Меры реагирования на нестабильность цен на сырьевые товары
Для предотвращения или смягчения негативного воздействия неблагоприятной динамики цен на сырьевые товары необходимы краткосрочные чрезвычайные меры. В то же время необходимо разработать способы улучшения функционирования рынков производных инструментов на базе сырьевых товаров, для того чтобы эти торговые площадки лучше выполняли свою роль в обеспечении надежных ценовых сигналов для производителей и потребителей сырьевых товаров, или по крайней мере для предотвращения того, чтобы они посылали искаженные сигналы.
В свете исключительно важной роли информации в определении динамики цен на сырьевые товары для улучшения функционирования этих рынков следует рассмотреть набор из четырех мер политики, особенно применительно к продовольственным товарам и энергоносителям. Во-первых, следует повысить прозрачность рынков физических товаров за счет обеспечения более своевременной точной информации о сырьевых товарах, таких, как свободные мощности и глобальные резервы нефти, а применительно к сельскохозяйственной продукции – культивируемые площади, ожидаемые урожаи, запасы и краткосрочные прогнозы спроса. Все это позволило бы коммерческим участникам рынков легче оценивать текущие и будущие фундаментальные связи между предложением и спросом.
Во-вторых, необходимо улучшить поток и доступ к информации на рынках производных инструментов на базе сырьевых товаров, особенно относительно позиций, занимаемых различными категориями участников рынка. Это позволило бы еще более повысить прозрачность рынков. В частности, меры, направленные на обеспечение соблюдения требований к отчетности для торговли на европейских биржах, по аналогии с требованиями, применяемыми на биржах Соединенных Штатов, значительно повысили бы прозрачность торговых операций и воспрепятствовали бы переносу операций в другие юрисдикции, исходя из регулятивных соображений.
В-третьих, ужесточение регулирования финансовых участников рынков, в частности лимитирование позиций, могло бы ослабить воздействие финансовых инвесторов на товарные рынки. Осуществление операций за счет собственных средств финансовыми учреждениями, которые занимаются хеджированием позиций своих клиентов, можно было бы запретить из-за конфликта интересов. Для этого необходимо найти "золотую середину" между введением чрезмерно ограничительного режима регулирования, который поставил бы под угрозу функции товарных бирж, связанных с передачей рисков, и внедрением слишком мягкого регулирования, которое в равной степени подорвало бы базовые функции бирж.
В-четвертых, органам, осуществляющим обзор за рынками, можно было бы поручить осуществлять непосредственное вмешательство в биржевую торговлю время от времени посредством закупки или продажи производных инструментов в целях недопущения резкого падения цен или для уменьшения "ценовых пузырей". Такие интервенции можно было бы рассматривать в качестве крайней меры для противодействия образованию спекулятивных пузырей в том случае, если реформы, направленные на повышение степени прозрачности рынков и на ужесточение регулирования рынков, либо не будут проведены, либо окажутся неэффективными. Хотя в основном такой "тригерный механизм" мог бы основываться на четких правилах и поэтому был бы предсказуемым, подобные интервенции непременно имели бы некоторые компоненты субъективных оценок. Тем не менее порой высказываются сомнения в способности регулирующих рынки органов или государственных ведомств понимать и отслеживать состояние рынка. Эти сомнения являются безосновательными, поскольку нет никаких оснований считать, что их понимание должно в какой-то мере отличаться от понимания других участников рынков; на рынках,
предрасположенных к "стадному поведению", все они имеют доступ к одной и той же информации. Кроме того, в отличие от других участников рынков орган, осуществляющий интервенции, не будет иметь никаких стимулов участвовать в какой бы то ни было форм "стадного поведения". Вместо этого он может разрушить каскады потоков информации, лежащие в основе "стадного поведения", сделав соответствующее заявление в тот момент, когда он посчитает цены слишком отклонившимися от фундаментальных параметров.