Наличие возможности оплатить страховые полисы – достаточный уровень дохода. 7 страница

33.Закон спроса заключается в следующем:

А. превышение спроса над предложением приводит к снижению цены товара;

Б. объем спроса на товары растет по мере увеличения денежных доходов покупателей;

В. величина спроса на товар снижается при увеличении его цены;

Г. кривая спроса имеет положительный наклон.

34.Какое из следующих событий приведет к сдвигу кривой спроса на товар Х влево вниз?

А. выросла цена товара Х;

Б. покупатели стали предпочитать товар Х;

В. снизилась цена товара Y, дополняющего товар Х;

Г. все ответы неверны.

35.Госбюджет в России утверждается:

А. Федеральным собранием

Б. Государством

В. Налоговой инспекцией

Г. Министерством Финансов.

36.В большинстве стран учреждение, выполняющее функции Центрального банка, не:

А. Занимается предоставлением кредитов

Б. Регулирует величину предложения денег в стране

В. Платит налогов

Г. Устанавливает ставок налогообложения деятельности коммерческих банков.

37.Верны ли следующие утверждения:

а) Индекс развития человеческого потенциала учитывает: ВВП на душу населения, уровень образования, продолжительность жизни;

б) ВВП – это общая стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных факторами производства данной страны, как в пределах ее границ, так и в других странах;

в) Стоимость всех произведенных в стране конечных товаров и услуг, выражена в фактически сложившихся на рынке ценах текущего года, называется номинальным валовым национальным продуктом;

г) Факторы экономического роста, которые предполагают, повышение уровня ВВП достигается за счет их количественного расширения, называются интенсивными факторами роста.

Задания для самостоятельной работы

Раздел 1.

Тема 1. Введение в экономическую теорию.

Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:

1. Что изучает экономическая теория?

2. Приведите примеры микроэкономических и макроэкономических проблем.

3. По каким признакам можно определить тип экономической системы?

4. Дайте сравнительную характеристику командной и рыночной экономике.

5. Какими правомочиями наделен частный собственник?

6. Какие функции выполняет рынок?

7. Зачем экономической системе государство?

Упражнение 1.

История экономической мысли в России.

Пробуждение экономической мысли в России тесно связано с образованием всероссийского рынка и возникновением мануфактур в ХVII веке. В таблице 4.2. представлены основные разработки в области экономики, осуществленные российскими учеными

Таблица 4.2.Выдающиеся российские экономисты ХVII-ХХ вв

Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605-1680) Отрицал чисто фискальное понимание экономической роли государства. Поддерживал торговлю как важнейший источник доходов государства и как отрасль, играющую важную роль в жизни народа.
Иван Тихонович Посошков (1652-1726) Утверждал, что для обогащения государства и народа необходимо привлечь к трудовой деятельности все трудоспособное население. Каждый труженик должен производить больше, чем необходимо для его собственного потребления, то есть работать прибыльно, рентабельно. Призывал вывозить из России не сырье, а промышленные товары, не ввозить из-за границы продукцию, которую Россия способна производить самостоятельно, призывал соблюдать баланс экспорта и импорта. Государство должно поддерживать мелких промышленников, должно выдавать им ссуды на льготных условиях. Посошков предложил чрезвычайно смелый принцип «всеобщности налогов», при котором, налогами должны облагаться все, кроме духовенства и налог на землю должен зависеть от размера землевладения.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) Видел богатство страны в изобилии предметов потребления, то есть в уровне благосостояния народа, удовлетворения материальных потребностей. Он защищал развитие торговли, считал, что основой внутреннего богатства России является развитие горнорудной промышленности.
Николай Семенович Мордвинов (1754-1845) Предлагал в качестве фактора роста богатства, благосостояния и силы России способствовать росту населения России. Источником богатства он считал труд, повышение производительности труда во всех отраслях народного хозяйства, а не в отдельной отрасли. Мордвинов доказывал, что государство обязано помогать промышленности, торговле и сельскому хозяйству, и считал, что для накопления капитала следует ограничить роскошь в жизни дворян.
Иван Андреевич Третьяков (1735-1776) Основой богатства страны считал труд в производственной сфере. Деньги относил к мертвым сокровищам, которые не могут обогатить страну. Доказывал, что потреблять нужно столько, сколько зарабатываешь, в противном случае человек нищает. Государство должно утвердить право собственности каждого гражданина – тогда человек будет заинтересован в преумножении своей собственности и заботе о ней, что неизбежно приведет к приумножению общего богатства страны.
Яков Иванович Козельский (1726-1784) Писал о том, что трудолюбие, а не золото и серебро создают богатства в стране. Осуждал роскошь одних за счет нищенства других. Предлагал иметь накопления на будущие времена для нормального развития страны.
Иван Иванович Пестель (1793-1826) Отрицал утверждения некоторых европейских экономистов о том, что сосредоточение крупных богатств в немногих руках – признак народного благосостояния. Утверждал, что каждому следует предоставить право собственного выбора заниматься той деятельностью, которая ему выгодна и приносит прибыль. Источник богатства страны – свобода выбора, право собственности, труд «на себя».
Александр Александрович Чупров (1874-1926) Автор работ по проблемам политической экономии, экономической статистики, сельского хозяйства, денежного обращения и цен.
Михаил Иванович Туган-Барановский (1865- 1919) Развивал теорию рынков и кризисов. Социальные основы кооперации. Считал необходимым соединить трудовую теорию стоимости с теорией предельной полезности.
Евгений Александрович Преображенский (1886-1937) Выстраивал теорию социалистического планового хозяйства, сочетая представления о плане и рынке, исходя из возможностей взаимодействия планового и рыночного хозяйства. Развивал концепцию первоначального социалистического накопления, как накопления в руках государства материальных ресурсов главным образом из источников, лежащих вне комплекса государственного хозяйства.
Петр Бернгардович Струве (1870-1944) Утверждал, что Россия будет развиваться так же, как и Западная Европа, призывал признать нашу некультурность и пойти на выучку к капитализму. Полагал, что в ходе эволюции капиталистический строй придет к отрицанию частнокапиталистической основы буржуазного общества, социализм возникнет в недрах капитализма благодаря реформам, развитию экономической и правовой защищенности общества.
Николай Иванович Бухарин (1888-1938) Уделял большое внимание проблеме темпов хозяйственного роста. Утверждал, что путь к социализму лежит через рынок.
Александр Васильевич Чаянов (1888-1937) Работал над проблемами аграрной экономики, отстаивал необходимость кооперации крестьянского хозяйства, развития его в рыночном направлении.
Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938) Проводил исследования в области экономической динамики, конъюнктуры, планирования. Один из создателей теории больших циклов, длинных волн.
Василий Сергеевич Немчинов (1894-1964) Работы в области статистики и математического моделирования экономических процессов.
Леонид Витальевич Канторович (1912-1986) Развитие линейного программирования, имеющего непосредственное приложение к экономике. Заложены основы математической теории оптимального планирования и использования ресурсов.
Василий Леонтьев (1906-1999) Автор метода экономического анализа «затраты-выпуск». Этот метод был использован при построении межотраслевых балансов экономики США. Произведенные по этим балансам расчеты позволяют оценивать прямые и косвенные последствия изменений в масштабах, технологии и структуре производства, в потребительском спросе, внешней торговле, инвестиционной сфере, соотношениях цен и доходов.
Вадим Максимович Гальперин (1933-1999) Основные работы посвящены определению цен на новую технику и анализу различных методов оценки эффективности капитальных вложений.

1. Какие идеи русских экономистов, на ваш взгляд, актуальны сегодня?

Тема 2. Рыночное равновесие. Спрос и предложение. Типы рыночных структур.

Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:

1. В каких случаях принято говорить об изменении величины спроса, а в каких об изменении спроса (об изменении величины предложения и предложения)?

2. Поясните на графическом примере механизм установления равновесной цены.

3. Как при данном спросе повлияет на предложение, равновесный объем рынка и цену того или иного товара каждое из перечисленных событий:

a. Использование новейшей технологии;

b. Повышение цены на сырье;

c. Ожидание снижения цены товара;

d. Увеличение ввозных таможенных пошлин.

4. Как графически можно изобразить спрос и величину спроса? Как соотносятся эти понятия?

5. Представьте, что вы занимаетесь исследованием спроса на туристические поездки из России в Турцию весной 2011 года. Какие факторы могут вызвать изменение существующего спроса?

6. Какая зависимость существует между ценой и величиной предложения? Перечислите факторы, вызывающие сдвиг кривой предложения вверх от первоначального положения.

7. В каком случае можно говорить о равновесной цене на рынке? К чему приводит установление цены выше равновесной?

8. Какие методы неценовой конкуренции вы знаете?

9. Поясните термин «монополистическая конкуренция».

10. Приведите примеры естественной монополии.

11. Перечислите и поясните основные направления антимонопольной политики.

Тесты по теме 2.

Вариант 1.

1. Переменные, определяющие увеличение предложения на выращивание пшеницы:

а) Падение цены на продукт-аналог в производстве (например, снижение цен на рожь);

б) Снижение издержек производства;

в) Субсидии;

г) Благоприятные погодные условия.

2. Когда величина спроса меньше величины предложения, на рынке возникает:

а) Излишек;

б) Дефицит;

в) Равновесие;

г) Снижение цена на данный товар.

3. Домашние хозяйства:

а) выполняют функции потребления товаров и услуг;

б) представляют собой обобщенный элемент потребительской сферы экономики;

в) имеют своей целью максимизацию полезности потребляемых благ;

г) все утверждения являются верными.

4. Характеристиками свободного рыночного хозяйства выступают:

а) неограниченное число участников конкуренции;

б) свободный доступ к рыночной информации;

в) ограниченная роль государства в экономике;

г) все ответы верны.

Вариант 2.

1. Рынок находится в равновесном положении, когда:

а) продавцы и покупатели могут купить и продать по рыночным ценам такое количество товаров, какое пожелают;

б) отсутствует тенденция к изменению цен;

в) объем спроса равен объему предложения;

г) все ответы являются верными.

2. Если государство установит на товар предельную цену на уровне ниже равновесного, то:

а) возникнет дефицит данного товара;

б) образуется излишек товара;

в) установится равновесие на рынке данного товара;

г) производство данного товара прекратиться.

3. В рыночной экономике снижение предложения приведет, как правило, к увеличению:

а) цен

б) сбережений

в) налогов

г) капиталовложений

4. Закон спроса предполагает, что:

а) превышение предложения над спросом вызовет снижение цены;

б) если доходы потребителей растут, они обычно покупают больше товаров;

в) кривая спроса обычно имеет положительный наклон;

г) когда цена товара падает, объем покупок растет.

5. В плановой экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны быть произведены, как правило, решают:

а) производители, желающие получить прибыль;

б) потребители, определяющие спрос на товары и услуги;

в) государственные органы;

г) директора крупных заводов и фабрик.

Вариант 3.

1. Рост цен на материалы, необходимые для производства товара Х, вызовет:

а) сдвиг кривой спроса вверх вправо;

б) сдвиг кривой спроса и кривой предложения вверх;

в) сдвиг кривой предложения вверх влево;

г) сдвиг кривой предложения вниз вправо.

2. Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике:

а) конкуренция;

б) централизованное планирование;

в) частная собственность;

г) свобода предпринимательского выбора.

3. Чем можно объяснить сдвиг кривой спроса на товар Х?

а) предложение товара Х по некоторой причине уменьшилось;

б) цена товара выросла;

в) вкусы потребителей изменились в сторону предпочтения товара Х по сравнению с другими товарами;

г) цена товара Х упала.

4. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-нибудь?

а) потребность;

б) спрос;

в) необходимость;

г) желание.

5. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:

а) спрос равен предложению;

б) цена равна издержкам плюс прибыль;

в) уровень технологии меняется постепенно;

г) объем спроса равен объему предложения.

Тема 3. Домашние хозяйства в системе социально-экономических отношений.

Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:

1. Какие вы знаете показатели уровня жизни населения?

2. Кого мы можем назвать потребителем?

3. Как соотносятся номинальная и реальная заработная плата?

4. Кого в России относят к категории занятых?

5. Что понимается под полной занятостью?

6. Какие отрицательные последствия несет безработица?

Проблемное задание 1.

Уровень образования и размер заработной платы.

Проанализируйте данные, представленные в таблице 1. Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Почему отдельные люди зарабатывают больше чем другие?

2. Оправдано ли такое соотношение?

3. Что вы сами готовы предпринять для повышения вашей будущей заработной платы?

Таблица.4-3.Средняя начисленная заработная плата работников
по уровню образования

 
Все работники 8 694 13 570
в том числе имеющие образование: высшее профессиональное 11 383 17 799
неполное высшее профессиональное 7 785 12 384
среднее профессиональное 7 722 11 830
начальное профессиональное 8 123 12 136
среднее (полное) общее 7 726 11 787
основное общее 6 418 9 992
не имеют основного общего 5 772 8 997
 
Проанализируйте данные, представленные в таблице . Дайте ответы на следующие вопросы: 1. Как соотносятся заработки мужчин и женщин? 2. В каких сферах деятельности заработная плата женщин меньше всего отстает от заработной платы мужчин и почему?    
Таблица 4-4.. Отношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин по обследованным видам экономической деятельности
 
Всего по обследованным видам экономической деятельности 60,7 63,1
Добыча полезных ископаемых 70,2 75,9
Обрабатывающие производства 67,1 67,6
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 80,0 81,2
Строительство 77,0 79,2
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 68,4 68,6
Гостиницы и рестораны 75,4 72,9
Транспорт и связь 70,5 70,0
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 76,9 79,1
научные исследования и разработки 69,3 69,6
Образование 87,1 89,3
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 84,6 85,1
Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта 65,2 63,5
         

Упражнение 1.

Межотраслевая дифференциация заработной платы.

Проанализируйте данные, представленные в таблице. Заполните таблицу до конца. Дайте ответы на следующие вопросы:

1. В каких отраслях среднемесячная заработная плата значительно превышает общероссийский уровень?

2. В каких отраслях среднемесячная заработная плата намного ниже общероссийского уровня?

3. Наметилась ли положительная тенденция по преодолению существенной межотраслевой дифференциации заработной платы в период с января-июля 2008 по январь-июль 2009?

4. Чем обусловлена такая дифференциация заработной платы? К каким последствиям она может привести?

Таблица 4-4

Среднемесячная заработная плата в России в 2009 г.

Январь-июль 2009г.
Рублей в % к
январю-июлю 2008г. Общероссийскому уровню средне- месячной заработной платы
Всего 109,6
в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 115,5  
рыболовство, рыбоводство 119,3  
добыча полезных ископаемых 106,0  
в том числе: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 107,5  
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 100,0  
из нее добыча металлических руд 103,2  
обрабатывающие производства 102,5  
из них: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 111,0  
текстильное и швейное производство 106,4  
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 107,2  
обработка древесины и производство изделий из дерева 100,7  
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 103,8  
в том числе: производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них 107,5  
издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации 102,2  
производство кокса и нефтепродуктов 110,6  
химическое производство 106,5  
производство резиновых и пластмассовых изделий 100,7  
производство прочих неметаллических минеральных продуктов 90,1  
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 95,2  
в том числе: металлургическое производство 96,6  
производство готовых металлических изделий 93,9  
производство машин и оборудования 100,6  
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 104,3  
производство транспортных средств и оборудования 100,4  
прочие производства 99,8  
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 113,1  
из них производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды 112,7  
из них: производство, передача и распределение электроэнергии 111,6  
производство и распределение газообразного топлива 112,0  
строительство 98,1  
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 110,4  
в том числе: торговля автотранспортными средст­вами и мотоциклами, их техниче­ское обслуживание и ремонт 105,2  
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 109,4  
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 113,2  
гостиницы и рестораны 110,0  
транспорт и связь 111,8  
из них: деятельность железнодорожного транспорта 115,9  
транспортирование по трубопроводам 121,4  
связь 108,3  
финансовая деятельность 100,7  
операции с недвижи­мым имуществом, аренда и предо­ставление услуг 110,0  
из них научные исследования и разработки 118,0  
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 113,3  
образование 119,9  
здравоохранение и предоставление социальных услуг 117,1  
предоставление прочих коммуналь­ных, социальных и персональных услуг 116,9  
из них деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта 117,9  

Тема 4. Теория производства. Формы предпринимательства.

Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:

1. Кто выступает субъектами предпринимательской деятельности?

2. Перечислите основные отличительные черты юридического лица. Что подразумевается под учредительными документами?

3. Что подразумевается под капиталом фирмы? Приведите примеры основного и оборотного капитала.

4. Для чего начисляется амортизация?

5. Поясните принципы кредитования.

6. Чем экономические издержки отличаются от бухгалтерских?

7. Как распределяется прибыль фирмы?

8. За счет каких внешних и внутренних источников осуществляется финансирование фирмы?

9. В чем главное отличие коммерческих от некоммерческих организаций?

10. Участники каких предприятий несут полную имущественную ответственность по обязательствам данных предприятий? Что подразумевается под полной имущественной ответственностью?

11. В чем отличие ЗАО от ОАО?

12. В какой организационно-правовой форме создаются предприятия, не наделенные правом собственности на имущество на основе которого осуществляется предпринимательская деятельность?

13. Какие права и обязанности закрепляются за вкладчиками в товариществе на вере?

14. Каков порядок управления акционерным обществом?

Тема 5. Функции государства в экономике.

Вопросы для обсуждения и самостоятельного изучения:

1. Какие элементы в совокупности образуют государственные финансы?

2. За счет каких источников осуществляется покрытие дефицита государственного бюджета?

3. Как соотносятся понятия «налоги», « «налоговая система», «налоговая политика»?

4. Какими налоговыми льготами обладают юридические и физические лица в РФ?

5. Какие меры по борьбе с безработицей, на ваш взгляд, наиболее эффективны?

6. Какие меры антимонопольного регулирования применяются в экономике РФ?

7. С помощью каких инструментов ЦБ может осуществлять антиинфляционную политику государства?

Заполните таблицу и дайте ответы на следующие вопросы:

1. Что выступает основными источниками формирования доходной части государственного бюджета?

2. Какие направления получили наибольшие объемы финансирования в отчетном периоде?

3. Какие статьи расходов вы бы запланировали в рамках государственного бюджета? Как, на ваш взгляд, можно изменить структуру расходов и доходов государственного бюджета?

Таблица 4-6. Консолидированный бюджет РФ
(январь-июль 2009 г.)

Млрд. рублей В % к итогу
Доходы 7353,7
из них: налог на прибыль организаций 758,4  
налог на доходы физических лиц 932,3  
налоги и взносы на социальные нужды 1242,6  
из них единый социальный налог 476,6  
налог на добавленную стоимость: на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 675,9  
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 468,8  
акцизы по подакцизным товарам (продукции):    
производимым на территории Российской Федерации 182,1  
ввозимым на территорию Российской Федерации 9,9  
налоги на совокупный доход 123,6  
налоги на имущество 365,5  
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 527,3  
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 2,0  
доходы от внешнеэкономической деятельности 1157,7  
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 476,5  
платежи при пользовании природными ресурсами 53,4  
безвозмездные поступления 106,2  
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 37,8  
Расходы 7929,1
из них на: общегосударственные вопросы 682,1  
из них на обслуживание государственного и муниципального долга 132,7  
национальную оборону 612,8  
национальную безопасность и правоохранительную деятельность 642,5  
национальную экономику 1245,2  
из нее на: топливно-энергетический комплекс 22,8  
сельское хозяйство и рыболовство 148,0  
транспорт 153,4  
дорожное хозяйство 262,8  
связь и информатику 19,7  
прикладные научные исследования в области национальной экономики 56,4  
другие вопросы в области национальной экономики 507,2  
жилищно-коммунальное хозяйство 417,5  
социально-культурные мероприятия 4314,9  

Наши рекомендации