Акторы и средства стабилизационной политики

еоретические основы стабилизационной политики

онятие, сущность, инструменты и цели

Стабилизационная политика государства – это комплекс мероприятий макроэкономической политики, направленных на стабилизацию экономики на уровне полной занятости, или потенциального выпуска. Стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня цен. Рецептов государственного вмешательства в экономику в условиях нестабильности достаточно много. Однако общие принципы воздействия на уровень деловой активности сводится к следующим положениям: в условиях спада правительство должно проводить стимулирующую политику, а в условиях подъема – сдерживающую политику.

Макроэкономические цели правительства включают в себя:

1). удержание размера национального дохода (или темпа его роста) в определенных пределах;

2). удержание безработицы ниже определенного максимума;

3). удержание инфляции в нужном коридоре;

4). поддержка инвестиций;

5). контроль и регулирование бюджетного дефицита.

Исходя из этих целей, формируется государственная политика в макроэкономике. При этом стабилизационной политикой в узком смысле слова называют набор мер макроэкономического характера, направленных на смещение экономического равновесия в состояние, наиболее близкое к равновесию при полной занятости.

В стабилизационной политике выделяют экспансионистскую политику, направленную на преодоление экономического спада, и контрактивную политику, направленную на замедление экономики во время бума.

При расширенном толковании этого термина в стабилизационную политику включают:

1). меры контроля уровня цен (т.е. антиинфляционную политику);

2). меры, направленные на поддержание в экономике равновесия при занятости выше естественного уровня.

Политика стабилизации обычно связана с воздействием на совокупный спрос как более динамичный компонент макроэкономического равновесия, регулируя который, можно достаточно быстро вернуть экономику к полной занятости и обеспечить равновесие, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Такое воздействие осуществляется с помощью инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.

Бюджетно-налоговая политика сводится к воздействию на экономическую конъюнктуру посредством манипулирования государственным бюджетом. Как правило, она сопровождается эффектом вытеснения, ведущим к перераспределению прав использования факторов производства от частного сектора к государству. Денежно-кредитной политикой называют регулирование экономической активности посредством изменения количества находящихся в обращении денег. Эффективность как фискальной, так и денежно-кредитной политики снижается в результате противодействия ценового механизма. Для преодоления этого противодействия используют комбинированную политику, основанную на совместном применении фискальных и денежных инструментов регулирования национального хозяйства. Наряду с мероприятиями фискальной и денежной политики, направленными на регулирование совокупного спроса, у правительства имеются возможности воздействовать на объем совокупного предложения, т.е. осуществлять политику предложения.

акторы и средства стабилизационной политики

Так как стабилизационная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом и изменению предложения денег, то ее осуществление непосредственно влияет на размеры бюджетного дефицита и государственного долга. Согласно немонетарному подходу на инфляцию в переходной экономике влияют многочисленные факторы, находящиеся за пределами сферы денежного обращения.

Во-первых, структурный фактор, т.е. значительные диспропорции в развитии отдельных отраслей экономики, которые быстро не могут быть устранены, а поэтому нехватка тех или иных товаров и услуг долго подталкивает цены в сторону повышения. Поэтому даже жесткая финансовая политика не может в короткое время устранить неравновесие между спросом и предложением.

Во-вторых, монополистический фактор, который в специфических условиях России усугубляется огромной ролью естественных монополий (топливно-энергетический комплекс и транспорт).

В-третьих, институциональный фактор, связывающий инфляцию с особенностями правовых и организационных условий функционирования экономических субъектов.

Наличие долгосрочных инфляционных факторов немонетарного характера рождает «фоновую» инфляцию, которую нельзя устранить путем сжатия денежной массы. В определенные периоды «фоновая» инфляция принимает подавленную форму неплатежей и долгов государства перед предприятиями и населением. Сочетание монетарных факторов инфляции с немонетарными при высокой роли последних свидетельствуют о том, что политика финансовой стабилизации в переходный период не может ограничиваться сжатием денежной массы и требует проведения глубоких структурных и институциональных реформ.

Главными средствами макроэкономической стабилизации являются:

1. сокращение (в лучшем случае ликвидация) дефицита консолидированного государственного бюджета до уровня ниже 5% ВВП;

2. проведение жесткой денежно-кредитной политики (прекращение льготного кредитования центральным банком дефицита госбюджета, установление процентных ставок по кредитам центрального банка коммерческим банкам выше уровня инфляции и т.д.);

3. установление «монетарного (номинального) якоря», под которым понимаются макроэкономические показатели, которые фиксируются на определенном уровне при осуществлении финансовой стабилизации (обменный курс валюты, номинальная денежная масса, номинальная заработная плата и т.п.). Эти показатели позволяют снизить инфляционные ожидания бизнеса и домашних хозяйств и удерживают на определенном уровне цены;

4. сдерживание роста доходов населения путем неполной индексации оплаты труда в бюджетной сфере и социальных трансфертов;

5. либерализация цен с целью уничтожения избыточной денежной массы через повышение общего уровня цен.

2. ОСОБЕННОСТИ СТАБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Целью стабилизационной политики в переходной экономике является восстановление потенциального или близкого к нему объема выпуска, соответствующего ему уровня занятости, снижение инфляции, ликвидация бюджетного дефицита, стабилизация валютного курса. Специфика переходных процессов проявляется в том, что стабилизационная политика осуществляется на фоне либерализации условий функционирования предприятий на внутреннем и внешнем рынках при параллельном создании рыночной инфраструктуры. Стабилизационная политика нередко включает в себя и регулирование заработной платы, в том числе временное замораживание заработной платы и цен для преодоления высокой инфляции.

Выделяют два варианта стабилизационной политики: ортодоксальную, гетеродоксную и их комбинации.

Ортодоксальная программа ориентирована, в основном, на действие рыночных регуляторов - либерализацию цен при ограничении роста заработной платы, всех сфер хозяйственной деятельности, включая внешнеэкономическую. Действия государства ограничиваются проблемами сбалансированного бюджета и поддержания темпов прироста денежной массы, соответствующих росту реального выпуска. Обычно ортодоксальная программа проводится в жизнь методом "шоковой терапии".

Гетеродоксная программа стабилизации рассматривает инфляцию не только как порождение избыточного спроса, но и как инфляцию издержек, а, значит, предполагает ограничение избыточного спроса, но и стимулирование предложения.

В ортодоксальном подходе делается упор на сокращение бюджетного дефицита как за счет сокращения государственных расходов (на управление, оборону, социальные цели, внешнюю "помощь", на поддержку государственного сектора), так и за счет увеличения доходной базы (сокращение налоговых льгот, увеличение поступлений от приватизации, устранение внебюджетных фондов и т.п.). Жесткая бюджетная политика сопровождается ужесточением денежно-кредитной политики, что реализуется в политике "дорогих" денег (ограничение денежной эмиссии, сокращение кредитов Центрального банка, по-вышение учетной ставки процента, увеличение нормы резервных покрытий, продажа государственных ценных бумаг на фондовом рынке и т.п.). Ортодоксальный подход имеет две основные разновидности в зависимости от выбора экономических стабилизаторов. В первом случае в основу кладутся монетаристские методы, основанные на жесткой бюджетно-налоговой, денежно-кредитной политике при "плавающем" обменном валютном курсе. В качестве антиинфляционных мер выдвигаются сокращение совокупного спроса и ограничение денежной массы. В втором случае больший акцент делается на стабилизации валютного курса (путем управляемых девальваций, установления "валютного коридора", фиксированного курса); указанная мера способствует снижению инфляционных ожиданий.

Постепенная либерализация хозяйственной жизни сопровождается активной регулирующей политикой государства. Долгое время сохраняется контроль государства над ценами товаров и услуг, имеющих важное значение для народного хозяйства в целом, либо социальную значимость. Государство оставляет за собой также внешнеэкономический и валютный контроль. Участвуя в формировании рыночной инфраструктуры, государство поддерживает особо важные отрасли экономики как через прямые субсидии, так и косвенно, с помощью налогового стимулирования. Борьба с дефицитом бюджета не носит самодовлеющего характера, инфляционное давление дефицита на экономику предприятия преодолевается с помощью выпуска государственных ценных бумаг.

Постепенная либерализация в рамках гетеродоксной политики не приводит к резкому всплеску инфляции и не требует жестких ограничений со стороны государственных расходов и денежной массы, что предотвращает угрозу глубокого спада.

Таким образом, макроэкономическое равновесие в рамках переходного периода должно быть достигнуто в условиях либерализации всех сторон хозяйственной жизни, что, несомненно, осложняет задачи государства по проведению стабилизационных программ.

Российскую реформу обычно связывают с ортодоксальным типом финансовой стабилизации, имея в виду как начальный "ортодоксальный" шок 1992 года (либерализация цен, повлекшая за собой ликвидацию "денежного навеса" в экономике), так и последующую политику макростабилизации, связанную преимущественно с использованием монетаристских методов. Вместе с тем использовались и меры гетеродоксного характера: постепенный отпуск цен на энергоносители, железнодорожный транспорт, коммунальные услуги и пр., существование до 1996 года налога на превышение оплаты труда, введение единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы.

Задача поддержания макроравновесия на уровне, близком к полной занятости в условиях стабильного уровня цен, осложняется тем, что в переходной экономике отсутствуют классические институты рынка. В этой связи различают формальную и реальную стабилизацию.

Формальная стабилизация означает, что переходная экономика достигает более-менее устойчивого состояния по одному из макроэкономических параметров. Такими показателями прежде всего выступают инфляция, безработица, изменения ВНП. Однако опыт показывает, что достижение стабильности по одному из данных параметров означает, что изменения других параметров могут быть неблагоприятными. Например, в России высокая инфляция и падение производства сопровождаются относительно невысоким уровнем безработицы. Одним из важнейших показателей стабилизации является инфляция. Вместе с тем позитивная динамика данного показателя может сочетаться с сохранением значительного дефицита бюджета, нарастающим государственным долгом и т.д.

Реальная стабилизация предполагает снижение инфляции или финансовую стабилизацию при стабилизации уровня бюджетного и государственного долга, наличии предпосылок для экономического роста, что предполагает наличие инвестиционного потенциала.

Таким образом, в условиях переходной экономики в дополнение к традиционным макроэкономическим показателям стабилизации необходима положительная динамика инвестиций при ориентированной на экономический рост структуре.

Основными факторами, влияющими на последовательность этапов стабилизации, являются следующие:

1) длительность и глубина экономического кризиса и его отдельных фаз;

2) последовательность фаз экономической стабилизации (финансовая стабилизация и затем стабилизация производства или их сочетание);

3) эффективность государственного регулирования стабилизационных процессов и используемые инструменты стабилизационной политики.

Заключение

Таким образом, опыт преобразований в России показывает, что макроэкономическая политика ставила своей целью снижение инфляции и достижение финансовой стабилизации преимущественно монетаристскими методами, т. е. была сориентирована на финансовый вариант макростабилизации. В результате преобразований произошло общее расстройство обращения капитала, глубокий спад производства с разрушением финансов производства, платежный и инвестиционный кризис, бегство капитала, криминализация экономики.

Главной задачей стабилизации на новом этапе стало оздоровление производства, создание условий сохранения и воспроизводства капитала. Общая политика государственного регулирования направлена на стимулирование социально-ориентированного экономического роста.

Наиболее важными чертами данного направления являются:

1. целенаправленные усилия государства в сфере структурно- инвестиционной деятельности. Ориентация не на чисто рыночный механизм, а на активную государственную политику;

2. структурная перестройка экономики, включая восстановление технически продвинутых секторов экономики;

3. повышение роли бюджета в возрастании инвестиционного спроса;

4. усиление контроля за ценообразованием на продукцию естественных монополий;

5. усиление ориентации финансовой системы на производственную и инвестиционную деятельность.

Список использованных источников

1. Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономика. Учебник. - М.: ИД Форум, Инфра-М, 2011. - 672 с.

2. Борисов Е.Ф. Экономика. Учеб. Пособие. - М.: 2012. — 256 с.

3. Горяинова Л.В. Экономика. Учеб. Метод пособие. - М.: ЕАОИ, 2009. — 432 с

4. Красникова Е.В. Экономика переходного периода. Учебник.,- М.: Омега-Л, 2005. — 296 с.

5. Российские институты развития: региональный аспект / С. Волков, М. Доронкин, А. Горбунов, А. Зайко // Бюллетень «Эксперт РА». — 2010. — 17 декабря [Электронный ресурс]. URL: http://www.raexpert.ru.

6. Салов А.И., Экономика. Конспект лекций. М.: Высшее образование, 2009. — 175 с.

7. Стабилизационная политика. Статья. [Электронный ресурс]: http://inter-expert.ru/ekonomicheskaya-politika_20110419064955.html

8. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. Учебник. -М.: Юрайт- Издат, 2010.- 652 с.

9. Устинов И.Ю. Экономика. Макроэкономика. Воронеж: ВАИУ, 2010. — 171 с.

10. Юсупов К. Н.Национальная экономика : учеб. пособие для студ. вузов / под ред. К. Н. Юсупова. - 2-е изд., стер. - М. : КноРус, 2009. - 286 с.

Наши рекомендации