Бюджет России: отказ от модернизации и сырьевая архаизация
Насколько можно судить, одобренный Госдумой и подписанный президентом России бюджет на 2012-2014гг. является бюджетом финансовых спекулянтов и силовых структур, а также особо приближенных к олимпийским стройкам чиновников. По-крайней мере, именно об этом свидетельствует резкий скачок расходов на обслуживание государственного долга на 83%, а также на национальную оборону и безопасность на 80% и 62% соответственно. При этом ключевые направления деятельности государства, от поддержки которых напрямую зависит развитие научно-технического, человеческого и производственного потенциала страны, уже в ближайшее время столкнутся с урезанием финансирования на 25-75%.
Так, по итогам 2011-2014г. расходы федерального бюджета на обслуживание государственного долга вырастут с 350 до 640 млрд. рублей (с 0,6% до 0,9% ВВП), финансирование ВПК вырастет с 1,53 до 2,75 трлн. рублей (с 2,8% до 3,9% ВВП), а затраты на правоохранительные органы подскочат с 1,22 до 1,99 трлн. рублей (с 2,3% до 2,8%).
Уже через 3 года только на уплату долгов и финансирование силовых ведомств будет тратиться более 37,6% всех расходов федерального бюджета. При этом удельный вес затрат на науку и образование подлежит сокращению с 5% до 3,2% расходной части бюджета, на медицину и здравоохранение с 4,2% до 3,2%, на поддержку экономики с 16,6% до 11,5%, на ЖКХ с 2,1% до 0,4%, на спорт с 0,3% до 0,1% и т.д.
И если практически двукратный рост расходов на вооружённые силы и силовые структуры можно объяснить необходимостью возрождения российского ВПК после развала предыдущих 20-ти лет, то дать адекватное объяснение практически двукратному наращиванию государственных заимствований и расходам на их обслуживание просто не получается.
Однако в условиях, когда сам президент Медведев лично вынужден был признать, что «нецелевым» образом в сфере государственного оборонного заказа расходуется порядка 1 трлн. рублей, выделение триллионов рублей без реальной борьбы коррупцией в высших эшелонах власти просто-напросто увеличит масштабы воровства и вывода капитала.
На самом деле, совершенно не понятно, с каким дефицитом государственного бюджета наши финансовые власти ведут столь активную борьбу. По итогам первых 10-ти месяцев 2011г. совокупный профицит превысил отметку в 2,5% ВВП и даже по самым пессимистичным прогноза и.о. главы Минфина Антона Силуанова не упадёт ниже 0,5% ВВП. При этом вопросы вызывает то, куда можно успеть потратить за 2 оставшихся месяца накопленные 2% ВВП профицита, что превышает 1 трлн. рублей. В любом случае, прозрачность «освоения бюджетных средств» будет оставлять желать лучшего.
Ещё больше недоумений вызывает беспрецедентный с 1998г. рост государственных заимствований с 500 млрд. до 2 трлн. рублей, на обслуживание платежей по которым, согласно предлагаемому бюджету, мы будем вынуждены платить более 640 млрд. руб. уже в 2014г. Это более 10% прогнозируемого ВВП России и почти в 1,2 раза больше расходов правительства на образование и здравоохранение по отдельности.
При этом уже сейчас на счетах правительства в Банке России и коммерческих банках без дела лежит более 6,5 трлн. рублей, что превышает половину суммарных расходов федерального бюджета на текущий 2011 год. При наличии желания на эти деньги можно было бы построить новую России, возродить промышленность, вывести из депрессивного состоянии сельское хозяйство и не на словах, а на деле провести масштабную модернизацию страны.
Однако эти деньги вложены в ценные бумаги США и Европы, на которые российские налогоплательщики, по сути, финансируют модернизацию в зарубежных странах и кредитуют стратегических конкурентов России. По сути дела, сложилась парадоксальная ситуация, при которой чем больше налогов и сборов уплачивают отечественные компании, тем в большей степени они помогают зарубежным ТНК и глобальным корпорациям, с которыми они вынуждены конкурировать на российском и мировом рынке.
Совершенно непонятно, каким образом можно достичь развития научно-технического потенциала страны и повысить долю наукоёмкого производства в ВВП, если расходы государства на образование в ближайшие 3 года даже без учёта инфляции снизятся на 15,4% (с 552 до 467 млрд. рублей), на здравоохранение на 4,7% (с 466 до 455 млрд. рублей), на культуру и кинематографию на 13% (с 87,6 до 76,4 млрд. рублей), а на спорт и того более чем на 42% (с 42 до 24,4 млрд. рублей).
В реальном выражении, т.е. с учётом накопленной за ближайшие 3 года инфляции, можно смело говорить о том, что финансирование науки, образования, медицины и спорта сократится более чем на 25-40%.
Столь резкого урезания бюджетных расходов на финансирование базовых направлений деятельности государства, от которых зависит развитие научно-технического потенциала страны, качество рабочей силы и, в конечном итоге, жизнеспособность страны в условиях нарастающей глобальной конкуренции, в России не наблюдалось с конца 1990-х гг.
Согласно предложенному правительством бюджету, по итогам 2011-2014гг. расходы государства на образование и науку сократятся с 1% ВВП до 0,66% ВВП, на здравоохранение и медицину с 0,87% до 0,63% ВВП, на развитие физкультуры и спорта с мизерных 0,08% до 0,03% ВВП, на культуру и кинематографию с 0,16% до 0,1% ВВП.
Крайне серьёзные опасения вызывает резкое урезание расходов на поддержку экономики по итогам ближайших 3-х лет более чем 10%, а с учётом инфляции и вовсе на 35-40%. В относительном выражении расходы на развитие национальной экономики и вовсе подлежат сокращению с 3,44% до 2,34% ВВП, что в условиях нарастающей экономической стагнации в стране и мире грозит обернуться спадом российской экономики и промышленности уже в 2012г.
Не меньше вопросов связано с сокращением расходов на финансирование ЖКХ на 75% с 232 до 86 млрд. рублей или с 0,4% до 0,08% ВВП, что в условиях запредельно высокой степени износа жилищной инфраструктуры и коммунальных сетей (75-85%) неминуемо приведёт к росту ветхого жилья и авариям в системе ЖКХ. Судя по всему, уже в ближайшие несколько отопительных сезонов мы рискуем столкнуться с лавинообразным ростом техногенных аварий в теплосетях, обусловленных чрезмерным износом основных фондов.
В условиях, когда только по официальной статистике порядка 12% жилищного фонда страны относится к ветхому жилью, а по независимым оценкам его доля приближается к 35-40%, 4-х кратное сокращение государственных расходов на ЖКХ спровоцирует ещё большее ухудшение ситуации в данной области. И это происходит в условиях, когда более 50 млн. человек нуждаются в улучшении своих жилищных условий, а 70% граждан страны не могут его себе позволить даже с учётом ипотеки.
И в этой ситуации колоссального социально-экономического расслоения, когда по независимым оценкам более 40% населения страны находится за чертой бедности, а только официальные доходы от трудовой деятельности 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан различаются в 25-50 раз (в зависимости от методики расчётов), предлагается масштабное урезание расходов на поддержку социально необеспеченных слоёв населения.
На чрезмерно низком уровне планируется сохранение расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (9 млрд. рублей), на социальную поддержку детей-сирот (6,8 млрд. рублей) и обеспечение беспризорных детей жильём (6,2 млрд. рублей), на финансирование помощи ветеранам ВОВ (700 млн. рублей) и т.д.
При этом суммарные расходы на обеспечение ветеранов ВОВ и инвалидов жильём и вовсе подлежат сокращению в 6,3 раза – с 28,1 до 4,4 млрд. рублей, что в свете бедственного положения подавляющей части ветеранов и инвалидов выглядит изощрённой формой издевательства.
Столь масштабного урезания финансирования программ материальной поддержки инвалидов, ветеранов ВОВ, беспризорных детей и прочих социально незащищённых категорий граждан Россия не видела с эпохи «либеральных преобразований», закончившихся для страны социальной катастрофой, валютно-финансовым и экономическим кризисом, погромом промышленности, демографическим провалом и 10-ти кратным ростом бедности.
Однако, несмотря на заявленные опасения по поводу избыточных расходов на социальную сферу, правительство полным ходом продолжает реализовывать целый ряд дорогостоящих и крайне корупциогенных «имиджевых» проектов: Саммит АТЭС-2012г., Универсиада в Казани-2013г., Олимпиада в Сочи-2014г., Чемпионат Мира по Футболу-2018г. и т.д. На финансирование этих проектов только по официальным данным в ближайшее время будет направлено более 1-1,5 трлн. рублей, а с учётом реальных и внезапно возникших затрат расходы на них вполне могут превысить 2-2,5 трлн. рублей.
Это вполне сопоставимо с финансированием образования или медицины в течение 5 лет и этого достаточно, чтобы провести полноценную модернизацию всей страны на основе передовых производственных и управленческих технологий, а также решить проблемы с ветхим и аварийным жильём, изношенной коммунальной инфраструктурой, нехваткой школьных и дошкольных учебных заведений и т.д.
Тоже самое касается широко разрекламированной «индексации» пенсий, которая производится по заведомо заниженной оценке инфляции. В условиях, когда пенсии индексируются на 7-9%, а тарифы естественных монополий растут на 15-25%, это означает самое элементарное перераспределение бюджетных средств из карманов пенсионеров руки монополий.
Стоит отдельно отметить и заявленную «вторую волну» приватизации, которая, согласно официальным заявлениям представителей государственной власти, нацелена на повышение конкурентоспособности экономики и финансирование запланированного дефицита бюджета. Как показал опыт последних 20-ти лет, никакого повышения конкурентоспособности частных собственников ожидать не стоит: только за 1990-1996гг. размер ВВП упал на 45%, промышленное производство сжалось на 60%, инвестиции в основной капитал обвалились на 85%, выпуск высокотехнологичной продукции и оборудования упал на 85-95%.
Аналогичная ситуация складывается и с официально заявленной необходимостью покрытия дефицита бюджета. Во-первых, его просто нет – профицит только за январь-октябрь 2011г. превысил отметку в 2,5% ВВП, а объём резервов Правительства превышает 6,5 трлн. А во-вторых, за счёт распродажи государственных долей в крупнейших и зачастую стратегически важных отраслях экономики Минфин планирует извлекать порядка 276-310 млрд. рублей ежегодно, что не превышает 2-3% совокупных расходов бюджета.
Другими словами, намечаемая приватизация, также как и первая волна в 1992-1993гг. и 1995-1996гг., носит явно выраженный не экономический характер, а политический и имиджевый характер. Судя по всему, кому-то из руководства страны очень сильно хочется создать образ «эффективного управленца» в глазах Запада и распродать ключевые отрасли экономики. Вполне возможно, что не стоит упускать из виду и узкокорыстные интересы отдельных бюрократов, спутавших государственное имущество со своим собственным карманом и желающих легитимизировать на Западе свои доходы и активы.
Мощнейший удар по экономике России также нанесут предлагаемые изменения в источниках формирования доходной части федерального бюджета. Общий рост бюджетных доходов на 23% (с 10,3 до 12,6 трлн. рублей), главным образом, будет обеспечен за счёт перекладывания налогового бремени с нефтегазового сектора и сырьевых монополий на плечи обрабатывающих производств и, прежде всего, обычных потребителей.
Так, сборы НДС, который самым негативным образом сказывается на выпуске высокотехнологичной продукции с высокой долей добавленной стоимости и делает практически нереализуемой задачу модернизации страны, планируется увеличить более чем на 49% в течение уже ближайших 3-х лет - с 2,9 до 4,4 трлн. рублей. Мало того, что это нанесёт сильнейший удар по отраслям обрабатывающей и перерабатывающей промышленности, выпускающим наукоёмкую и высокотехнологичную продукцию, и сделает практически невыполнимой задачу модернизации страны. В конечном счёте, рост и даже сохранение существующих ставок НДС будет приводить к ускоренному росту цен на все товары и услуги и, в конечном счёте, тяжким бременем ляжет на население, больше половины которого и так находится за чертой бедности.
При этом никакой дополнительной налоговой нагрузки на самый высокорентабельный сектор российской экономики - нефтегазовый сектор - не планируется практически вовсе. Совокупный доход от нефтегазовых монополий вырастет лишь на 4% (с 5,2 до 5,4 трлн. рублей), тогда как сборы от таможенных пошлин не вырастут вовсе, а сборы НДПИ подрастут на скромные 11%. Однако сборы НДПИ за пользование не нефтегазовыми природными ресурсами не планируются к увеличению вовсе (20-30 млрд. рублей). При этом российские металлурги, химики, производители удобрений и золотодобытчики точно также извлекают сверхприбыли от эксплуатации природной ренты.
Таким образом, внесённый Минфином на утверждение в Госдуму бюджет, по сути дела, является бюджетом целенаправленного, осознанного и открытого отказа нынешних властей от какой бы то ни было модернизации страны и повышения пресловутой «инновационности» экономики. Судя по всему, термины модернизация и инновации в контексте нынешней ситуации в стране стоит рассматривать как фигуру речи, не связанную с реальным преобразованием России.
Данный бюджет закрепляет сырьевую направленность отечественной экономики и способствует ещё большей деградации промышленности, деиндустриализации экономики, снижению научно-технического и инновационного потенциала общества, архаизации производственных отношений и снижению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей в условиях нарастающей глобальной конкуренции с международным капиталом.
При этом происходит беспрецедентное со второй половины 1990-х гг. урезание и без того чрезмерно низких расходов на образование, науку, медицину, спорт и поддержку экономики, что способствует закреплению за Россией статуса сырьевого придатка экономически развитых стран и рынка сбыта для продукции глобальных корпораций.