Сущность внешнеэкономической деятельности

(Внешнеэкономическая деятельность - это международные хозяйственные и торгово-политические отношения, в сферу которых входят: обмен товарами, специализация и кооперация производства, научно-техническое сотрудничество, оказание экономического и технического содействия, создание совместных предприятий и другие формы экономического сотрудничества. Они являются результатом развития товарного производства, которое давно уже вышло за пределы удовлетворения потребностей населения отдельных стран. Но участие в международном обмене товарами должно быть экономически выгодно. Рассмотрим сущность внешнеэкономического обмена на простом примере (рис. 1).

Сущность внешнеэкономической деятельности - student2.ru

Рис. 1. Сущность внешнеэкономического обмена

Допустим, в различных странах на добычу 100 т сырья тратится от 800 до 1600 чел/ч, а на производство 1 электронно-вычислительной машины — от 700 до 1800 чел/ч. В результате конкуренции на рынке установилась мировая цена, определяемая затратами на добычу 100 т сырья в объеме 1000 чел/ч, а на производство 1 ЭВМ — в объеме 1000 чел/ч. Более развитой стране выгоднее купить сырье на рынке, так как внутри страны его добыча более трудоемка (1600 чел/ч). Малоразвитой стране выгоднее импортировать и сырье, и ЭВМ. Но чтобы обмен товарами был экономически выгоден, нужно идти на потери в экспорте, если есть прибыль в импорте, и наоборот. Как видно, в результате продуманного экспорта-импорта прибыль есть и у слаборазвитой (+600 чел/ч), и у более развитой стран (+400чел/ч).

Международный обмен товарами экономически целесообразен для страны, если она затрачивает на производство экспортных товаров меньше общественного труда, чем должна затратить на производство товаров взамен импортируемых (на средства, вырученные от экспорта).

Следовательно, товарообмен может быть выгоден всем странам при условии правильного формирования структуры экспорта и импорта, поэтому необходимо увеличивать масштабы внешнеторгового обмена.

При этом экспорт первичен, так как страна должна, получив за экспортный товар валюту, обеспечить себе возможность импорта товаров.

Для достижения наибольшего экономического эффекта от участия в международном разделении труда следует развивать производство экспортной продукции, которая позволяет получить наибольшую валютную выручку на единицу затрат общественного труда, и импортировать те товары, собственное производство которых потребовало бы наибольших затрат общественного труда на единицу затрачиваемых валютных средств.

Наибольший эффект достигается от экспорта наукоемкой готовой продукции. В мировой торговой практике сложилось такое соотношение: 40% международного товарооборота приходится на сырьевые товары, а 60% - на готовую промышленную продукцию.

Товары на рынках могут обмениваться в вещественной форме (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия и т.д.), в форме результатов творческой де­ятельности (изобретения, "ноу-хау", книги, картины и т.д.), а также в виде инженерных, туристических, транспортных, банковских и других услуг.

Товар должен обладать двумя группами свойств: потребительскими, т.е. быть полезным для личного или общественного потребления, а также конкурентоспособными, т.е. быть более удобным и выгодным покупателю, чем другой товар, удовлетворяющий те же потребности. Между потребительскими свойствами товара и его конкурентоспособностью есть закономерность: всякий конкурентоспособный товар обладает потребительскими свойствами, но не каждый товар, обладающий такими свойствами, конкурентоспособен.

Конкурентоспособность товаров - понятие интегральное и относительное. Интегральное, так как его можно разложить на отдельные составляющие, а относительное - потому что конкурентоспособность товара определяется только в сравнении с другими товарами в конкретное время и на конкретном рынке.

Сравнение товаров проводят по техническому уровню и качеству, по коммерческим условиям (цена, условия поставки, платежа и др.), по организационным условиям приобретения и использования товара, по экономическим условиям. Реальная конкурентоспособность экспортной продукции оценивается только на внешнем рынке при сопоставлении с другими товарами и условиями их продажи.

Товары принято делить на потребительские (личного использования) и производственного назначения.

Приобретение товара личного использования - это акт единоличной воли, максимум воли одной семьи. Покупка же товара производственного назначения - акт коллективного решения нескольких человек, находящихся на разных управленческих уровнях.

Товары личного использования делятся на три группы: изделия длительного пользования, приобретаемые сравнительно редко; изделия краткосрочного пользования, которые потребляются либо сразу, либо незначительное число раз, после чего приобретаются снова и часто; услуги - действия, результатом которых является либо какое-нибудь изделие, либо тот или иной полезный эффект.

Товары производственного назначения делятся на следующие категории: основное оборудование, вспомогательное оборудование, узлы и агрегаты, основные материалы, вспомогательные материалы и сырье. Такое деление основывается на различном отношении покупателя к этим товарам, а также специфике предъявляемых требований к способам продажи и обслуживания, снабжению запасными частями, характеристике складов и многим иным аспектам торговли данными товарами.

С 1 января 1988 г. вступила в силу международная Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГСОКТ). Главная цель создания такой системы - упорядочить статистический учет в мировой внешней торговле, а также в области таможенных тарифов. В этой системе описания и кодирования товары распределены по 21 разделу, 96 товарным группам (двузначным), 1241 товарной позиции (четырехзначной) и по 5019 субпозициям (шестизначным). Код раздела обозначается римской цифрой, остальные - арабскими. Таким образом, код любого товара состоит из одной римской и двенадцати арабских цифр. Коды товаров сведены в один том, а пояснения к нему содержатся в четырех томах (более 3600 страниц).

К основным коммерческим международным сделкам относятся:

- обмен товарами в материально-вещественной форме;

- обмен научно-техническими знаниями;

- долгосрочная аренда машин и оборудования;

- предоставление консультационных услуг;

- обмен кинофильмами и телевизионными программами.

Кроме данных сделок, во ВЭД осуществляется целый ряд сделок товародвижения:

- посреднические;

- перевозка грузов;

- страхование грузов при перевозках;

- транспортно-экспедиторские;

- банковские операции, обеспечивающие международные расчеты.

В основном, все осуществляемые во ВЭД сделки можно разделить на экспортные и импортные.

Экспортные сделки, связанные с продажей и вывозом за границу товаров национального производства, имеют следующие отличительные признаки:

- заключение контракта с импортером;

- пересечение товаром границы страны-экспортера;

- получение экспортером платежей за товар.

Для того, чтобы экспортная сделка состоялась, фирме-производителю товара необходимо провести определенную менеджерскую деятельность:

- изучить конъюнктуру внешних рынков сбыта и выбрать целесообразную стратегию поведения на них;

- изучить таможенный режим импортера;

- провести рекламные мероприятия;

- направить перспективным покупателям предложения (оферты) на продажу товаров;

- провести переговоры и подписать контракт с импортером;

- осуществлять контроль за исполнением контракта, начиная с изготовления товара, его поставки и заканчивая получением платежей за товар.

^ Импортные сделки, связанные с покупкой и ввозом иностранных товаров в страну для реализации их на внутреннем рынке, имеют следующие признаки:

- заключение контракта с экспортером;

- пересечение товаром границы страны-импортера;

- оплата импортером товара.

Непременным условием импортной операции является платежеспособность импортера.

Фирма, осуществляющая импортную сделку, должна:

- изучить цены на интересующие ее товары;

- выбрать возможных поставщиков (продавцов) необходимых товаров;

- определить целесообразный способ закупки товара;

- провести переговоры и подписать контракт с экспортером;

- обеспечить соблюдение контрактных обязательств.

В некоторых случаях импортеры объявляют международные торги.

Таким образом, внешнеэкономическая деятельность определяет необходимость выполнения определенных управленческих и маркетинговых функций.

2. Формы и условия развития внешнеэкономической деятельности

2.1. Основные формы внешнеэкономической деятельности

К основным формам внешнеэкономических связей относятся:

1. Торговля. С помощью этой формы осуществляется купля-продажа товаров широкого потребления: одежды, обуви, парфюмерии, галантереи, культтоваров, а также продовольственных товаров и сырья. Происходит также торговый обмен продукцией для промышленного потребления: узлы, детали, запчасти, прокат, подшипники, агрегаты и т.д. Возможна покупка товаров и обору­дования для общественного потребления: городской транспорт, оборудование для больниц, поликлиник, санаториев, курортов, лекарства, устройства и оборудование для охраны окружающей среды. Осуществляется купля-продажа продукции интеллектуального труда: лицензии и "ноу-хау", инжиниринговая продукция.

2. Совместное предпринимательство. Данная форма внешнеэкономических связей может быть реализована в промышленной сфере на заводах, фабриках, предприятиях; в сельском хозяйстве, науке, образовании, медицине, транспорте, культуре, искусстве, кредитно-финансовой сфере.

3. Оказание услуг. Большое распространение в международном бизнесе принадлежит посредническим, банковским, биржевым услугам, страхованию, туризму, международным перевозкам грузов. Быстро растет объем услуг, который оказывают компьютерные сети, имеющиеся в развитых странах мира.

4.Сотрудничество, содействие. Все большее распространение во внешнеэкономических связях получают научное, техническое, экономическое сотрудничество. Усиливаются и распространяются научный, культурный обмен и спортивные мероприятия.

2.2. Факторы развития внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономическая деятельность представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей, включающих торговлю, совместное предпринимательство, оказание услуг, сотрудничество.

Внешняя торговля начала быстро развиваться при капиталистическом способе производства и достигла наибольшего развития при вхождении ряда крупнейших стран мира: США, Японии, ФРГ, Франции, Англии, Швеции, Италии и других в мировую рыночную экономическую систему.

Процесс бурного развития капиталистического способа производства способствовал решению технических проблем переброски крупных партий товаров на дальние расстояния за счет использования железных дорог, пароходов в XIX веке. ВXX веке возможность широкого развития внешней торговли усилилась за счет постоянного совершенствования морского, речного, желез­нодорожного, автомобильного, авиационного и трубопроводного транспортов.

Интенсивное развитие различных видов машинного про­изводства делает необходимостью увеличение внешнеторговых обменных операций, так как необходимы новые и разнообразные виды сырья, топлива, материалов, научных разработок. Потребность закупки нефти, леса, руд, металлов тем выше, чем интенсивнее развивается экономика страны. Например, Япония не имеет богатых природных ресурсов, и ее промышленность может развиваться исключительно за счет внешней торговли. Интенсификация производства, в свою очередь, требует поисков большого, емкого рынка, что также способствует расширению внешнеэкономических связей и усилению внешнеэкономической деятельности.

Существенной предпосылкой развития внешнеэкономической деятельности является возможность повышения нормы прибыли на основе внешнеторговых операций. Расширение внешней торговли удешевляет элементы постоянного и переменного капитала и таким образом способствует снижению издержек производства. Благодаря конкуренции между производителями разных стран удается на мировом рынке довести мировые цены на товары до уровня их интернациональной стоимости, которая ниже национальной стоимости в менее развитых странах с невысокой производительностью общественного труда, но выше уровня национальной стоимости в развитых странах.

К ряду других общих факторов развития внешнеэкономической деятельности относятся:

1. Неравномерность экономического развития различных стран мира. Каждая страна имеет собственную структуру отраслей, свой уровень развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, сферы обслуживания, свою специализацию в экономике.

Специализации промышленного или сельскохозяйственного производства дает сильный толчок развитию внешней торговли, что очень актуально для небольших по территории и численности населения развитых капиталистических стран: Голландии, Норвегии, Бельгии, Финляндии и других. Эти страны имеют долю экспорта в валовом национальном продукте около 50 % и примерно такая же доля импортируется.

2. Различие в людских, сырьевых, финансовых ресурсах. Ежегодно в мире в поисках работы перемещается 25 млн. человек. Имеются страны с избыточными трудовыми ресурсами: Индия, Китай, Бангладеш, Пакистан, Нигерия и другие. А также есть регионы: Западная Европа, США, Ближний Восток, Южная Америка, которые нуждаются в притоке рабочих рук. Поэтому перемещение работников из страны в страну, регулируемое Международной организацией труда, процесс объективно необходимый, способствующий развитию внешнеэкономической деятельности.

Большое разнообразие сырьевых ресурсов, основную долю которых составляют полезные ископаемые, объективно способствует установлению торговых отношений между странами мира.

Установлению внешнеэкономических связей между государствами способствует возможность некоторых стран мира: Японии, Сингапура, Гонконга, Панамы, Бахрейна и других - выделять средства для кредитования фирм, предприятий, банков, расположенных в различных странах.

3. Характер политических отношений. Укреплению внешнеэкономической деятельности способствует наличие дружественных политических отношений между странами. И, наоборот, политическая конфронтация резко снижает внешнеторговый оборот, вплоть до разрыва экономических связей.

4. Различный уровень научно-технического развития. Формированию внешнеэкономической деятельности способствует обмен между странами студентами, стажерами, научными сотрудниками, преподавателями; проведение совместных исследований, экспериментов; участие в геологических и археологических экспедициях; выполнение контрактов по проведению проектных, научно-исследовательских и конструкторских работ.

5. Особенности географического положения, природных и климатических условий. К результатам развития внешнеэкономической деятельности в мировой экономике можно отнести:

• дальнейшее углубление международного разделения труда;

• экономию общественного труда в странах, активно осуществляющих внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и участие в других формах внешнеэкономических связей;

• интенсивный и рациональный обмен результатами труда;

• дальнейшее укрепление политических, научных, технических, культурных и других связей;

• увеличение числа стран мира, создающих рыночную экономику;

• успешное функционирование транснациональных корпораций и концернов;

• расширение круга стран; достигших полной конвертируемости их валют.

2.3. Сущность внешнеэкономического комплекса страны

Внешнеэкономический комплекс страны - это совокупность отраслей, подотраслей, объединений, предприятий, фирм, производящих и реализующих экспортную продукцию, а также закупающих и перерабатывающих импортные товары и осуществляющих другие формы внешнеэкономических связей.

Внешнеэкономический комплекс состоит из двух основных частей, включающих:

1. Фирмы, предприятия, чья производственная деятельность направлена на производство экспортной продукции и услуг, а также фирмы, предприятия, являющиеся потребителями импорта.

2. Фирмы, предприятия, занятые поставками товаров зарубежным потребителям, а также поступлением продукции, производимой за рубежом.

Современный этап развития комплекса заключается в установлении прямого, устойчивого и долгосрочного соединения производственного и внешнеэкономического видов деятельности и преобразовании комплекса в динамичную и сбалансированную производственно-коммерческую систему.

Коммерциализация производства ориентирована на интенсификацию и активизацию участия в мирохозяйственных связях, на формирование открытого по отношению к мировому хозяйству типа экономики.

Условиями успешного развития внешнеэкономического комплекса являются: наращивание экспортного потенциала, включение в различные формы совместного предпринимательства, наличие конкурирующих производств, повышение самостоятельности регионов, предприятий, фирм.

3. Регулир0вание и управление внешнеэкономической деятельностью

3.1. Органы государственного и негосударственного регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью

Масштабы, объемы, эффективность внешнеэкономической деятельности (ВЭД) весьма существенно зависят от уровня и качества организации большого числа процессов и процедур, регулирующих внешнюю торговлю, совместное предпринимательство, научное и техническое сотрудничество и другие формы взаимодействия фирм, организаций, акционерных обществ, принадлежащих различным странам.

Поэтому государственный аппарат, правительственные органы, негосударственные отечественные и международные организации уделяют большое внимание управлению и регулированию внешнеэкономических связей.

Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента России, Высшими органами, осуществляющими государственное регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Государственная Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия.

На Министерство внешних экономических связей и торговли, возложены такие регулирующие функции:

· выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами России;

· разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики;

· осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров;

· сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД;

· подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными странами;

· координация и согласование внешнеэкономической деятельности с Министерством экономики, Министерством иностранных дел, Центральным банком, Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами;

· осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД.

Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку России, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, ме­ждународными банками и другими финансово-кредитными учре­ждениями. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса рубля к валютам других стран, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.

Весьма существенный объем операций с иностранной валютой приходится на коммерческие банки, действующие на основе полного хозрасчета и валютной самоокупаемости.

Из негосударственных организаций наибольшее воздействие на развитие и осуществление ВЭД оказывают торгово-промышленные палаты, которые в соответствии с Законом Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской федерации" от 7 июля 1993 года образуются на основе добровольного объединения не менее пятнадцати учредителей на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации на съезде или общем собрании. Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой общественной организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей.

Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:

• оказание помощи российским предпринимателям и предприятиям в реализации их коммерческо-финансовых интересов в России и за рубежом;

• организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности и с государством;

• содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности;

• оказание предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационных услуг;

• содействие развитию экспорта российских товаров и услуг, оказание технической помощи субъектам предпринимательской деятельности в проведении операций на внешнем рынке;

• принятие мер к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции, неделового партнерства;

• содействие урегулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями;

• предоставление услуг для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций.

Членами торгово-промышленной палаты могут быть российские предприятия независимо от формы собственности и их организационно-правовой формы и предприниматели, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей.

Активное воздействие на регулирование ВЭД оказывают созданные при ТПП Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС), Третейский суд, Морская арбитражная комиссия, Ассоциация диспашеров. Международный коммерческий арбитражный суд рассматривает и выносит решения по спорам, возникающим при осуществлении внешней торговли, а также экономических, научных, технических отношений между фирмами, организациями разных стран. Морская арбитражная комиссия занята регулированием конфликтов, возникающих из отношений по фрахтованию судов, морскому страхованию, спасению получивших повреждение судов.

Ассоциация диспашеров определяет размеры общей аварии при кораблекрушениях или происшествиях на море.

Зарубежные и российские акционерные общества и компании осуществляют страхование на основе соглашений, в которых определяется система выплаты полисов и оплаты страховых премий, характер взаимоотношений сторон при поступлении страхового случая.

Наиболее известной в России страховой организацией является акционерное общество "Ингосстрах", осуществляющее страхование грузов, перевозимых всеми видами транспорта.

За рубежом также производится регулирование ВЭД на государственном уровне, на уровне предприятий и, что особенно важно, большие успехи достигнуты и на межгосударственном уровне, например, в странах Европейского сообщества. Прежде всего это относится к инвестиционной политике и таможенной деятельности. В этих странах выработан довольно жесткий ход к поставкам сырья и, наоборот, либеральный, стимулирующий подход к готовой продукции

Данная идеология нашла отражение и в практике работы Всемирной торговой организации (ВТО).

При осуществлении ВЭД необходимо учитывать внешнеэкономическую политику различных государств, под влиянием которой формируются основные направления, регулирующие отношения с другими странами.

В странах с развитой рыночной экономикой отсутствует государственная монополия на внешнюю торговлю, тем не менее высшие государственные законодательные органы (парламенты, национальные собрания, конгрессы) определяют внешнеэкономическую политику стран, издают законы по регулированию торговли, ратифицируют государственные договоры.

Правительственные органы занимаются регулированием и реализацией ВЭД. Например, в США налаживанием и регулированием внешнеэкономических связей занимаются государственный департамент, министерства торговли, финансов, земледелия. Президент США имеет право устанавливать таможенные тарифы, вводить эмбарго. В ФРГ ВЭД регулируют федеральное правительство, министерства иностранных дел, экономики и финансов. В Японии эти же задачи решает министерство внешней торговли и промышленности.

В настоящее время в мире создано большое число международных организаций, осуществляющих регулирование разнообразных аспектов взаимодействия участников ВЭД из разных стран. При этом важно учесть, что большинство стран мира используют в своей практике основные правила, положения, различные нормативы и регламенты, выработанные этими международными организациями с целью развития международного экономического сотрудничества.

Наши рекомендации