Описание последовательности действий или сценарий изучения дисциплины
Этап I. Подготовка.
Для эффективного усвоения курса «Макроэкономика» как особого раздела экономической теории студентам необходимо вспомнить сущность основных категорий, изучаемых ОЭТ, причинно-следственные связи экономических явлений, чтобы на этой основе лучше понять функциональные взаимосвязи на уровне всей национальной экономики. Следует также освежить в памяти знания микроэкономики, так как современная макроэкономика в качестве своего фундамента использует теоретические основы микроэкономики, изучающей индивидуальные решения фирм и домохозяйств и процесс их взаимодействия на рынках. Необходимый уровень математической подготовки в основном ограничивается знанием основ алгебры, особенно умением оперировать с линейными уравнениями, а также использованием основ дифференциального исчисления.
Так как курс макроэкономики построен на основе нескольких переводных и отечественных учебников, студентам желательно иметь у себя основные материалы из списка рекомендованной литературы, изданные кафедрой учебно-методические пособия и сборники тестов и задач.
Этап II. Процесс обучения.
В ходе учебы студент обязан активно использовать все формы обучения – посещать лекции и семинарские занятия, получать консультации преподавателя и выполнять самостоятельную работу.
Процесс изучения дисциплины включает в себя
1. Работу под руководством преподавателя (лекции, семинарские занятия, консультации преподавателя по подготовке докладов, решению задач и выполнению аналитических разработок, консультации преподавателя по вопросам, в которых студент не смог разобраться самостоятельно и консультацию преподавателя перед экзаменом).
2. Самостоятельную работу студента (проработка текстов лекций, подготовка к семинарским занятиям, самостоятельный поиск и изучение фундаментальной и современной научной литературы, написание докладов, анализ и обработка статистических данных при выполнении аналитической работы по одной из рекомендованных преподавателем макроэкономических проблем, а также подготовка к сдаче экзамена и зачета).
Алгоритм подготовки студентов при изучении дисциплины «Макроэкономика».
1. Посещение лекций. Лекции – это систематическое устное изложение учебного материала. На них студент получает основной объем информации по каждой конкретной теме. Лекции обычно носят проблемный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов. Знакомя студентов с разными методологическими подходами к анализу экономических явлений, которые используются представителями различных школ макроэкономики, они призваны способствовать формированию навыков самостоятельной работы с научной литературой.
Предполагается, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой. Часто студентам трудно разобраться с дискуссионными вопросами, дать однозначный ответ. Преподаватель, сравнивая различные точки зрения, излагает свой взгляд и нацеливает студентов на дальнейшие исследования и поиск научных решений. После лекции желательно вечером перечитать и закрепить полученную информацию, тогда эффективность ее усвоения значительно возрастает.
2. Семинарские занятия. Эти занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки, определяются преподавателем, ведущим занятия.
На семинаре студенты под руководством преподавателя обсуждают дискуссионные вопросы, заслушивают доклады, проводят деловые игры, решают задачи, отвечают на вопросы тестов, закрепляя приобретенные знания. Для успешного проведения семинара студенту следует тщательно подготовиться. Основной формой подготовки студентов к семинарским занятиям является самостоятельная работа с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными, информацией о социально-экономических событиях в России.
Изучив конкретную тему, студент может определить, насколько хорошо он в ней разобрался. Если какие-то моменты остались непонятными, целесообразно составить список вопросов и на семинарском занятии задать их преподавателю. На семинарах студент набирает баллы по текущей успеваемости в рамках модульного обучения, поэтому важно проявить себя с лучшей стороны. Семинар предоставляет студенту возможность творчески раскрыться, проявить инициативу и развить навыки публичного ведения дискуссий и общения.
3. Самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает изучение учебной и научной литературы, материалов лекций, литературы, систематизацию прочитанного материала, подготовку сообщений и докладов, решение задач, написание домашней работы, работу со статистическим материалом, выполнение аналитических разработок, подготовку к научной студенческой конференции.
3.1. Выполнение письменной самостоятельной работы. По определенным темам преподаватель может задавать студентам на дом письменную самостоятельную работу. Обычно она выполняется занятий в отдельной тетради и может включать в себя самостоятельное решение задач и тестов, поиск ответов на дискуссионные вопросы. Выполнение такой работы рекомендуется начинать после того, как студент прослушал лекцию и посетил семинарское занятие, изучил рекомендуемую литературу и разобрался в материале.
В течении года выполняется не менее 3-х письменных работ ( 1 по каждому модулю). Для допуска к экзамену каждому студенту необходимо получить зачет за все работы. Студенты, не выполнившие домашние задания в установленный срок, должны обязательно отработать все задания. Зачет и экзамен у таких студентов принимаются, как правило, в период дополнительной сессии.
На каждого студента (на бумажном или электронном носителе) заводится лист учета, в котором фиксируется его письменная самостоятельная работа по курсу макроэкономики. Лист готовит сам студент. Образец оформления листа приведен в Приложении 2. В Приложении 3 приведен образец для оформления титульного листа письменной самостоятельной работы.
3.2. Выполнение аналитических работ. Этот вид самостоятельной работы нужен для того, чтобы студент научился:
- осуществлять поиск дополнительной литературы и статистики по выбранной теме и работать с ней;
- кратко и логично излагать, анализировать и обобщать прочитанный материал;
- на основе сравнительного анализа различных теоретических подходов формировать свою точку зрения по рассматриваемым вопросам,
- использовать теоретические концепции, макроэкономические модели и функциональные зависимости для исследования особенностей и закономерностей функционирования реальной экономики, оценки ожидаемых последствий тех или иных политических мер, используемых правительством для решения конкретных проблем.
3.3. Подготовка к докладу. Доклад готовится по определенной теме, под руководством преподавателя, с использованием дополнительной литературы. Доклады заслушиваются на семинарских занятиях. Лучшие доклады могут быть представлены на ежегодной апрельской конференции по рекомендации преподавателя.
Этап III. Подготовка к экзамену(контрольной работе, зачету).
Основная задача на этом этапе – сформировать целостное представление о макроэкономике как составной части основного направления современной экономической теории: установить взаимосвязи и иерархию отдельных тем курса, понять, в какой последовательности и посредством каких инструментов экономического анализа раскрывается содержание каждой темы. Для студентов, набравших необходимый зачетный минимум по I и II модулям и успешно защитившим свои аналитические разработки, экзамен по макроэкономике проводится в устной форме по основным вопросам 5 последних тем курса, входящих в модуль III. Кроме основных вопросов, студентам могут быть заданы дополнительные вопросы по всем темам курса макроэкономики, с помощью которых преподаватель оценивает понимание студентами всей дисциплины в целом. Студенты, не защитившие аналитическую работу или не сдавшие зачет в зимнюю сессию, к экзамену не допускаются. Студенты, не набравшие необходимый зачетный минимум при выполнении самостоятельных письменных работ или контрольной работы по модулю II, сдают экзамен по контрольным вопросам, охватывающим все темы курса, а в случае наличия соответствующей задолженности решают задачи непосредственно на экзамене.
Для приобретения хороших знаний и высокой оценки по дисциплине студентам необходимо выполнять все виды работ своевременно в течении года, поскольку итоговая оценка их деятельности складывается на основе суммы баллов, полученных в процессе всего обучения.