Наличие возможности оплатить страховые полисы – достаточный уровень дохода. 7 страница
33.Закон спроса заключается в следующем:
А. превышение спроса над предложением приводит к снижению цены товара;
Б. объем спроса на товары растет по мере увеличения денежных доходов покупателей;
В. величина спроса на товар снижается при увеличении его цены;
Г. кривая спроса имеет положительный наклон.
34.Какое из следующих событий приведет к сдвигу кривой спроса на товар Х влево вниз?
А. выросла цена товара Х;
Б. покупатели стали предпочитать товар Х;
В. снизилась цена товара Y, дополняющего товар Х;
Г. все ответы неверны.
35.Госбюджет в России утверждается:
А. Федеральным собранием
Б. Государством
В. Налоговой инспекцией
Г. Министерством Финансов.
36.В большинстве стран учреждение, выполняющее функции Центрального банка, не:
А. Занимается предоставлением кредитов
Б. Регулирует величину предложения денег в стране
В. Платит налогов
Г. Устанавливает ставок налогообложения деятельности коммерческих банков.
37.Верны ли следующие утверждения:
а) Индекс развития человеческого потенциала учитывает: ВВП на душу населения, уровень образования, продолжительность жизни;
б) ВВП – это общая стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных факторами производства данной страны, как в пределах ее границ, так и в других странах;
в) Стоимость всех произведенных в стране конечных товаров и услуг, выражена в фактически сложившихся на рынке ценах текущего года, называется номинальным валовым национальным продуктом;
г) Факторы экономического роста, которые предполагают, повышение уровня ВВП достигается за счет их количественного расширения, называются интенсивными факторами роста.
Задания для самостоятельной работы
Раздел 1.
Тема 1. Введение в экономическую теорию.
Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:
1. Что изучает экономическая теория?
2. Приведите примеры микроэкономических и макроэкономических проблем.
3. По каким признакам можно определить тип экономической системы?
4. Дайте сравнительную характеристику командной и рыночной экономике.
5. Какими правомочиями наделен частный собственник?
6. Какие функции выполняет рынок?
7. Зачем экономической системе государство?
Упражнение 1.
История экономической мысли в России.
Пробуждение экономической мысли в России тесно связано с образованием всероссийского рынка и возникновением мануфактур в ХVII веке. В таблице 4.2. представлены основные разработки в области экономики, осуществленные российскими учеными
Таблица 4.2.Выдающиеся российские экономисты ХVII-ХХ вв
Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605-1680) | Отрицал чисто фискальное понимание экономической роли государства. Поддерживал торговлю как важнейший источник доходов государства и как отрасль, играющую важную роль в жизни народа. |
Иван Тихонович Посошков (1652-1726) | Утверждал, что для обогащения государства и народа необходимо привлечь к трудовой деятельности все трудоспособное население. Каждый труженик должен производить больше, чем необходимо для его собственного потребления, то есть работать прибыльно, рентабельно. Призывал вывозить из России не сырье, а промышленные товары, не ввозить из-за границы продукцию, которую Россия способна производить самостоятельно, призывал соблюдать баланс экспорта и импорта. Государство должно поддерживать мелких промышленников, должно выдавать им ссуды на льготных условиях. Посошков предложил чрезвычайно смелый принцип «всеобщности налогов», при котором, налогами должны облагаться все, кроме духовенства и налог на землю должен зависеть от размера землевладения. |
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) | Видел богатство страны в изобилии предметов потребления, то есть в уровне благосостояния народа, удовлетворения материальных потребностей. Он защищал развитие торговли, считал, что основой внутреннего богатства России является развитие горнорудной промышленности. |
Николай Семенович Мордвинов (1754-1845) | Предлагал в качестве фактора роста богатства, благосостояния и силы России способствовать росту населения России. Источником богатства он считал труд, повышение производительности труда во всех отраслях народного хозяйства, а не в отдельной отрасли. Мордвинов доказывал, что государство обязано помогать промышленности, торговле и сельскому хозяйству, и считал, что для накопления капитала следует ограничить роскошь в жизни дворян. |
Иван Андреевич Третьяков (1735-1776) | Основой богатства страны считал труд в производственной сфере. Деньги относил к мертвым сокровищам, которые не могут обогатить страну. Доказывал, что потреблять нужно столько, сколько зарабатываешь, в противном случае человек нищает. Государство должно утвердить право собственности каждого гражданина – тогда человек будет заинтересован в преумножении своей собственности и заботе о ней, что неизбежно приведет к приумножению общего богатства страны. |
Яков Иванович Козельский (1726-1784) | Писал о том, что трудолюбие, а не золото и серебро создают богатства в стране. Осуждал роскошь одних за счет нищенства других. Предлагал иметь накопления на будущие времена для нормального развития страны. |
Иван Иванович Пестель (1793-1826) | Отрицал утверждения некоторых европейских экономистов о том, что сосредоточение крупных богатств в немногих руках – признак народного благосостояния. Утверждал, что каждому следует предоставить право собственного выбора заниматься той деятельностью, которая ему выгодна и приносит прибыль. Источник богатства страны – свобода выбора, право собственности, труд «на себя». |
Александр Александрович Чупров (1874-1926) | Автор работ по проблемам политической экономии, экономической статистики, сельского хозяйства, денежного обращения и цен. |
Михаил Иванович Туган-Барановский (1865- 1919) | Развивал теорию рынков и кризисов. Социальные основы кооперации. Считал необходимым соединить трудовую теорию стоимости с теорией предельной полезности. |
Евгений Александрович Преображенский (1886-1937) | Выстраивал теорию социалистического планового хозяйства, сочетая представления о плане и рынке, исходя из возможностей взаимодействия планового и рыночного хозяйства. Развивал концепцию первоначального социалистического накопления, как накопления в руках государства материальных ресурсов главным образом из источников, лежащих вне комплекса государственного хозяйства. |
Петр Бернгардович Струве (1870-1944) | Утверждал, что Россия будет развиваться так же, как и Западная Европа, призывал признать нашу некультурность и пойти на выучку к капитализму. Полагал, что в ходе эволюции капиталистический строй придет к отрицанию частнокапиталистической основы буржуазного общества, социализм возникнет в недрах капитализма благодаря реформам, развитию экономической и правовой защищенности общества. |
Николай Иванович Бухарин (1888-1938) | Уделял большое внимание проблеме темпов хозяйственного роста. Утверждал, что путь к социализму лежит через рынок. |
Александр Васильевич Чаянов (1888-1937) | Работал над проблемами аграрной экономики, отстаивал необходимость кооперации крестьянского хозяйства, развития его в рыночном направлении. |
Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938) | Проводил исследования в области экономической динамики, конъюнктуры, планирования. Один из создателей теории больших циклов, длинных волн. |
Василий Сергеевич Немчинов (1894-1964) | Работы в области статистики и математического моделирования экономических процессов. |
Леонид Витальевич Канторович (1912-1986) | Развитие линейного программирования, имеющего непосредственное приложение к экономике. Заложены основы математической теории оптимального планирования и использования ресурсов. |
Василий Леонтьев (1906-1999) | Автор метода экономического анализа «затраты-выпуск». Этот метод был использован при построении межотраслевых балансов экономики США. Произведенные по этим балансам расчеты позволяют оценивать прямые и косвенные последствия изменений в масштабах, технологии и структуре производства, в потребительском спросе, внешней торговле, инвестиционной сфере, соотношениях цен и доходов. |
Вадим Максимович Гальперин (1933-1999) | Основные работы посвящены определению цен на новую технику и анализу различных методов оценки эффективности капитальных вложений. |
1. Какие идеи русских экономистов, на ваш взгляд, актуальны сегодня?
Тема 2. Рыночное равновесие. Спрос и предложение. Типы рыночных структур.
Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:
1. В каких случаях принято говорить об изменении величины спроса, а в каких об изменении спроса (об изменении величины предложения и предложения)?
2. Поясните на графическом примере механизм установления равновесной цены.
3. Как при данном спросе повлияет на предложение, равновесный объем рынка и цену того или иного товара каждое из перечисленных событий:
a. Использование новейшей технологии;
b. Повышение цены на сырье;
c. Ожидание снижения цены товара;
d. Увеличение ввозных таможенных пошлин.
4. Как графически можно изобразить спрос и величину спроса? Как соотносятся эти понятия?
5. Представьте, что вы занимаетесь исследованием спроса на туристические поездки из России в Турцию весной 2011 года. Какие факторы могут вызвать изменение существующего спроса?
6. Какая зависимость существует между ценой и величиной предложения? Перечислите факторы, вызывающие сдвиг кривой предложения вверх от первоначального положения.
7. В каком случае можно говорить о равновесной цене на рынке? К чему приводит установление цены выше равновесной?
8. Какие методы неценовой конкуренции вы знаете?
9. Поясните термин «монополистическая конкуренция».
10. Приведите примеры естественной монополии.
11. Перечислите и поясните основные направления антимонопольной политики.
Тесты по теме 2.
Вариант 1.
1. Переменные, определяющие увеличение предложения на выращивание пшеницы:
а) Падение цены на продукт-аналог в производстве (например, снижение цен на рожь);
б) Снижение издержек производства;
в) Субсидии;
г) Благоприятные погодные условия.
2. Когда величина спроса меньше величины предложения, на рынке возникает:
а) Излишек;
б) Дефицит;
в) Равновесие;
г) Снижение цена на данный товар.
3. Домашние хозяйства:
а) выполняют функции потребления товаров и услуг;
б) представляют собой обобщенный элемент потребительской сферы экономики;
в) имеют своей целью максимизацию полезности потребляемых благ;
г) все утверждения являются верными.
4. Характеристиками свободного рыночного хозяйства выступают:
а) неограниченное число участников конкуренции;
б) свободный доступ к рыночной информации;
в) ограниченная роль государства в экономике;
г) все ответы верны.
Вариант 2.
1. Рынок находится в равновесном положении, когда:
а) продавцы и покупатели могут купить и продать по рыночным ценам такое количество товаров, какое пожелают;
б) отсутствует тенденция к изменению цен;
в) объем спроса равен объему предложения;
г) все ответы являются верными.
2. Если государство установит на товар предельную цену на уровне ниже равновесного, то:
а) возникнет дефицит данного товара;
б) образуется излишек товара;
в) установится равновесие на рынке данного товара;
г) производство данного товара прекратиться.
3. В рыночной экономике снижение предложения приведет, как правило, к увеличению:
а) цен
б) сбережений
в) налогов
г) капиталовложений
4. Закон спроса предполагает, что:
а) превышение предложения над спросом вызовет снижение цены;
б) если доходы потребителей растут, они обычно покупают больше товаров;
в) кривая спроса обычно имеет положительный наклон;
г) когда цена товара падает, объем покупок растет.
5. В плановой экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны быть произведены, как правило, решают:
а) производители, желающие получить прибыль;
б) потребители, определяющие спрос на товары и услуги;
в) государственные органы;
г) директора крупных заводов и фабрик.
Вариант 3.
1. Рост цен на материалы, необходимые для производства товара Х, вызовет:
а) сдвиг кривой спроса вверх вправо;
б) сдвиг кривой спроса и кривой предложения вверх;
в) сдвиг кривой предложения вверх влево;
г) сдвиг кривой предложения вниз вправо.
2. Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике:
а) конкуренция;
б) централизованное планирование;
в) частная собственность;
г) свобода предпринимательского выбора.
3. Чем можно объяснить сдвиг кривой спроса на товар Х?
а) предложение товара Х по некоторой причине уменьшилось;
б) цена товара выросла;
в) вкусы потребителей изменились в сторону предпочтения товара Х по сравнению с другими товарами;
г) цена товара Х упала.
4. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-нибудь?
а) потребность;
б) спрос;
в) необходимость;
г) желание.
5. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:
а) спрос равен предложению;
б) цена равна издержкам плюс прибыль;
в) уровень технологии меняется постепенно;
г) объем спроса равен объему предложения.
Тема 3. Домашние хозяйства в системе социально-экономических отношений.
Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:
1. Какие вы знаете показатели уровня жизни населения?
2. Кого мы можем назвать потребителем?
3. Как соотносятся номинальная и реальная заработная плата?
4. Кого в России относят к категории занятых?
5. Что понимается под полной занятостью?
6. Какие отрицательные последствия несет безработица?
Проблемное задание 1.
Уровень образования и размер заработной платы.
Проанализируйте данные, представленные в таблице 1. Дайте ответы на следующие вопросы:
1. Почему отдельные люди зарабатывают больше чем другие?
2. Оправдано ли такое соотношение?
3. Что вы сами готовы предпринять для повышения вашей будущей заработной платы?
Таблица.4-3.Средняя начисленная заработная плата работников
по уровню образования
Все работники | 8 694 | 13 570 | ||
в том числе имеющие образование: высшее профессиональное | 11 383 | 17 799 | ||
неполное высшее профессиональное | 7 785 | 12 384 | ||
среднее профессиональное | 7 722 | 11 830 | ||
начальное профессиональное | 8 123 | 12 136 | ||
среднее (полное) общее | 7 726 | 11 787 | ||
основное общее | 6 418 | 9 992 | ||
не имеют основного общего | 5 772 | 8 997 | ||
Проанализируйте данные, представленные в таблице . Дайте ответы на следующие вопросы: 1. Как соотносятся заработки мужчин и женщин? 2. В каких сферах деятельности заработная плата женщин меньше всего отстает от заработной платы мужчин и почему? | ||||
Таблица 4-4.. Отношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин по обследованным видам экономической деятельности | ||||
Всего по обследованным видам экономической деятельности | 60,7 | 63,1 | ||
Добыча полезных ископаемых | 70,2 | 75,9 | ||
Обрабатывающие производства | 67,1 | 67,6 | ||
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 80,0 | 81,2 | ||
Строительство | 77,0 | 79,2 | ||
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 68,4 | 68,6 | ||
Гостиницы и рестораны | 75,4 | 72,9 | ||
Транспорт и связь | 70,5 | 70,0 | ||
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 76,9 | 79,1 | ||
научные исследования и разработки | 69,3 | 69,6 | ||
Образование | 87,1 | 89,3 | ||
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 84,6 | 85,1 | ||
Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта | 65,2 | 63,5 | ||
Упражнение 1.
Межотраслевая дифференциация заработной платы.
Проанализируйте данные, представленные в таблице. Заполните таблицу до конца. Дайте ответы на следующие вопросы:
1. В каких отраслях среднемесячная заработная плата значительно превышает общероссийский уровень?
2. В каких отраслях среднемесячная заработная плата намного ниже общероссийского уровня?
3. Наметилась ли положительная тенденция по преодолению существенной межотраслевой дифференциации заработной платы в период с января-июля 2008 по январь-июль 2009?
4. Чем обусловлена такая дифференциация заработной платы? К каким последствиям она может привести?
Таблица 4-4
Среднемесячная заработная плата в России в 2009 г.
Январь-июль 2009г. | |||
Рублей | в % к | ||
январю-июлю 2008г. | Общероссийскому уровню средне- месячной заработной платы | ||
Всего | 109,6 | ||
в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 115,5 | ||
рыболовство, рыбоводство | 119,3 | ||
добыча полезных ископаемых | 106,0 | ||
в том числе: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых | 107,5 | ||
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических | 100,0 | ||
из нее добыча металлических руд | 103,2 | ||
обрабатывающие производства | 102,5 | ||
из них: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака | 111,0 | ||
текстильное и швейное производство | 106,4 | ||
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви | 107,2 | ||
обработка древесины и производство изделий из дерева | 100,7 | ||
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность | 103,8 | ||
в том числе: производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них | 107,5 | ||
издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации | 102,2 | ||
производство кокса и нефтепродуктов | 110,6 | ||
химическое производство | 106,5 | ||
производство резиновых и пластмассовых изделий | 100,7 | ||
производство прочих неметаллических минеральных продуктов | 90,1 | ||
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий | 95,2 | ||
в том числе: металлургическое производство | 96,6 | ||
производство готовых металлических изделий | 93,9 | ||
производство машин и оборудования | 100,6 | ||
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования | 104,3 | ||
производство транспортных средств и оборудования | 100,4 | ||
прочие производства | 99,8 | ||
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 113,1 | ||
из них производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды | 112,7 | ||
из них: производство, передача и распределение электроэнергии | 111,6 | ||
производство и распределение газообразного топлива | 112,0 | ||
строительство | 98,1 | ||
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 110,4 | ||
в том числе: торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт | 105,2 | ||
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 109,4 | ||
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования | 113,2 | ||
гостиницы и рестораны | 110,0 | ||
транспорт и связь | 111,8 | ||
из них: деятельность железнодорожного транспорта | 115,9 | ||
транспортирование по трубопроводам | 121,4 | ||
связь | 108,3 | ||
финансовая деятельность | 100,7 | ||
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 110,0 | ||
из них научные исследования и разработки | 118,0 | ||
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование | 113,3 | ||
образование | 119,9 | ||
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 117,1 | ||
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 116,9 | ||
из них деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта | 117,9 |
Тема 4. Теория производства. Формы предпринимательства.
Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:
1. Кто выступает субъектами предпринимательской деятельности?
2. Перечислите основные отличительные черты юридического лица. Что подразумевается под учредительными документами?
3. Что подразумевается под капиталом фирмы? Приведите примеры основного и оборотного капитала.
4. Для чего начисляется амортизация?
5. Поясните принципы кредитования.
6. Чем экономические издержки отличаются от бухгалтерских?
7. Как распределяется прибыль фирмы?
8. За счет каких внешних и внутренних источников осуществляется финансирование фирмы?
9. В чем главное отличие коммерческих от некоммерческих организаций?
10. Участники каких предприятий несут полную имущественную ответственность по обязательствам данных предприятий? Что подразумевается под полной имущественной ответственностью?
11. В чем отличие ЗАО от ОАО?
12. В какой организационно-правовой форме создаются предприятия, не наделенные правом собственности на имущество на основе которого осуществляется предпринимательская деятельность?
13. Какие права и обязанности закрепляются за вкладчиками в товариществе на вере?
14. Каков порядок управления акционерным обществом?
Тема 5. Функции государства в экономике.
Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:
1. Какие элементы в совокупности образуют государственные финансы?
2. За счет каких источников осуществляется покрытие дефицита государственного бюджета?
3. Как соотносятся понятия «налоги», « «налоговая система», «налоговая политика»?
4. Какими налоговыми льготами обладают юридические и физические лица в РФ?
5. Какие меры по борьбе с безработицей, на ваш взгляд, наиболее эффективны?
6. Какие меры антимонопольного регулирования применяются в экономике РФ?
7. С помощью каких инструментов ЦБ может осуществлять антиинфляционную политику государства?
Заполните таблицу и дайте ответы на следующие вопросы:
1. Что выступает основными источниками формирования доходной части государственного бюджета?
2. Какие направления получили наибольшие объемы финансирования в отчетном периоде?
3. Какие статьи расходов вы бы запланировали в рамках государственного бюджета? Как, на ваш взгляд, можно изменить структуру расходов и доходов государственного бюджета?
Таблица 4-6. Консолидированный бюджет РФ
(январь-июль 2009 г.)
Млрд. рублей | В % к итогу | |
Доходы | 7353,7 | |
из них: налог на прибыль организаций | 758,4 | |
налог на доходы физических лиц | 932,3 | |
налоги и взносы на социальные нужды | 1242,6 | |
из них единый социальный налог | 476,6 | |
налог на добавленную стоимость: на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации | 675,9 | |
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации | 468,8 | |
акцизы по подакцизным товарам (продукции): | ||
производимым на территории Российской Федерации | 182,1 | |
ввозимым на территорию Российской Федерации | 9,9 | |
налоги на совокупный доход | 123,6 | |
налоги на имущество | 365,5 | |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 527,3 | |
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | 2,0 | |
доходы от внешнеэкономической деятельности | 1157,7 | |
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 476,5 | |
платежи при пользовании природными ресурсами | 53,4 | |
безвозмездные поступления | 106,2 | |
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 37,8 | |
Расходы | 7929,1 | |
из них на: общегосударственные вопросы | 682,1 | |
из них на обслуживание государственного и муниципального долга | 132,7 | |
национальную оборону | 612,8 | |
национальную безопасность и правоохранительную деятельность | 642,5 | |
национальную экономику | 1245,2 | |
из нее на: топливно-энергетический комплекс | 22,8 | |
сельское хозяйство и рыболовство | 148,0 | |
транспорт | 153,4 | |
дорожное хозяйство | 262,8 | |
связь и информатику | 19,7 | |
прикладные научные исследования в области национальной экономики | 56,4 | |
другие вопросы в области национальной экономики | 507,2 | |
жилищно-коммунальное хозяйство | 417,5 | |
социально-культурные мероприятия | 4314,9 |