Бюджетный дефицит и государственный долг. Способы погашения.
Государственный долг — общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме бюджетных дефицитов.
Внутренний государственный долг — задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны.
Внешний долг — задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.
Частный долг — общий размер задолженности не государственного сектора владельцам частных ценных бумаг.
Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами.
Есть всего три способа решения проблемы бюджетного дефицита.
Эмиссия денег, т.е. их выпуск в обращение, чтобы перекрыть недостающую сумму. Коварство денежной эмиссии состоит в том, что ее следствием обычно является инфляция со всеми ее бедами как для населения, так и для народного хозяйства.
Внутренние или внешние займы. Этот способ не столь болезненный, как первый. По этому пути обычно идут развитые рыночные страны, Но и у этого способа есть минусы: необходимость возвращать долг, выплачивать проценты.
Реализация части государственного имущества ради покрытия дефицита, (когда дефицит носит разовый характер), но при этом теряется часть национального имущества, находящаяся в собственности государства.
Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются:
- увеличение государственных расходов в военное время;
- циклически спады и встроенные стабилизаторы экономики;
- сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без соответствующей корректировки государственных расходов).
Первичный дефицит это разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат.
Увеличение налогов, как условие обслуживания растущего долга, может привести к снижению стимулов к труду, к инвестированию и инновациям. Поэтому существование большого государственного долга косвенно ограничивает возможности экономического роста. Чтобы избежать такого положения правительство может рефинансировать долг, т.е. выпустить новый государственный заем и использовать выручку для выплаты процентов по “старым “ долгам.
Широкомасштабным явлением в настоящее время стала реструктуризация долга, при которой условия его обслуживания (процент, сумма, сроки начала возврата) пересматриваются. Реструктуризация имеет место, когда страна не может осуществлять выплаты в соответствии с первоначальными соглашениями о предоставлении займа.
Механизмы сокращения внешней задолженности следующие:
Выкуп долга – предоставление стране-должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг.
Обмен долга на акционерный капитал (СВОП) – предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций.
Замена существующих долговых обязательств новыми (в национальной или иностранной валюте).
Фискальная политика
Фискальная политика — совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию экономики с помощью налоговых и бюджетных инструментов.
Различают фискальную политику 2-х типов:
дискреционная: государство изменяет ставку налога и размер государственных расходов в зависимости от фазы экономического цикла. В период спада налоговая ставка повышается.
автоматических (встроенных) стабилизаторов (дискреционная).
Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения.
Фискальная политика различается на разных фазах цикла. Например, при кризисе проводится политика экономического роста: для увеличения объема ВНП расширяются государственные расходы, снижаются налоги. Когда происходит рост производства, вызванный избыточным спросом, то правительство проводит политику сдерживания деловой активности – сокращает государственные расходы, увеличивает налоги. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.
Автоматический стабилизатор — это экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла.
Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.
На фазе подъема доходы фирм и населения растут. Но при прогрессивном налогообложении ещё быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Стало быть, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иных социальные расходы государства. В итоге, снижается совокупный спрос, и это сдерживает экономический рост.
На фазе спада налоговые поступления автоматически уменьшаются, а тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательская способность населения, что помогает преодолению спада экономики.
56) Налоги, их функции. Виды налогов. Принципы налогооблажения. Кривая Лаффера.
Налоги — это обязательные безвозмездные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.
Типичная классификация налогов и обязательных платежей может быть выражена схемой.
Налоги разделяют на прямые и косвенные.
Прямые — это налоги на доход или имущество налогоплательщика.
Косвенные — это налоги, взимаемые с товаров и услуг. Их косвенный характер проявляется в том, что они уплачиваются не всеми гражданами и организациями, а лишь теми, кто покупает облагаемые налогом товары и услуги. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, таможенные пошлины.
– В зависимости от характера ставок различают:
регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги.
После взимания регрессивных налогов степень неравенства увеличивается, так как налоговая ставка падает с ростом дохода. Пропорциональный налог предполагает одинаковую ставку для любого уровня дохода, что не изменяет степень неравенства после взимания налогов. При прогрессивном налогообложении с ростом дохода налоговая ставка увеличивается и степень неравенства сокращается.
– В зависимости от органов власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
Между налоговой ставкой и налог. поступлениями существует зависимость, описыв. кривой Лаффера:
Налоги выполняют три важнейших функции.
1) фискальная — обеспечивают финансирование государственных расходов.
2) социальная — поддерживают социальное равновесие путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
3) регулирующая — осуществляют государственное регулирование экономики, воздействуют на формирование важнейших народнохозяйственных пропорций.
Принципы налогового обложения: однократность обложения;возможность уплаты (тот, кто может, тот и платит);гибкость;простота уплат (нет проблем с уплатой).
Субъекты налоговой системы: физические лица; юридические лица.
Объекты налогообложения: доходы;налоги
Способы изъятия:
а) до получения дохода (подоходный налог);
б) после получения дохода (косвенные налоги);
в) по декларации;
г) кадастровый (налог на землю) — зависит от вида и места расположения земли.
57) Социальная политика государства. Виды доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни.
Социальная политика государства — направлена на обеспечение благами населения.
политика доходов — меры по снижению степени дифференциации налогов и формирование среднего класса.
В макроэкономике используется термин "национальный доход", включающий сумму всех доходов в экономике страны (в том числе прибыли фирм), за исключением трансфертных платежей (пособия по безработице, пенсии по старости и т. д.). С точки зрения домашнего хозяйства любые деньги, полученные им и идущие на удовлетворение его потребностей, считаются доходом (выручены ли они от продажи факторов производства или получены в форме пенсии по старости, пособия по безработице либо другого вида социального страхования). Именно такой доход — важный фактор, определяющий покупательную способность, социальную обеспеченность и благосостояние граждан.
Однако следует различать два вида дохода: номинальный и реальный. Величина дохода, оцениваемая в деньгах, представляет номинальный доход. Денежный доход с поправкой на изменение уровня цен называется реальным доходом. Такой доход можно рассчитать путем деления номинального дохода на общий уровень цен покупаемых на полученные деньги товаров и услуг.
Важной социально-экономической проблемой является распределение доходов. Оно подразделяется на функциональное и персональное.
Функциональное распределение дохода характеризует распределение совокупного дохода общества между факторами производства. Функциональное распределение дохода свидетельствует о том, какая доля национального дохода принадлежит соответствующим факторам производства. В результате функционального распределения дохода формируются такие первичные доходы, как заработная плата, процент, рента, предпринимательская прибыль.
В рыночном обществе отдельные лица и семьи могут владеть разными производственными факторами и получать доходы из нескольких источников. В результате кроме функционального выделяют еще персональное распределение национального дохода, т. е. распределение дохода по его величине между семьями. Персональное распределение дохода может характеризоваться значительнойнеравномерностью, причем за последнее десятилетие в большинстве стран наблюдалась общая тенденция увеличения неравенства доходов.
Причины этого явления:
а) снижение ставок подоходного налогообложения для высокооплачив. категорий граждан;
б) значительное увеличение численности рабочей силы за счет низкоквалифицир. работников;
в) усиление конкуренции с импортными товарами, которое привело к резкому сокращению спроса на менее квалифицированную, но лучше оплачиваемую рабочую силу в ряде отраслей (автомобильная, сталелитейная, химическая), и, как следствие, — снижение средней заработной платы менее квалифицированных рабочих;
г) рост спроса на высококвалифицированную рабочую силу в таких секторах экономики, как консалтинг, биотехнологии, здравоохранение, программирование.
Оценить степень дифференциации доходов можно с помощью 2-х показателей:
– кривая Лоренца
Степень неравенства в распределении доходов измеряется на основе методологии Парето–Лоренца–Джини. Исходя из распределения дохода по его величине можно построить кривую, которую называют кривой концентрации или кривой Лоренца, позволяющую судить об уровне неравенства.
Каждая точка кривой Лоренца показывает, какую долю в суммарном доходе имеет то или иное число семей с определенным уровнем дохода. Если бы все семьи имели одинаковый уровень дохода и, таким образом, 20% семей с низшим уровнем дохода получали бы 20% совокупного дохода, 40% семей — 40% совокупного дохода и т. д., то в распределении дохода наблюдалось бы абсолютное равенство и кривая Лоренца совпала бы с биссектрисой. Чем больше область ОАВЕ, тем выше неравенство.
– коэффициент Джини
Количественно степень неравенства в распределении дохода можно выразить с помощью коэффициента Джини (КДж):
58) Мировая торговля: выгода, проблемы, тенденции.
Международная (мировая) торговля представляет собой процесс купли-продажи товаров и услуг, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Весьма часто под международной торговлей подразумевают только торговлю товарами.
Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, сумма которых называется товарооборотом, а соотношение между ними — торговым балансом.
Выгоды международной торговли заключаются:
1. Способствует обновлению основного капитала и созданию новых отраслей экономики. Появляется возможность производить больше товаров с меньшими затратами и предлагать их потребителям по более низким ценам.
2. Возросшие объемы производства приводят к существенному росту спроса на сырьевые ресурсы.
3. Увеличению спроса на потребительские товары, в следствии возникновения и развития культуры потребления и роста уровня жизни населения (особенно в индустриальных странах).
4. Развитие транспорта: наземного, авто, морского.
5. Активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке.
6. Философия свободной торговли.
Международная торговля приводит к следующим последствиям:
- возрастание роли экологических аспектов продукции мирового товарооборота;
- быстрый рост торговли между развивающимися странами (экспортная экспансия НИС);
- рост объемов рынка услуг, особенно в экспорте индустриальных стран;
- увеличение объемов внутриотраслевой торговли между развитыми странами и т.д.
- повышение роли внешнего фактора в деятельности предприятий и фирм
- развитие научно-технического прогресса, с одной стороны, позволяет осуществить доступ к информации, быстро и с наименьшими затратами заключить контракт, а с другой стороны, является одним из факторов взаимозависимости стран.
- договоренность о мерах регулирования торговли и движения капиталов.
Внешняя торговля является основной формой мировых хозяйственных связей. По динамике и стоимостным показателям она опережает рост мирового производства, движение капиталов и другие виды внешнеэкономических связей, что является одной из важнейших характеристик современной мировой экономики. Темпы прироста международных экспортно-импортных операций превышают темпы роста основных сегментов мирового производства, в т.ч. промышленных товаров, минерального сырья и сельскохозяйственной продукции.
Повышение значения торговли в мировой экономике, а также ее интенсивное развитие обусловлены объективным процессом глобализации и усилением взаимозависимости большинства стран мира. Интенсификации мирового товарообмена способствовал значительный прогресс в развитии международного разделения труда.
В сфере торгового обмена международные режимы и многосторонние соглашения вырабатывались в рамках ВТО - международной организации, действовавшей на базе многостороннего договора, устанавливающей принципы и правила мировой торговли. Деятельность ВТО направлена на либерализацию экспортно-импортных операций и, в частности, на снижение и ликвидацию тарифных и нетарифных барьеров.
Дальнейшему увеличению международного товарообмена способствовали значительная либерализация внешнеторговой политики развивающихся стран, расширение масштабов торговли между ними и, кроме того, сохранение благоприятной конъюнктуры на рынках промышленной продукции во многих развивающихся и новых индустриальных странах. Существенное значение имела также революция в области информационных технологий и средств телекоммуникаций. Стоимость экспорта офисного и телекоммуникационного оборудования с начала 1990-х гг. практически удвоилась и достигла в 1998 г. почти 15% общей стоимости мировой торговли.
Важным фактором роста мировой торговли является существенный рост реэкспорта промышленных товаров, изготовленных в развивающихся странах с использованием компонентов и материалов, импортируемых в соответствии системами торговых соглашений.
В последние годы произошли существенные изменения в структуре мировой торговли. В частности, значительно возросла доля услуг средств связи и информационных технологий, в то же время сокращается доля торговли сырьевыми товарами и сельскохозяйственной продукцией.
Определенные изменения происходят и в географическом распределении мировой торговли. Постепенно растет торговля развивающихся стран, но особенно быстрыми темпами увеличиваются объемы товаропотоков из новых индустриальных стран.
Среди стран с переходной экономикой более динамично развивается внешняя торговля Китая, что позволило стране войти в десятку крупнейших торговых держав мира.
Вместе с тем по-прежнему значительная часть мирового товарооборота - около трети мировых экспортно-импортных операций - приходится на ведущие промышленно развитые страны (США, Германию и Японию). В число крупнейших торговых стран мира входят Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Бельгия.