Бюджетный дефицит и государственный долг.
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого являются государство (в лице соответствующих органов власти) и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).
Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.
В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение, они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач и т.п.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально - культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.
Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется чертами, которые присущи финансам в целом, но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:
- с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;
- пропорции бюджетного перераспределения по стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
- область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.
Взгляд на бюджет как на экономическую категорию не сразу получил свое признание. Лишь в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой государственный бюджет с позиций экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план.
Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны развитыми странами в начале XX века. Они следующие:
Принцип единства - сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства, существование единообразия финансовых документов и бюджетной классификации.
Принцип полноты - учет всех затрат и всех поступлений по каждой статье бюджета.
Принцип реальности - правдивое отражение доходов и расходов государства.
Принцип гласности - обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.
Структура расходов и доходов госбюджета в развитых странах представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Расходы | Доходы |
1. Социально-культурные программы 2. Расходы на национальную оборону 3. Выплата процентов по государственному долгу 4. Расходы на хозяйственные нужды 5. Затраты на фундаментальную науку 6. Затраты на охрану природы 7. Затраты на поддержку сельского хозяйства и т.д. | 1. Налоги 2. Неналоговые поступления · Доходы от государственной собственности · Доходы от государственных предприятий · Доходы от государственной торговли (в том числе внешней) 3. Займы в форме государственных облигаций 4. Эмиссия бумажных денег и т.д. |
Если расходы правительства равны его доходам, то бюджет называетсясбалансированным. Однако в большинстве стран, в том числе и в России, расходы правительства намного превышают его доходы. Величина, на которую расходы государственного бюджета превышают его доходы, называетсядефицитом. Величина, на которую доходы государственного бюджета превышают его расходы, называется профицитом.
Бюджетный дефицит может быть заранее запланирован, что должно быть отражено в проекте подготовленного бюджета, или по тем или иным причинам может возникнуть в ходе его реализации. И эту разницу, как правило, необходимо покрывать за счет дополнительных ресурсов.
Бюджетный дефицит РФ в 1999 г. достиг 25% расходов. Невыполнение поступлений в доходную часть бюджета сопровождается недофинансированием всех статей расходной части бюджета, нарастанием лавины неплатежей, прекращением помощи регионам, свертываем социальных программ.
Способы финансирования бюджетных дефицитов представлены на схеме:
Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию.
У федерального бюджета - 2001 года по меньшей мере два преимущества. Первое - бездефицитность. Минфин так составил бюджет, что в нем есть рост и доходов, и расходов, и первичного профицита. А к последнему показателю особенно неравнодушен МВФ.
Второе - новая налоговая система - облегчает налоговое бремя для предприятий. Стало быть, отечественные производители, по идее, начнут вкладывать сэкономленные средства в расширение производства, а, следовательно, будет и рост.
ВВП, млрд.руб. | ||
Инфляция | 18% | 12% |
Доходы бюджета, млрд.руб. | 797,2 | 1193,5 |
Расходы бюджета, млрд.руб. | 885,07 | 1193,5 |
Размер дифицита бюджета, млрд.руб. | 57,85 | - |
Первичный профицит % ВВП | 3,18 | |
Курс рубля к доллару |
(См.: Экономика и жизнь, №48, 2000)
Общая сумма накопленных за все годы бюджетных дефицитов составляет государственный долг. Различают внутренний и внешний государственный долг.
Внутренний долг - это задолженность правительства населению и юридическим лицам своей страны. Он образуется, как правило: за счет внутренних займов у населения (по облигациям, распространяемых среди населения и юридических лиц), а также за счет выпуска государственных краткосрочных или долгосрочных казначейских обязательств, которые распространяются среди юридических лиц или населения и приносят доход владельцам в процентном суммарном выражении от их номинальной стоимости. Государство обязано их выкупать.
Выплачиваемые проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок за кредит Центрального банка или процентов по депозитам населения, а также от эффективности денежно-кредитной политики и темпов инфляции в стране.
У государства одновременно могут быть и внешние долги за счет получения в конвертируемой валюте иностранных займов у правительств или коммерческих банков других стран, а также возможной реализации за рубежом своих долговых обязательств.
Внешний долг - задолженность государства гражданам или организациям других стран.
В 2000 году внешний долг России иностранным государствам и коммерческим банкам составлял около 160 млрд. долл. или чуть больше 1 тыс.долл на каждого жителя, включая грудных младенцев (для сравнения в 1991 году Россия имела 80 млрд долл. Внешнего долга).
Уровень государственной задолженности в целом, как правило, определяется в процентном отношении к ее валовому внутреннему
продукту. По различным подсчетам, в нашей стране он составляет порядка 30%. И это в условиях, что ежегодно дефицит федерального бюджета в денежном выражении растет.
Пути решения проблемы внешнего долга - это его реструктуризация, отсрочка платежей и новые иностранные займы. Для этого Россия ведет переговоры с Лондонским и Парижским клубами кредиторов. В первую очередь предстоит урегулировать ту часть долга, которая перешла к России от бывшего СССР.
В то же время многие иностранные государства и страны - члены СНГ, в свою очередь, должны России. Например, задолженность, перешедшая от СССР, составляет 94 млрд. долл. Основные должники - Куба, Монголия, Вьетнам, Индия, Сирия, Ливан, Афганистан, Ирак. К сожалению, следует констатировать, что основную часть этого долга вернуть вряд ли удастся.
Есть еще один аспект этой проблемы. По различным оценкам, сумма валютных средств, принадлежащих российским предпринимателям, незаконно вывезенная за рубеж и находящаяся в зарубежных банках составляет 100-150 млрд. долл. Возвращение этих денег в Россию могло бы помочь решению многих экономических проблем.