995 г. до 11% в 1998 г., но широко используется принцип блокирующего меньшинства акций. Переход к новому технологическому базису, расширение сферы услуг и возрастающая ориентация хозяйств на конечный потребительский спрос способствовали значительному изменению олигополистических структур. Во второй половине 1990-х годов прошла волна слияний и поглощений. При этом внутриевропейские поглощения превышали объемы сделок с компаниями третьих стран. Структурная перестройка крупного капитала способствовала сохранению позиций компаний ЕС в мировом хозяйстве. В числе 500 крупнейших по обороту компаний мира — 145 европейских, американских в 1,7 раза больше. Все крупнейшие компании имеют международный характер. Произошли изменения в соотношении сил между гигантами Евросоюза. Вперед вышли корпорации Британии, Германии, в меньшей степени — Франции и Италии. Сохранили свои позиции крупнейшие банки ЕС, 23 из них входят в число крупнейших 50 банков мира, в том числе шесть британских, четыре германских и четыре французских. Процессы монополизации в Евросоюзе имеют отличия от подобных процессов в Северной Америке. Наиболее прочные позиции крупнейшие европейские компании занимают в традиционных отраслях, значительно отставая в новейших наукоемких. Так, среди 50 крупнейших по капиталу компаний информационного сектора только 12 из ЕС. Отраслевая специализация крупнейших объединений Евросоюза менее подвижна, чем у американских корпораций. А это в свою очередь тормозит структурную перестройку экономики. Относительная слабость крупнейших компаний в наукоемких отраслях побуждает ЕС и национальные государства проводить корректировку деятельности частномонополистического капитала.

Роль государств. Деятельность по урегулированию хозяйственной жизни в Западной Европе осуществляется как в рамках национальных государств, так и на наднациональном уровне. Изменения в соотношении политических сил, положения на мировых рынках привели к изменению роли государства как совокупного функционирующего капиталиста. Вмешательство государства непосредственно в процесс производства или распределения уменьшилось, в частности норма государственных капиталовложений в ВВП стран Союза ниже, чем в США, — 2,4% ВВП. Резко сократилось государственное предпринимательство. Государственные компании были приватизированы в Британии, Франции, Италии, Португалии и других странах. Значительное внимание уделяется ужесточению бюджетной политики. Снизились темпы прироста государственного потребления. Политика сдерживания спроса в угоду дефляционным целям способствовала сокращению спроса и роста производства и занятости. Поворот к методам политики предложения сопровождался усилением структурного регулирования. ЕС усилил приоритеты, рассчитанные на длительные периоды. Первоочередными задачами для стран стала перестройка хозяйства на основе новейших знаний, использования новейших технологий и стимулирование экономического роста, проведение смешанной макроэкономической политики, способной обеспечить стабильность и занятость. Таким образом, государственное регулирование в странах Евросоюза отмечается тенденцией к перемещению центра тяжести на вопросы долгосрочного роста, укрепления экономических потенциалов на основе глубоких структурных сдвигов, качественного обновления производственной базы. На региональном уровне до сих пор важное место занимает антиинфляционная политика, возросло значение поддержания экономического роста. Целый ряд стран проводит политику повышения экономического роста за счет снижения доли предпринимателей в расходах на социальные цели. Взносы предпринимателей в общем объеме социальных расходов государств сократились за 1990-е годы с 42,5 до 37,9%.

Наши рекомендации